Переход понятия качества в экономическую теорию.
Управление качеством имеет, как правило, целью достижение экономического эффекта (прибыли). От административного подхода остались лишь некоторые основополагающие принципы, прежде всего принцип, основанный на том, что потребитель должен получать бездефектную продукцию. Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая: — отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению; — удовлетворяет требованиям потребителей; — соответствует применяемым стандартам и техническим условиям; — отвечает требованиям общества; — учитывает требования охраны окружающей среды; — предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам; — является экономически выгодной, т. е, приносит прибыль. Как для организации, так и для потребителя имеет важное значение решение проблем, связанных с выгодами, затратами и рисками при насыщении рынка большинством видов продукции. Рекомендуется: 1) в вопросах, связанных с достижением экономического эффекта: ♦в отношении потребителя — уделять внимание сокращению затрат, улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей и росту доверия; ♦в отношении организации — уделять внимание повышению рентабельности и увеличению контролируемой доли рынка; 2) в вопросах, связанных с затратами: ♦в отношении потребителя — уделять внимание затратам на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат на техническое обслуживание, издержек вследствие простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию; ♦ в отношении организации — уделять внимание издержкам вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, включая неудовлетворительную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;
3) в вопросах, связанных с рисками; ♦в отношении потребителя — уделять внимание таким рискам, которые связаны со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациям и потерям доверия; ♦в отношении организации — уделять внимание рискам, связанным с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета или репутации, потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, растрачиванию человеческих и финансовых ресурсов. Учет и регулирование затрат на контроль качества продукции, их периодическое сопоставление с результатами деятельности контрольных служб очень важны.
Затраты на качество. Эффективность любой коммерческой деятельности измеряется прежде всего величиной прибыли. Финансовый контроль за деятельностью фирмы является жизненно важным. Данные о затратах, связанных с деятельностью предприятия, должны регистрироваться в отчетах и предоставляться руководству. Знание и анализ этих затрат оказывают большую помощь в успешном руководстве компанией. Даже если организация не занимается коммерческой деятельностью, ее руководство все равно заинтересовано в детальном анализе затрат с целью их снижения. Затраты на качество — это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией / услугами. Существует несколько классификаций затрат на качество. Самый известный из них — подход Джурана-Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории: ♦ затраты на предупредительные мероприятия — это затраты на предотвращение самой возможности возникновения дефектов, т. е. затраты, направленные на снижение или полное предотвращение возможности появления дефектов или потерь;
♦ затраты на контроль — затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества; ♦ внутренние потери (затраты на внутренние дефекты) — затраты, понесенные внутри организации (т. е. до того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут; ♦ внешние потери (затраты на внешние дефекты) — затраты, понесенные вне организации (т. с. после того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут. Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество Другую, по сути похожую классификацию затрат на качество предложил Ф. Кросби. Он предлагал разделать затраты на качество на две категории: ♦ затраты на соответствие — все затраты, которые необходимо понести, чтобы сделать все правильно с первого раза; ♦ затраты на несоответствие — все затраты, которые приходится нести из-за того, что не все делается правильно с первого раза. В затраты на предупредительные меры входя ряд пунктов, т.к: (Управление качеством, Управление процессом, Обеспечение качества поставок, Аудит системы качества, Программа улучшения качества и т.д.) Затраты на контроль: (Проверки и испытания, Материалы для тестирования и проверок, Проверка сырья и запасных частей, Аудит продукта и.д) Внутренние потери: (Отходы, Переделки и ремонт, Анализ потерь, Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков и т.д.) Внешние потери: (Гарантийные обязательства, Жалобы, Отзыв и модернизация продукции, Жалобы) Неизбежные затраты — это те, которые необходимы в качестве своего рода страховки, даже если уровень дефектности очень низкий.
Функция потерь Тагути. Японский ученый Г. Тагути в 1960 г. высказал мысль, что качество не может более рассматриваться просто как мера соответствия требованиям проектной/конструкторской документации. Соблюдения качества в терминах границ допусков недостаточно. Необходимо постоянно стремиться к номиналу, к уменьшению разброса даже внутри границ, установленных проектом. Г. Тагути предположил, что удовлетворение требований допусков — отнюдь не достаточный критерий, чтобы судить о качестве. В самом деле, такой подход находится в противоречии с настоятельным требованием постоянных улучшений, которое является одним из фундаментальных в философии качества.
Во-первых, это улучшение репутации в глазах потребителя. Во-вторых, это также облегчает введение модификаций, улучшений — не только потому, что больше времени высвобождается для исследований и разработок, но и потому, что уменьшается само время, необходимое для запуска их результатов в дело, поскольку технические возможности для этого гораздо более развиты. В конце концов, минимальными оказываются затраты на обслуживание продукта после его получения потребителем, т. е. минимизируются переделки, наладки и расходы по гарантийному обслуживанию. Философию качества (по Тагути) можно свести к следующим базовым постулатам: Мы не можем снизить расходы без воздействия на качество; Мы можем повысить качество, не увеличивая расходов; Мы можем снизить расходы за счет повышения качества; Мы можем уменьшить расходы за счет снижения вариабельности, что автоматически ведет к повышению качества и эффективности. Суть метода Методы Тагути позволяют оценивать показатели качества продукции и определять потери качества, которые по мере отклонения текущих значений параметра от номинального, увеличиваются, в том числе и в пределах допуска. Методы Тагути используют новую систему назначения допусков и вводят управление по отклонениям от номинального значения с использованием упрощенных методов статистической обработки. Графически функция потерь Тагуги обычно представляется в форме, подобной Значение показателя качества откладывается на горизонтальной оси, а вертикальная ось показывает «потери», или «вред», или «значимость»» относящиеся к значениям показателей качества. Эти потери принимаются равными нулю, когда характеристика качества достигает своего номинального значения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|