Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Объект и методы исследования




Объект исследования

 

Объектом исследования являются молодые люди (18-23 года), имеющие различные телесные модификации (татуировки, пирсинг, шрамирование и т.п.).

Мы уже упоминали о том, что наша работа создана в русле феноменологического подхода. Исходя из этого, мы не стали набирать большую экспериментальную группу, а решили подробно описать несколько клиентских случаев. Для нас это явилось хорошим поводом отработать и собственные профессиональные навыки, поскольку мы собираемся после обучения начать карьеру практического психолога.

Исходя из нашей гипотезы о том, что молодые люди, имеющие различные телесные модификации, имеют общие психологические особенности, был выбран комплекс различных методов позволяющих составить наиболее полный психологический портрет, для более качественного сравнения и анализа в поисках общих психологических особенностей.

Методы

 

В качестве основных методов исследования были выбраны наблюдение, беседа, рисуночная методика и опросник Басса-Дарки на определение уровня агрессии.

Наблюдение

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение, наряду с самонаблюдением, является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение «внешней» валидности.

· Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не столько фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, сколько создание некоторой обобщенной картины поведения индивида, либо группы в определенных условиях.

·   Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. Во втором случае исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо по прошествии времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, и, следовательно, достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, наблюдатель находится в постоянном естественном общении с ним.

Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется.

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя, может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы.

Мы использовали несистематическое включенное наблюдение. С каждым клиентом было проведено от 2 до 3 встреч. Результат частично фиксировался сразу, частично по прошествии времени.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:

. Определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации;

2. Выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

.   Строится план наблюдения (ситуации - объект - время);

.   Выбирается метод обработки результатов;

.   Проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может наблюдать:

) речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т.д.);

) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.;

) движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и направление движений и пр.);

) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.).

Главная проблема регистрации результатов наблюдения - категоризация поведенческих актов и параметров поведения. Помимо этого наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой.

Мы понимаем, что наблюдение как метод не лишен недостатков. На качество проведения метода влияют личность психолога, его профессионализм, мера включенности в ситуацию. Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Для гештальтпсихологии, в парадигме которой проводилась наша работа, наблюдение является важнейшим методом. Это же касается и феноменологического подхода. Самый факт того, что данный подход ориентирован на изучение конкретной личности, предполагает доверие наблюдателю, собирающему факты, феномены.

Наш личный опыт в практической психологии подтверждает тот факт, что опытный психолог способен сформулировать гипотезу о проблеме клиента, опираясь на результаты лишь одного наблюдения.

Беседа

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть «клинического метода» и целенаправленный опрос «лицом к лицу» - интервью.

Решающее значение при проведении беседы имеет доверительный контакт между психологом и опрашиваемым. Но, ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе беседы и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику.

В ходе беседы нами были заданы вопросы, позволившие выяснить отношения клиента к своим модификациям, причины, толкнувшие его на изменения, отношения к нему окружающих и т.п. Беседа проводилась нами неоднократно, содержание и характер вопросов варьировался в зависимости от ситуации. Ответы на вопросы фиксировались письменно в ходе беседы.

Мы осознаем, что для проведения психологического интервью или опроса, у нас недостаточно практического опыта. Но мы в дальнейшем намеренны, продолжать работу практического психолога, и этот случай явился для нас важнейшим и необходимым опытом.

Вопросы беседы:

. Возраст, род занятий.

2. Количество и виды телесных модификаций.

.   В каком возрасте, и при каких обстоятельствах появились первые модификации?

.   Какие причины толкнули модифицировать свое тело?

.   Отношение родителей, друзей и окружающих.

.   Отношение к себе, ощущения, положение в обществе после появления модификаций?

.   Есть ли планы дальше модифицировать свое тело?

Результаты наблюдения и беседы были нами обработаны и обобщены.

В психологической практике существует феноменологический подход. Он предполагает более или менее подробное описание одного клинического случая. На примере этого случая авторы пытаются проследить закономерности исследуемого явления. Чаще всего в литературе предполагается следующий вариант феноменологического описания: описывается некий эпизод - дается его комментарий.

Мы понимаем, что использование этого психологического приема требуют большой осторожности и корректности.

В нашей работе мы попытались максимально воздержаться от интерпретаций.

Рисуночная методика

Инструкция:«Нарисуй свое тело в цвете, на это у тебя будет 20 минут».

Цель методики:Проанализировать образ тела, отношение к своему телу.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги.

Опыт показывает, что люди, осознающие свое тело, рефлексирующие по поводу его потребностей, получая такую инструкцию, изображают свое тело реалистично, говорят о нем охотно, без видимых признаков тревоги. Такой человек говорит о своем теле, как правило, используя «прямые послания», то есть избегает метафор и сравнений.

Гештальтпсихология предполагает, что человек, имеющий проблемы на уровне восприятия своего тела, часто изображает абстрактные линии, отдельные части тела, или, наоборот, некоторые части не рисует. Обсуждение рисунка вызывает смущение, беседа часто прекращается, рассуждения ведутся на абстрактном, отвлеченном уровне. Как будет видно из экспериментальной части, это мы и наблюдали у всех наших клиентов.

По окончанию рисования с клиентом дополнительно была проведена беседа. Были заданы вопросы: что изображено на рисунке, расскажи конкретно про детали рисунка, и т.д. в зависимости от самого рисунка.

Опросники

Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов, в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).

По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...