Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности людей, склонных к девиантному поведению




 

На протяжении развития девиантологии разные исследователи, несмотря на многообразие видов и форм девиантного поведения, пытались выявить причины и предпосылки разного рода отклонений; найти схожие психологические черты у лиц, склонных к такому поведению, в первую очередь для эффективной профилактики и коррекции такого поведения.

Учёные пытались подходить с разных позиций, брать во внимание все факторы: биологический, социальный, психологический, педагогический, медико-санитарный и личностный.

Вообще примеров классификаций причин и психологических особенностей людей, склонных к девиантному поведению множество, приведем некоторые из них:

В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, ведущих отдельного человек к девиации, Ю.А. Клейберг выделяет:

) Индивидуальный, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

2) Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в молодежном коллективе;

)   Личностный, проявляющийся в социально-активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения;

)   Социальный, определяющийся социально - культурными и экономическими условиями;

)   Социально - педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

По Е.В. Змановской личность, склонную к отклоняющемуся поведению, характеризуют:

) духовные проблемы - отсутствие или утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), внутренняя пустота, блокировка самореализации;

2) деформации в ценностно-мотивационной системе - девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;

)   эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций;

)   проблемы саморегуляции - нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкая рефлексия, малопродуктивные механизмы совладания со стрессом, низкие адаптивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности;

)   когнитивные искажения - дисфункциональные мысли, стереотипы мышления, ограниченные знания, мифы, предрассудки, неадекватные установки;

)   негативный жизненный опыт - отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереотипы, психические травмы, опыт насилия.

Н.Ю. Максимова считает, что следующие психологические характеристики могут привести человека (подростка ли, юношу, взрослого) к отклоняющимся поступкам:

) отсутствие мотивации достижения, вплоть до отказа считать себя субъектом деятельности; преобладание избегающей мотивации;

) низкий уровень развития самосознания, отсутствие навыков рефлексии;

) низкий уровень самоуважения, вплоть до неприятия образа «я», что, однако, может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку;

) самозащитный тип реакции на фрустрацию, детерминируемый неуверенностью в себе, что проявляется в отказе от деятельности при столкновении с малейшими трудностями;

) противоречивость самооценки и уровня притязаний, что приводит к алогичности и непоследовательности деятельности, связанной с преодолением препятствий;

) тенденция к уходу от реальности в стрессовой ситуации;

) экстернальный локус контроля - качество, характеризующее склонность приписывать ответственность за свою деятельность внешним силам.

) несформированность функции прогноза.

Как мы можем наблюдать, все, авторы, из перечисленных выше, выделяют некоторые общие черты, характерные для людей, склонных к девиантному поведению.

К ним, в частности, относятся: отсутствие мотивации, избегание деятельности, проблемы саморегуляции, тенденция к уходу от реальности, ригидные поведенческие стереотипы, перекладывание вины за свою деятельность на окружающих и другие.

Особенно мы выделили такие черты, как: низкий уровень развития самосознания, отсутствие навыков рефлексии; низкий уровень самоуважения, вплоть до неприятия образа «я», что, однако, может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку.

Поскольку девиантное поведение, которое мы изучаем, имеет непосредственное отношение к разрушению (изменению) своего тела, то мы предполагаем, что у таких людей, помимо психологических особенностей, которые были перечислены ранее, нарушен образ тела, слабая рефлексия по поводу него, а также присутствует высокая склонность к агрессивному и аутоагрессивному поведению, выражающемся в стремлении постоянно модифицировать свое тело.

Для того, чтобы понять причины, толкающие людей на телесные модификации, рассмотрим, что же такое образ тела и как происходит его формирование.

Образ тела

 

В большинстве исследований понятие «образ тела» рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.).

Само понятие «образ тела» ввел П. Шильдер, определив его как «субъективное переживание человеком своего тела», т.е. как психический пространственный образ, который, по его мнению, складывается в межличностном взаимодействии.

Это своеобразная система представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле - телесно-психологическая «карта». При этом образ тела не является пассивным и «застывшим», раз и навсегда заданным. Напротив, он динамичен и субъективен, так как формируется самим человеком в процессе активной деятельности.

Образ тела конструируется из отдельных фрагментов - различных проявлений телесного осознавания в разнообразных жизненных ситуациях.

Образ тела у человека начинает формироваться чрезвычайно рано и играет важную роль в дальнейшей жизни. Он включает в себя и ощущение своего тела, и его оценку. Все это начинает возникать у младенца вместе с родительскими прикосновениями. Например ребенок, к которому не прикасались, которого не гладили и не ласкали, ограничен в выражении своих чувств, его эмоциональная сфера обеднена, он не понимает, не чувствует других людей. Е.М. Черепанова отмечает, что образ тела и его восприятие редко бывают связаны с реальными параметрами. По ее мнению, образ тела самым тесным образом связан с ядром «Я» и также является составляющей базовых характеристик личности.

Неадекватный образ тела возникает в результате деформаций самовосприятия. Е.М. Черепанова связывает подобные деформации с психотравмой, сравнивая ее с занозой, нарушающей глубинные слои личности, в т.ч. и образ тела. Чем сильнее травма, тем более глубинные личностные слои она затрагивает, и тем более тяжелые и длительные последствия вызывает.

Стрессовые ситуации и психологические травмы формируют так называемую «мышечную броню». В. Райх полагал, что формированию «мышечной брони» (или «брони характера»), выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр., способствуют механизмы психологической защиты, которые используются для того, чтобы скрыть «актуальные эмоциональные переживания». Формирование характера и «мышечной брони» взаимосвязано, тело и психика в этом процессе непрерывно взаимодействуют. Поэтому люди, перенесшие психологическую травму, часто имеют проблемы с физическим здоровьем, причем можно установить связь между характером телесной проблемы и типом травмы.

Травмы, пережитые в детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние неудовлетворенные потребности, ведут к нарушениям формирования образа тела. Пережитые в далеком прошлом, неотреагированные психотравмы, сохраняются у человека в виде напряжения или трансформируются в механизмы психологической защиты.

По мнению А. Янова, первичные травмы и неудовлетворенные потребности препятствуют естественному развитию человека. У человека пресекается нормальный доступ к его чувствам. Он начинает употреблять алкоголь или наркотики, курить или принимает опрометчивые, необоснованные решения только потому, что иначе он не может справиться с постоянно увеличивающимся внутренним напряжением. Слова и действия такого человека обусловлены его неврозом, так как он не способен освободиться от чувств, возникших в каких-то ситуациях в прошлом.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что ключевым фактором в формировании девиантного поведения, является отношение к своему телесному образу и способность адекватно рефлексировать по поводу него. Неадекватное восприятие образа тела, задержка в его формировании способны привести к девиантному (отклоняющемуся) поведению, а в частности к самопореждающему поведению, проявляющемуся в аутоагрессии и телесных модификациях.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...