Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опросник для определения уровня агрессивности Басса-Дарки




С помощью этой методики мы намеревались измерить уровень агрессивности клиента, поскольку наше первоначальное предположение связано с тем, что у людей, склонных к экстремальным телесным модификациям, он повышен.

Вопросы опросника и технология обработки представлены в приложении.

Таким образом, методы сбора психологических данных, выбранные нами, различны; они позволяют исследовать личность с разных сторон, во всем многообразии её качеств, и, следовательно, мы сможем составить полный психологический портрет.

психологический молодой самоповреждающий девиация


 

Глава 3. Эмпирическое исследование: описание и комментарии психологических портретов

 

Для описания психологических портретов было выбрано 6 человек имеющих различные телесные модификации (пирсинг, татуировки, шрамирование, тоннели, сплит языка и т.п.). Несмотря на то, что феномен телесных модификаций постепенно приобретает массовое распространение, нам не удалось собрать большую группу испытуемых. По нашему мнению на то есть следующие причины: помимо демонстративности, у таких людей присутствует повышенная тревожность, связанная с телом, и многие из наших потенциальных клиентов, тех, кто сначала согласился работать с нами, позже отказались, узнав, что от них требуется.

Как неоднократно говорилось выше, для описания психологических портретов мы использовали феноменологический подход, широко используемый в психологии и особенно в гештальтподходе, в рамках которого мы работали. Его сущность - описание психологических феноменов (опыта, чувств, жизненных ситуаций). Практический опыт работы с одним клиентом тоже является феноменологическим случаем.

В таком случае описание представляется в виде протокола, в котором представлен феномен и его объяснение. Главная трудность при работе заключается в том, что психологу следует максимально воздержаться от личных интерпретаций.

Психологически портреты с комментрариями:

Илья, 23 года

Имеются следующие телесные модификации: прокол уха, 3 шрамирования; пирсинг в носу.

Молодой человек работает продавцом в фирме, занимающейся поставкой и продажей компьютерного оборудования.

Встречались два раза. Свою помощь предложил сам, откликнулся на нашу просьбу в социальной сети, с интересом расспрашивал о направлении исследования, выразил сомнение по поводу, что мы найдём существенные отличия между ним и остальными людьми.

Помимо длинных волос, других признаков демонстративности во внешности не наблюдается. Все искусственно нанесённые шрамы скрыты от всеобщего обозрения под одеждой.

После приветствия, попросил называть его на «ты». Во время беседы вел себя спокойно, отвечал на вопросы, почти не задумываясь, охотно.

Разговаривал слегка свысока, надменно (во время обсуждения различных модификаций попытался объяснить, что такое сплит, хотя предполагалось, что мы, изучая тему, выяснили, что это такое).

На наш взгляд, это выглядит, как проявление демонстративности; клиент, осознанно или нет, понимает, что отличается от других людей.

Демонстративность, как склонность выставлять напоказ свои личностные качества, акцентировать внимание на переживаниях и чувствах, может проявляться в поведении людей по-разному. Может принимать, скажем так, «мягкую форму», а может выглядеть как заострённая черта, акцентуация личности. Демонстративность может быть и скрытой, подавляемой характеристикой личности.

В данном случае именно стремление клиента показать свои особенные знания по таким специфическим вопросам и является проявлением демонстративности.

История появления модификаций:

В 15 лет проколол ухо;

В 18 нанёс первый шрам: на руке 6 полос, таким образом, хотел зафиксировать 6 значимых событий, произошедших в это время. Сделал себе сам, остальные делали другие люди. Сделал просто полосы, так как не знал, какой выбрать рисунок, и не смог бы сам сделать себе что-то сложное.

Следующее шрамирование было сделано в 20 лет. Это рисунок, изображающий кошку. Шрам символизирует для него образ любимой девушки. Рисунок расположен на плече.

Вообще все шрамы отображают для него что-то значимое, например, на груди шрам в виде сердца и кошачьей лапки (появился в возрасте 21-го года), которое сделала ему его девушка в честь помолвки.

На вопрос о цели данного шрама он, смеясь, сказал: «Пометила меня таким образом».

Ближайшее время Илья планирует сделать еще татуировку, и хотел бы сплит (разрез) языка, но признает, что это может помешать его учебе и работе, так как каждый день ему приходится взаимодействовать с большим количеством людей, которые могут воспринять его из-за этого негативно.

«Понимаешь, я работаю продавцом, и мне положено выглядеть определённым образом, иначе всех клиентов распугаю…»

Этот ответ, а также стремление сотрудничать с нами, позволяет предположить, что социальные связи, пусть даже и формальные, значимы для нашего клиента. То есть социальный протест, вызов ценностям общества, асоциальное поведение не руководят его поведением.

Это предположение подтверждается мотивами, побудившими клиента к самоповреждающему поведению, которые были озвучены Ильей.

Первоначальной причиной изменений он назвал интерес и желание подражать кумирам и сверстникам:

«В школе в старших классах все что-то себе делали, парни прокалывали уши, что бы быть похожими на рок звезд».

А про более осознанный возраст сказал:

«Захотелось быть не таким как остальные, стало интересно поэкспериментировать над своим телом».

Снова мы замечаем проявление демонстративности - «не как все».

Родные относятся к модификациям спокойно; окружающие - по-разному: друзья воспринимают положительно, им нравится, а незнакомые люди чаще реагирую негативно.

«За проколотое ухо и губу на улице приходилось выслушивать немало негативных эпитетов».

Илья окончил медицинский институт и сейчас помогает другим людям меняться, делая разнообразные модификации. Работает на дому, делает пирсинг, шрамирование, татуировки и т.п. В будущем планирует открыть собственный салон.

Поскольку по роду своей деятельности он почти ежедневно встречается с людьми, которые решились на телесные модификации, то мы попросили его составить некую классификацию его «клиентов».

Илья разделил этих людей на три группы, взяв за основу возраст и видимые причины, толкающие на модификации.

. 14-18 лет, подростки; самая многочисленная группа, делают из интереса и любопытства, следуя моде, хотят выделиться из толпы. Как правило, они выбирают «простые», не экстремальные модификации (пирсинг в губе, языке, пупке, небольшие татуировки). К тому же в официально действующих салонах все операции до 18 лет делаются только с разрешения родителей.

. 18-25 лет, уже пробуют экстремальные изменения, стремятся к новым ощущениям и экспериментам над своим телом, либо хотят оставить на себе память о чем-то. Здесь на первый план выходят нанесение шрамов, более масштабные татуировки, сплит языка, тоннели.

. Люди после 40 лет; самая малочисленная категория. Это люди желающие разнообразить свою сексуальную жизнь, порадовать партнера, любимого человека. В основном с этой целью выбирают пирсинг на интимных местах.

После беседы Илье было предложено выполнить рисуночную методику.

Инструкция: «Нарисуй свое тело в цвете, на это у тебя будет 20 минут».

Цель методики: проанализировать образ тела, отношение к своему телу.


Процесс рисования:

Прежде, чем приступить к рисованию, Илья задавал уточняющие вопросы:

« А что именно нужно рисовать?», «А обязательно нужно рисовать человеческую фигуру?».

На наш взгляд, это говорит о тревожности. Мы понимаем, что незнакомая инструкция сама по себе способствует повышению уровня тревоги. И всё-таки наш опыт показывает, что достаточное количество людей приступают сразу к выполнению инструкции, рисуют молча, без комментариев.

Интерпретация рисунка:

Рисунок выполнен импульсивными, размашистыми линиями, что подтверждает наше предположение о тревожности клиента. Дополнительно импульсивные линии позволяют предположить ослабленный волевой контроль, склонность к необдуманным реакциям.

На рисунке мы видим несколько волнистых полос, сделанных карандашами разных цветов, полосы перечёркнуты чёрными линиями крест-накрест. В центре - несколько плотных штрихов, сделанных чёрным же карандашом. Над ними нарисован маленький красный квадрат.

Рисунок вызывает тревогу и производит отталкивающее впечатление.

По окончанию рисования состоялась беседа.

Автор: Расскажи о своем рисунке.

Илья: Я не очень отождествляю себя со своим телом. Нарисовал свою внутреннюю сущность. Тело для меня только оболочка, для меня не очень важно, как оно выглядит. Если мое тело будет выглядеть как-нибудь по-другому, внутри меня ничего не изменится.

Хотелось бы сразу отметить, что клиент сам говорит, что не отождествляет себя со своим телом. И далее возникает вопрос: если тело для клиента не важно, для чего он изменяет себя именно внешне?

Автор: Расскажи подробнее про то, что ты нарисовал. Я вижу тут много цветов, деталей, что они для тебя?

Илья: Я нарисовал многогранность своего внутреннего мира. Разные его составляющие, красный квадрат это пустота внутри меня, которую я периодически заполняю общением, музыкой (задумался), ну или еще чем-нибудь. Эти полосы это первые мои шрамы на теле, символизирующие важные события, значительно повлиявшие на мою жизнь.

Напомним, что с позиций гештальтпсихологии, взгляды которой мы разделяем, такое восприятие себя связано со слабым знанием своего тела, более того - со страхом перед ним, непринятием, и, возможно, агрессией по отношению к своему физическому облику. И поэтому рассказы о важности внутреннего мира в данном случае «прикрывают», маскируют этот страх.

Автор: У меня эта пустота внутри тебя, изображённая в виде квадрата, вызывает беспокойство…

Илья: Мне тоже она не нравиться, как не нравиться реальное ощущение внутренней пустоты, которое периодически возникает… Но я не знаю, что с этим делать…

Гештальтпсихология не позволяет нам однозначно говорить за клиента, но, тем не менее, основываясь на высказываниях Ильи, мы можем выдвинуть некую гипотезу.

Мы считаем, что внутреннее напряжение, «пустота», связанная с незнанием, непониманием себя, своих личностных смыслов, толкают некоторых молодых людей к самоповреждающему поведению. Ибо изменить своё тело, даже такими экстремальными способами, легче и проще, нежели познать внутреннюю сущность.

Во время второй встречи Илье был предложен опросник Басса-Дарки.

С помощью этой методики мы намеревались измерить уровень агрессивности клиента, поскольку наше первоначальное предположение связано с тем, что у людей, склонных к экстремальным телесным модификациям, он повышен.

Получив бланк, Илья принялся читать вопросы вслух и комментировать прочитанное. Некоторые комментарии мы приводим ниже.

. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

Комментарии: А вы разве нет?

. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

Комментарии: Что за некорректный вопрос?

. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

Комментарии: Я еще не настолько энцефалопат!

. Я не способен на грубые шутки.

Комментарии: Способен на очень грубые.

В комментариях звучала явная агрессия и вызов.

Нужно сказать, что мы впервые встречаемся с такой реакцией на заполнение опросника. И предполагаем, что такая повышенная агрессивная и демонстративная реакция на самом деле связанна с высокой тревогой и неуверенностью.

Обработать результаты опросника оказалось невозможным, поскольку ответов «да» или «нет» мы не получили.

На основании наших наблюдений, беседы, проведённой с клиентом, а также анализа рисунка и опросника можно предположить следующее:

Для Ильи характерны следующие психологические особенности: слабое восприятие тела, не желание прислушиваться к своим чувствам по поводу своего тела, рефлексировать по поводу него. Подавленная агрессия и, как следствие, высокая аутоагрессия, которая и толкает нашего клиента на самоповреждающее поведение. Так же наблюдается несоответствие во внешности, поведении и в демонстративных реакциях на вопросы, что может говорить о высокой нереализованной потребности демонстрировать себя. В свою очередь это приводит к внутреннему напряжению, тревоге и нежеланию анализировать свои действия.

Элеонора, 21 год

Имеются следующие телесные модификации: 1 шрамирование (на руке), 5 дырок в ушах, проколот пупок.

Заканчивает 5 курс Красноярского Государственного Аграрного университета.

Встречались три раза. Свою помощь предложила сама, откликнулась на нашу просьбу в социальной сети, проявляла интерес к теме, задавала вопросы, помогла с поиском еще одного клиента.

Выглядит необычно: несимметричная прическа, волосы окрашены в белый цвет, кое-где зеленые пряди, яркая одежда (разноцветный полосатый свитер); охотно и с удовольствием демонстрирует шрамирование на руке.

Во время беседы вела себя эмоционально, охотно отвечала на вопросы, много говорила вообще и много рассказывала о себе; в разговоре часто возникали посторонние темы.

Мы видим яркое проявление демонстративности и во внешнем виде, и в многословности, а также в стремлении демонстрировать свои чувства, вызванной повышенной потребностью во внимании.

История появления модификаций:

В 13 лет проколола уши;

В 15 пупок;

В 20 лет сделала шрамирование: рисунок нотный стан с мелодией из песни Beatles. Расположен на левой руке.

На вопрос, почему был выбран именно такой рисунок, Элеонора сначала затруднялась ответить, но позже в разговоре она упомянула про случай из детства:

Элеонора: Я же раньше училась в музыкальной школе, там была одна учительница, в общем, она мне все желание заниматься музыкой и играть (на пианино) отбила. Не хочу говорить про это, но это было травмирующим событием в моей жизни.

Автор: Как ты думаешь, это событие повлияло на выбор рисунка для шрама?

Элеонора: (задумалась) Думаю да.

И практически сразу переводит разговор на другую тему:

Элеонора: Кстати, сейчас это уже не, совсем, та мелодия, шрам плохо заживал, и рисунок немного сместился, если профессиональный музыкант посмотрит, скажет, что чушь какая то, а не песня (смеется), но я то знаю, какая должна была быть и не расстраиваюсь.

Такое поведение, может означать что, не смотря на разговорчивость и большой объем информации, которую она готова выдать малознакомому человеку на первой встрече, о событии, которое, возможно, непосредственно связанно с ее отношением к шраму, она говорить, не готова. Иными словами, клиент испытывает высокую тревогу при приближении к болезненной теме.

Делать себе, что-то еще не планирует, считает, что для нее этого достаточно.

«К тому же у меня низкий болевой порог, первые порезы переносила сложно (обычно шрамирование делается в несколько этапов и в несколько встреч), но желание быть не такой как все победило, и я стала делать дальше. К тому же сейчас все не очень хорошо заживает, рисунок сместился, тело как будто сопротивляется».

Такой ответ может означать, что ее озвученное желание быть не такой как все, побудило идти наперекор своему телу, терпеть боль и неприятности, связанные с заживлением шрама, что может свидетельствовать, что мотивы могут быть гораздо глубже, нежели простое желание выделится.

Частично это подтверждается мотивами выбора модификации, озвученными Элеонорой.

Элеонора: Когда делала пирсинг, мне было просто интересно, увидела, у кого-то и тоже захотелось. А когда шрамирование, то было любопытно, как это будет смотреться на мне и хотелось, что бы на мне была эта мелодия.

Автор: А почему именно шрамирование, могла же выбрать и татуировку?

Элеонора: Ну, во-первых, мне хотелось именно вырезать рисунок и посмотреть, что из этого получится, а во-вторых, мама была бы категорически против татуировок, так как по ее мнению их делают только заключенные.

Клиентка сама дала нам повод для плавного перехода к вопросу об отношении родных, друзей и окружающих к ее модификациям.

Элеонора рассказала, что мама относится к ее шраму нормально, но иногда когда они начинают ссориться, она говорит, что ей не нравится, что ее дочь делает такое с собой. Друзья относятся с пониманием, у многих тоже есть какие-либо модификации. Одногруппники относятся с любопытством, без негатива.

Вообще она считает, что делала это в первую очередь для себя и не нужно демонстрировать шрам каждому встречному.

Здесь мы заметили несоответствие слов с поведением: клиентка продолжала сидеть с закатанным рукавом, и все проходящие мимо официанты и посетители кафе, в котором была встреча, могли беспрепятственно рассмотреть ее руку.

Это подтверждает наше предположение о демонстративном поведении, которое даже не осознается и не отслеживается Элеонорой.

Во время второй встречи клиентке было предложено выполнить рисуночную методику.

Инструкция: «Нарисуй свое тело в цвете, на это у тебя будет 20 минут».

Цель методики: проанализировать образ тела, отношение к своему телу.

Процесс рисования:

Рисовать начала молча, но в действиях видна тревога: долго перебирала карандаши, вертела лист бумаги.

Интерпретация рисунка:

В левом углу листа нарисована женская фигура по пояс, слабыми едва заметными линиями, ярко раскрашены только волосы, черты лица четкие.

Рядом, но чуть выше, изображена вторая фигура, силуэт девушки. Черты лица отсутствуют, четко не изображены руки и ноги, хотя и обведены жирным чёрным контуром. Опять же ярким (красным и желтым) цветом выделены только волосы.

По окончанию рисования состоялась беседа.

Автор: Расскажи о своем рисунке. Я вижу на листе бумаги 2 фигуры…

Элеонора: На первом изображено то, как я чувствует себя здесь и сейчас, такой видите вы меня. А на втором то, как я ощущаю себя постоянно. У меня где-то есть старое фото, где я в таком образе, с такой прической.

Автор: Я вижу, что на втором рисунке ты не изобразила лицо…

Элеонора: Выражение лица может меняться, изображать разные эмоции. Для меня очень важно лицо человека, как оно реагирует на меня, на мои слова. Но какое-то одно выражение я выбрать не могу, так как по-разному ощущаю себя все время. На первом я изобразила лицо, я улыбаюсь на рисунке, это значит, что сейчас мне хорошо.

Для нас этот отрывок явно подтверждает и демонстративность, и тревожность клиентки. Она указывает на то, что ей важна реакция других на неё, и в то же время затрудняется выбрать одно выражение лица.

Так же мы видим потребность в социальном признании, одобрении: «как оно (лицо другого человека) реагирует на меня».

Автор: Но ты не нарисовала тело как таковое, да и на втором рисунке очертания тела не прорисованы четко. С чем это связанно?

Элеонора: Не так важно как я выгляжу, важнее то, что внутри, как я себя ощущаю. Вообще материальные вещи могут отобрать, что-то с телом плохое сделать, но то, что внутри меня всегда будет со мной.

Такой рисунок и объяснение, приводят к выводу, что потребность в демонстративности привела к конфликту внутренней сущности и внешнего образа. Мы наблюдаем: слабое знание своего тела, и все попытки прислушиваться к его потребностям вызывают страх и желание подчинить тело своим внутренним представлениям.

Фраза «могут… что-то с телом плохое сделать…» позволяет выдвинуть предположение о том, что часто на телесные модификации людей подвигает некая травмирующая ситуация.

И в то же время уже у второго клиента звучит идея о том, что ему «не важно, как он выглядит», а важен внутренний мир. Но при этом изменения затрагивают лишь внешность.

Во время третьей встречи Элеоноре был предложен опросник Басса-Дарки.

С помощью этой методики мы намеревались измерить уровень агрессивности клиента, поскольку наше первоначальное предположение связано с тем, что у людей, склонных к экстремальным телесным модификациям, он повышен.

Взяв бланк, девушка сразу приступила к выполнению задания. Делала, молча и быстро, создавалось впечатление, что она не особо обдумывает вопросы.

Обработав данные, мы получили, что индекс агрессивности не высокий, а индекс враждебности превышает норму.

На основании наших наблюдений, беседы, проведённой с клиентом, а также анализа рисунка и опросника можно предположить следующее:

Для Элеоноры характерны следующие психологические особенности:

Слабое знание своего тела и, как следствие не желание прислушиваться к его потребностям. Вероятно, что травмирующее событие детства заложило основу для аутоагрессивного поведения. Характерна демонстративность, не всегда осознаваемая и иногда и отрицаемая ей самой. Уровень тревожности повышен.

Для нее важно социальное признание и внимание других людей.

Мария, 23 года

Имеются следующие телесные модификации: пирсинг в языке, множество дырок в ушах, 2 дырки в брови.

Окончила Красноярский государственный педагогический университет, в настоящее время нигде не работает.

Встретились 2 раза. Согласилась на встречу по моей просьбе, но отнеслась с интересом и энтузиазмом, задавала много вопросов о ходе исследования, про методы, про, то, что уже удалось узнать и т.п.

Выглядит демонстративно: яркий макияж, много деревянных и металлических украшений, рваные джинсы, хорошо заметен пирсинг в ушах и брови.

Во время беседы ведет себя раскованно, шутит, много говорит, на вопросы отвечает охотно, но на некоторые вопросы отвечает с волнением, что проявляется в понижении голоса.

Мы наблюдаем демонстративность во внешнем виде и в многословности, что может говорить о повышенной потребностью во внимании. Так же наблюдаемое волнение говорит о том, что темы, касающиеся ее тела, вызывают тревогу.

История появления модификаций:

В 15 проколола уши;

В 19 бровь и язык, сделала себе своеобразный подарок на день рождение.

В планах сделать себе татуировку и хотела бы проколоть нос, но считает, что это может помешать ей устроиться на работу: «Мне и так перед собеседованиями приходится снимать пирсинг из брови и в ушах оставлять по минимуму».

Такой ответ, а также стремление сотрудничать с нами, позволяет предположить, что социальные связи, пусть даже и формальные, значимы для клиента. То есть социальный протест, вызов ценностям общества, асоциальное поведение не руководят ее поведением.

Мотивом выбора модификаций изначально называет желание экспериментировать со своим телом, подчинить свое тело таким образом.

«В нашей жизни человек может распоряжаться только своим телом, только его может контролировать, подчинять, и пирсинг и различные порезы - один из способов почувствовать власть над своим телом», - говорит клиентка.

Так же отмечает, что для нее доставляет удовольствие сам процесс прокола, особенно если его делает особенный человек:

«Важен тот, кто мне прокалывает, с ним, таким образом, устанавливается особая связь».

Мы наблюдаем потребность подчинить себе тело, через пирсинг обозначить для себя границы своего тела, «почувствовать власть над своим телом».

Чуть позже призналась, что в детстве, чтобы избавится от душевных страданий, почувствовать себя, резала руки.

Этот факт подтверждает наше предположение о размытых личностных границах молодых людей подобного типа. Стремление причинить себе боль позволяет таким людям в символической форме «вернуться» в своё тело.

Когда рассказывала об этом, очень нервничала, практически перешла на шепот: «Ты только не пиши про это, это так глупо, мне стыдно такое рассказывать».

Такое проявление тревоги подтверждает, что вопросы, связанные с телом для нее глубоко личные, от этого и такое сильное волнение.

Считает, что с появлением модификаций стала более уверенной, стала больше себе нравиться.

Мария: Я стала по-другому ощущать свое тело.

Автор: Как это «по-другому» для тебя?

Мария: Ну…по-новому как-то…мне сложно объяснить.

Родители к пирсингу Марии относятся негативно: «Они считают, что я выгляжу как подросток, что это некрасиво».

Друзья же считают, что у нее оригинальная внешность, и разнообразный пирсинг ей очень идет. У многих ее друзей так же есть различные телесные модификации, и она считает, что те, кто идет на это, обладают более тонкой душевной организацией, они более других направлены на познание своего внутреннего мира через эксперименты над телом.

Во время второй встречи клиентке было предложено выполнить рисуночную методику.

Инструкция: «Нарисуй свое тело в цвете, на это у тебя будет 20 минут».

Цель методики: проанализировать образ тела, отношение к своему телу.

Процесс рисования:

Начала рисовать быстро и импульсивно, яркими карандашами. По ходу рисования много смеялась, опускала реплики по типу «Ты, наверное, решишь, что я псих», «Сейчас я тебе понарисую».

Это выдает тревожное состояние.

Интерпретация рисунка:

Лист бумаги формата А3 закрашен полностью разными цветами (светло-зеленый, темно-зеленый и розовый).

Автор: Расскажи, что ты нарисовала.

Мария: Вообще я хотела нарисовать шар, но рука дернулась и решила следовать за ней.

Я считаю, что человек рождается чистым, как холст, а на него накладываются линии в течение жизни, я их и изобразила. Вообще, это скорее не тело, а внутренние процессы, темные - это влияние общества, светло-зеленные - опыт, жизненная история, розовые - телесные проявления.

Задумалась, переворачивает лист.

«Это не то, что надо было рисовать, это не тело. Я нарисую другой рисунок».

Снова рисует быстро и импульсивно, цветов становится еще больше. Самый факт того, что девушка взялась перерисовывать, подтверждает тревожность.

Рисунок так же выполнен импульсивными, размашистыми линиями, что подтверждает наше предположение о тревожности клиента. На рисунке мы видим волнистые спиралевидные линии разных цветов (зеленый, синий, красный, желтый). Они поднимаются вверх, закручиваются друг вокруг друга.

В процессе рисования Мария ломает зеленый карандаш, что тоже говорит о повышенном уровне тревоги.

Этот же факт, наряду с присутствием импульсивных линий, стремлением «следовать за рукой» и переворачиванием листа говорит об импульсивности клиентки. Под импульсивностью в данном случае мы понимаем склонность к необдуманным действиям.

Автор: Что для тебя эти линии, цвета?

Мария: Вроде это похоже на тело. Синий - это тело, кости; красное - кровь; оранжевый - болезни; желтый - душа; зеленый- гармония.

Подумав, берет розовый карандаш и дорисовывает пару линий поверх красных.

«Это спокойствие, когда кровь не бурлит» - поясняет клиентка.

Добавляет несколько небольших двойных линий:

«А эти зазубринки, это телесные модификации».

«Хотела бы добавить больше зеленого, что бы было больше гармонии, но не могу, другого карандаша- то нет. Так и в жизни, часто не хватает именно гармонии».

Автор: Что ты сейчас чувствуешь по поводу своих рисунков?

Мария: Мне не хватило яркости, и была бы возможность, я бы сделала рисунок объемным, как макет тела.

Рисунок не оставляет впечатления глубокой рефлексии по поводу своего тела, создается ощущение, что для Марии вызывает большую тревогу изобразить свое тело в реалистичной манере, к тому же тревога видна в поведении клиентки.

Во время второй встречи Марии был предложен опросник Басса-Дарки.

С помощью этой методики мы намеревались измерить уровень агрессивности клиента, поскольку наше первоначальное предположение связано с тем, что у людей, склонных к экстремальным телесным модификациям, он повышен.

Взяв бланк, сразу приступила к выполнению задания, выполнила довольно быстро.

Показала результаты враждебности, не превышающие норму и агрессивности ниже нормы.

Много расспрашивала о своих результатах и о результатах других людей, что подтверждает предположение о повышенной тревоге.

Узнав результат, Мария заметила, что пару лет назад данные отличались бы в сторону большей агрессивности.

Это на наш взгляд проявление демонстративности.

На основании наших наблюдений, беседы, проведённой с клиентом, а также анализа рисунка и опросника можно предположить следующее:

Для Марии характерны следующие психологические особенности:

Повышенный уровень тревоги, связанный с телом и рефлексией по поводу него. Демонстративность, проявляемая во внешности и частично в поведении. Предъявляемое глубокое знание своего тела на рисунке не нашло подтверждения, что может означать, что границы собственного тела для Марии очень размыты. Уровень агрессии в норме. Однако, мы можем предположить, что ориентация на мнение социума, заставляет Марию подавлять агрессивное поведение.

Михаил, 20 лет

Имеются следующие телесные модификации: 2 шрамирования (на ноге), тоннели в ушах.

Учится в Сибирском государственном техническом университете, на 3-м курсе.

Встречались 3 раза. Свою помощь предложил сам, поинтересовался только тем, зачем мне это нужно, и что от него потребуется. На первую встречу опоздал, придя, с гордостью и даже с удовольствием, рассказывал, что не мог остановить кровь из нового шрама, поэтому задержался.

Выглядит абсолютно обычно, в одежде не демонстративен, все шрамы скрыты под одеждой.

Малоразговорчив, но отвечает подробно, хотя порой долго обдумывает ответ, на зрительный контакт идет охотно.

В дальнейшем много и подробно, с особенным вызовом рассказывал о неприятностях связанных со шрамами, и первым, и вторым.

Этот факт может говорить о нереализованной потребности демонстрировать себя. И в данном случае именно удовольствие от шокирующих подробностей, объявляемых малознакомому человеку, предполагаемая реакция со стороны другого и является проявлением демонстративности.

История появления модификаций:

В 17 лет сделал пирсинг (уже снял);

В 20 лет шрамирование, абстрактный рисунок на ноге. На вопрос о цели и выборе шрама отвечает:

«Захотелось чего-то экстремального, но не пирсинг. Рисунок выбрал из предложенных, так как не знал чего хочу, выбрал абстрактный».

В планах у него еще шрамирование, тату, тоннель в носу и сплит языка.

Автор: Не боишься, что общество с такой внешностью будет воспринимать тебя несерьезно и негативно?

Михаил: Меня это абсолютно не волнует, мне плевать на общество, я делаю это для себя, а не для кого-то!

В этих словах слышен вызов, отрицание социальных ценностей, демонстративность и скрытая агрессия. Опять же несоответствие с нынешним образом (все его желания, видимо, только на словах, сейчас он ничем не выделяется из толпы) подтверждает невыраженную потребность демонстрировать себя, идти против общества. Возможно, именно это руководит его желанием модифицировать свое тело.

Первоначальной причиной изменений называет интерес:

«Хотелось попробовать, что-то новое, захотелось как-то измениться, ну, и друзья тоже себе прокалывали уши, языки, и я решил».

Про шрамирование говорит:

Михаил: Когда у меня появился первый шрам, я почувствовал себя особенным, не таким, как остальные.

Автор: Шрамирование сейчас набирает популярность. Как думаешь, почему люди соглашаются на эту болезненную процедуру?

Михаил: Его и с обезболивающим можно делать, так что не так и больно. Но я делал без него (в словах слышна гордость и вызов), чтобы все по- настоящему было.

Наше предположение о демонстративности продолжает подтверждаться: «почувствовал себя особенным, не таким, как все, без обезболивающего».

Во время второй встречи Михаилу было предложено выполнить рисуночную методику.

Инструкция: «Нарисуй свое тело в цвете, на это у тебя будет 20 минут».

Цель методики: проанализировать образ тела, отношение к своему телу.

Процесс рисования:

Когда была произнесена инструкция, заметно занервничал, тело напряглось, стал избегать зрительного контакта.

Последовали уточняющие вопросы: «Надо именно тело рисовать?», «А как его рисовать?» и т.п.

В конце концов, клиент сказал: «Я не могу нарисовать свое тело, можно лучше я нарисую эскиз своего будущего шрама?»

На наш взгляд такая реакция говорит о высокой тревожности. Мы понимаем, что незнакомая инструкция сама по себе способствует повышению уровня тревоги. И всё-таки наш опыт показывает, что достаточное количество людей приступают сразу к выполнению инструкции, рисуют молча, без комментариев. Так же мы наблюдаем большую тревогу, проявляемую внешне. И просьба не рисовать свое тело может обозначать страх прислушаться к нему, почувствовать его образ; Михаилу гораздо безопаснее изобразить абстрактный рисунок, чем собственное тело.

Получив «разрешение», начал рисовать быстро и с волнением.

Интерпретация рисунка:

На рисунке изображена пятиконечная звезда, выполненная красным карандашом, дополненная чёрными прожилками-штрихами. Чуть ниже дорисована еще одна фигура, напоминающая снежинку, многоугольник, про которую Михаил объяснил, что это его нынешний шрам. Контур второй фигуры прорисован черным карандашом, внутри красная штриховка, выполненная довольно неаккуратно.

Затем клиент дорисовывал вокруг этих рисунков контур (силуэт) ноги (стопа и голень), которые прорисованы слабо, едва заметными линиями.

Рисунок вызывает тревогу и производит неприятное впечатление.

Поскольку образ тела на рисунке не представлен, мы можем сделать вывод, что у Михаила присутствует непонимание и незнание своего тела, отказ рефлексировать по поводу существующих проблем, связанных с этой сферой.

Так как остается еще время, Михаилу предлагается еще раз попробовать нарисовать свое тело. Но он отказывается: «Я больше не хочу рисовать».

По ходу работы, следуя за высказываниями клиента и опираясь на процесс рисования и сам рисунок, мы предположили: шрамирование Михаил делает для самоутверждения и для самоутверждения в первую очередь как мужчина, об этом говорит его не оправданное желание терпеть боль, хотя шрамирование делается и под местной анестезией. Это же подтверждает и его вызывающие и горделивые рассказы о том, с чем ему пришлось столкнуться и что пережить ради шрамирования.

Во время третьей встречи Михаилу был предложен опросник Басса-Дарки.

С помощью этой методики мы намеревались измерить уровень агрессивности клиента, поскольку наше первоначальное предположение связано с тем, что у людей, склонных к экстремальным телесным модификациям, он повышен.

Взяв бланк, Михаил приступил к выполнению задания, работал молча, долго обдумывал, как ответить. Показал результаты враждебности и агрессивности, не превышающие норму.

На основании наших наблюдений, беседы, проведённой с клиентом, а также анализа рисунка и опросника можно предположить следующее:

Для Михаила характерны следующие психологические особенности:

Незнание своего тела, повышенный уровень тревожности и страх во время выполнения задания, в котором нужно было идентифицировать себя со своим телом, представить образ своего тела, нежелание и страх рефлексировать по поводу этого.

Несмотря на то, что уровень агрессивности по данным опросника оказался в норме, мы предполагаем, что клиент всё же склонен пренебрегать социальными нормами и бросать вызов окружающим. Другими словами, для Михаила характерны асоциальность и негативизм.

Так же мы наблюдали невыраженное желание демонстрировать себя, что, вполне возможн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...