Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самоповреждающее поведение (общая характеристика феномена)




 

В психологии отклоняющегося поведения особую роль отдается изучению специфических аспектов саморазрушительного поведения личности, которое предполагает намеренное, как осознаваемая или не всегда осознаваемая активность личности в направленном причинении себя вреда. Психологически это выражается в физическом или психическом разрушении нормальной жизнедеятельности личности.

В современной науке феномен самоповреждающего поведения (далее, для удобства - СП) исследуется в широком междисциплинарном контексте психиатрии, психологии, социологии и культурной антропологии. Интерес к данной проблеме вызван как культурно-исторической устойчивостью и универсальностью модели СП, фиксируемой в разные исторические периоды, независимо от уровня развития общества, так и своеобразной интенсивностью и многообразием современных практик самоповреждений.

Несмотря на негативную социальную оценку СП, по данным исследователей, этот поведенческий феномен широко распространен и является одним из наиболее неконтролируемых, разрушительных и непредсказуемых типов поведения.

В современной психологии акты самоповреждения рассматриваются преимущественно в структуре аутоагрессивного и саморазрушающего (аутодеструктивного) поведения, расцениваемого как следствие психического расстройства или серьезных поведенческих проблем.

Аутодеструктивное поведение рассматривается в психологической науке в различном контексте. В психоанализе, как результат конфликта Я и Сверх-Я, который отражает, в конечном счете, противоречия реального и психического, внутреннего и внешнего, направляющего энергию Танатоса на разрушение индивида.

Бихевиоризм отвергает идею о внутренних “автономных” факторах в качестве причины действий человека, только внешние факторы несут ответственность за поведение. Деятельность человека можно объяснить только с позиций объективных отношений стимул-реакция-подкрепление. Деструктивное поведение рассматривается либо как отсутствие навыков, необходимых для совладания с проблемами повседневной жизни, либо как приобретение неправильных навыков и ошибочных паттернов поведения, которые сохраняются с помощью подкрепления.

Гуманистическое направление видит СП как следствие несоответствия между "реальным Я", страдающим под бременем жизненных обстоятельств, и глубинными чувствами человека, составляющими его "идеальное Я", не способность к независимому, самостоятельному поведению, уверенности в себе, отсутствие положительной самооценки.

На формирование таких форм поведения влияет множество факторов.

Одной из форм аутодеструктивного поведения является аутоагрессивное поведение, то есть агрессия, направленная на самого себя. В своём крайнем проявлении аутоагрессивность может выражаться в покушении на целостность своего организма, в суицидах, т.е. относится к делинквентному поведению.

Хотелось бы отметить, что в западной традиции существует обширный понятийный (категориальный) аппарат, описывающий феномен СП. На наш взгляд это связано с большей изученностью проблемы именно в западной психологической науке. Отечественные психологи, пожалуй, лишь приближаются к изучению этой темы.

В отличие от широкого понятия самодеструктивного, аутодеструктивного, аутоагрессивного, саморазрушительного поведения (self-destructive behaviour) для обозначения преднамеренного ущерба, причиняемого человеком собственному телу используются понятия self-injury (SI) - «самоущерб», self-harm (SH) - «самовред», self-inflicted violence (SIV) - «причиненное себе насилие», self-mutilation (SM) - «членовредительство», «самоистязание», «самоуродование», self-injurious behavior (SIB) - «самоповреждающее поведение».

Самоповреждающее поведение направлено на освобождение или уменьшение невыносимых эмоций (человек надеется справиться с эмоциональной болью) или связано с ощущением невозможности действовать или чувствовать.

Расширенное определение СП включает причинение вреда телу посредством нарушений пищевого поведения (анорексия и булимия), татуировок, пирсинга и ряда навязчивых действий: онихотилломании (разрушение ногтей и околоногтевых валиков), онихофагии (обкусывание ногтей и околоногтевых валиков), онихохейлофагии (обкусывание ногтей, околоногтевых валиков и губ), аутодепиляции - трихотилломании (выдергивание волос, синдром Аллопо) с возможной дальнейшей трихофагией (поедание волос), дерматотилломании (щипание кожи), вывихов суставов пальцев, а также других форм несмертельного повреждения, к которым относят: кусание рук и других частей тела (чаще - губ, языка); царапанье кожи; расчесывание ран, язв, швов, родимых пятен; самопорезы; перфорация частей тела с помещением в отверстие инородных предметов; удары кулаком и головой о предметы и самоизбиение (чаще - кулаком, проводом); уколы (булавками, гвоздями, проволокой, пером ручки и др.); самоожоги (чаще - сигаретой); неполное самоудушение (без желания усиления полового возбуждения или достижения сексуального удовлетворения); злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами и наркотиками (с отравлением и передозировкой без суицидального намерения); глотание коррозийных химикалий, батареек, булавок.

СП обычно не связано с попыткой самоубийства. Кроме того, ошибочно популярное представление о СП как о средстве привлечения внимания: большинство людей, склонных к самоповреждению, скрывают свое поведение и его следы от других, предлагают другие объяснения своих ран и шрамов. В частности, поэтому точная статистика по СП отсутствует.

К специфическим формам самоповреждения относятся и телесные модификации, более подробному рассмотрению, которых мы и хотим посвятить следующий раздел.

 

Телесные модификации

 

В наиболее обобщенном виде модификации тела представляют собой различные формы и способы видоизменения тела через повреждение кожи (нанесение порезов, шрамирование, клеймение, прокалывание, татуировку, ампутации и другие хирургические вмешательства), осуществляемые добровольно, самостоятельно или с помощью специалистов по модификациям тела ради достижения психологических, эстетических, духовных, идеологических целей.

Существует множество видов телесных модификаций:

· Татуировки

·   Пирсинг

·   Шрамирование (скарификация)

·   Клеймение (брэндинг)

·   Имплантация

·   Разрезание языка (сплит).

Тату, пирсинг, скарификация и другие, подобные им болезненные и экстремальные для современного общества "украшения" имели реальную функцию социальной дифференциации и идентификации в древних и современных диких племенах.

Такими способами они отмечали принадлежность человека к той или иной этнической и племенной группе, клану, а также его племенной ранг и социальный статус, уровень достатка и привилегии.

В некоторых племенах подобными процедурами сопровождается процесс инициации молодых людей - конец детства и начало взрослой жизни.

У полинезийцев существовала магическая связь с рисунками. На Бирме делают татуировки на бедрах и руках в виде различных фантастических контуров и фигур, которые, по поверьям местных жителей, служат оберегом против их врагов. У воинов с острова Борнео на плечах были обнаружены знаки, обладающие, по мнению их обладателей, магическим свойством.

И сегодня среди арабов татуировке приписываются магические качества. Чтобы вызвать беременность рисунок из точек наносится вокруг пупка на 2-й или 3-й день менструации. А точки на детских носах, особенно у мальчиков, наносятся, чтобы защитить их от травм. В Египте татуировка в виде маленькой птички у глаза служила для исправления зрения.

Во всем мире были известны татуировки «на удачу». Особенно они распространены среди моряков, которые являются едва ли не самой суеверной категорией населения. Счастливые и несчастливые числа, подковы, черные кошки и множество других вещей составляют набор суеверного человека. А у американских моряков в качестве оберега от потопления служат свиньи и петухи, татуированные изображения которых они носят на левом подъеме ноги.

Подобные же функции принадлежности и отличия носят татуировки в наше время в преступном мире. Наибольший расцвет татуировка получила в Японии в организованных преступных группировках якудза.

Отечественная история так же изобилует примерами телесных модификаций, самые распространенные - это клеймение и татуировка.

С начала XVIII века в России широко применялось клеймение людей. Крестьяне практически всех регионов были обязаны иметь на теле знак своего владельца. Согласно указу Петра I от 1712 года клеймили левую руку рекрутам, втирая в место ожога порох. До 1757 года осужденным вырывали ноздри и выжигали на лбу и щеках буквы «ВОР» и «КАТ». Кроме того, людей клеймили аббревиатурами «С.К.» - ссыльнокаторжный, «СП» - ссыльный поселенец.

Татуировка в России в конце-19-начале 20 веков изначально являлась одним из символов аристократичности: тон в моде задавал императорский двор. Известно, что последний русский император Николай II во время визита в Японию приобрел на теле узор в виде дракона. Татуирован был и Великий князь Михаил Александрович. Мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, сразу сразила представителей света и богемы. Уже в 1906 году в Санкт-Петербурге открывается первый салон художественной татуировки, развитие искусства набирает обороты. Но дальнейшее развитие татуировки, как вида искусства, прекратилось после Октябрьской революции. Тату сразу попадает в разряд буржуазных и вредоносных «пережитков царского режима».

В советский период российская татуировка подверглась гонению в основном из-за сформировавшейся в 1910-1930 гг. мощной асоциальной прослойки (т.н. «воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. Известно об узаконенном запрете татуировки, грозившем тюремным заключением в период 1937-39 гг. В последующих уголовных кодексах запрет на татуировку в России отсутствует. Возможно, что такая трансформация отношения к татуировке произошла в период Великой Отечественной войны, и связано это с участием уголовного элемента в военных действиях в составе штрафных батальонов на стороне Красной Армии. С войны вернулось достаточное количество татуированных героев, и запрет на татуировку в России просто потерял свой смысл.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: в прошлом телесные модификации служили совершенно иным целям, нежели в современном обществе. В частности - для социальной идентификации, в качестве оберегов от злых сил, как обязательная мера при инициации и для социальной дифференциации в преступном мире.

Очень серьезно относились и к выбору символики наносимых рисунков или шрамов, что в наше время почти утеряно, ближе всего к традиционному нанесению татуировок и шрамов остаются только представители преступного мира.

Хотелось бы отметить, что в последние пару десятилетий в западных странах и США отмечается возрождение интереса к разного рода телесным модификациям.

Термин «боди-арт», известный ранее как синоним эпатажного искусства, вошёл в широкий обиход и нашего, российского общества.

Это связанно и с влиянием шоу-бизнеса, благодаря которому тело становится объектом пристального внимания, которое дополнительно можно привлечь с помощью разрисовывания тела или других телесных модификаций, а также с формой некоего протеста у отдельных социальных групп, в частности в субкультурах.

Можно с уверенностью утверждать, что такие экстремальные виды «украшательства», как прокалывание ушей, языка и некоторые другие, пришли в современный боди-арт, благодаря именно субкультурным сообществам.

А стремление украсить своё тело с помощью художественной росписи или возрождение искусства татуажа имеет явно этнические корни.

Боди-арт (англ. body art, искусство тела) - одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью жестов, поз, нанесения на обнаженное тело знаков, часто с использованием дополнительных аксессуаров.

Современный боди-арт находится на стыке изобразительного искусства, дизайна, макияжа или фейс-арта и парикмахерского искусства.

Это может быть и рекламный боди-арт, при котором на тело модели наносится рекламная информация. И художественный - рисунок здесь может быть выполнен в различных стилях: абстрактном, сюрреалистическом, в стиле «модерн», «барокко» или в любом другом. Так же роспись боди-арт может нести в себе ритуальный или мистический смысл.

В данном искусстве отправной точкой становится тело человека, которое рассматривается как объект для изменения или украшения.

На наш взгляд это очень спорный вид искусства. К боди-арту относят разнообразное украшательство тела, спектр его очень широк: от простого рисования по телу, до повреждения кожных покровов при пирсинге или шрамировании.

И где провести грань между модой на украшение тела и девиатными отношениями с телом - вопрос очень спорный. Почему проколотые уши нормально, а проколотый нос уже нет? Или рисунок хной на теле это вид искусства, а шрамирование - вид самоповреждающего поведения?

Один из аргументов противников причислить СП к девиантному поведению звучит следующим образом. Человек, выбирающий СП, не причиняет вреда другим, аразрушает лишь самого себя, и у него на это есть право.

Но такие дискуссионные вопросы по поводу признаков отличающих норму от девиации характерны для девиантного поведения «нового» типа.

Что касается нашей позиции, как исследователя, то вкратце она такова.

Мы считаем, что любые агрессивные телесные модификации, связанные с причинением боли, повреждениями, разрушением тела или экстремальным его изменениям, относятся к девиантному поведению.

Стоя на позициях гуманистической психологии, мы уверены, что отдельный человек представляет несомненную ценность для общества, и, следовательно, саморазрушающее поведение нуждается в изучении и коррекции.

Обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить:

В современном обществе телесные модификации утратили свои первоначальные функции; мы наблюдаем достаточное количество татуированных и пирсингованных людей, которые руководствуются иным желанием, нежели подчеркнуть либо обозначить свой статус, защитится от мистических сил и т.д.

На наш взгляд, ими руководят совершенно иные мотивы и желания, которые нам предстоит выявить с помощью феноменологического подхода и, в частности, описания психологических портретов таких людей.

В следующем разделе нам хотелось бы поговорить о тех психологических особенностях, которые характеризуют людей, склонных к девиации вообще и, возможно, к телесным модификациям, в частности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...