Виды сопряжений зубьев зубчатых колес в передачах
Характер сопряжений зубьев определяется боковым зазором между их нерабочими боковыми поверхностями. Боковой зазор в передаче отсчитывают по общей нормали к боковым поверхностям зубьев (по линии зацепления). Он необходим для компенсации погрешностей изготовления и сборки передач, для создания расчетных условий смазывания, а также для устранения опасности заклинивания зубьев одного зубчатого колеса во впадинах другого в результате тепловых и силовых деформаций. От боковых зазоров, возникающих в зацеплении зубьев зубчатого колеса, зависит величина х.х. зубчатых передач, поэтому гарантированный (минимальный) зазор jn min и допуск на него Tm назначают с учетом условий работы зубчатых передач. Стандарт 641-77 (ГОСТ 1643-81) устанавливает шесть видов сопряжений зубчатых колес: A, B, C, D, E, H, отличающихся значениями гарантированного зазора; восемь видов допуска на jn min: h, d, c, b, a, z, y, x (в порядке увеличения допуска); шесть классов отклонений межосевого расстояния aw: I, II, III, IV, V, VI. Для мелкомодульных передач ст. СЭВ 642-77 установлено пять видов сопряжений зубьев, обозначаемых (в порядке убывания гарантированного зазора) D, E, F, G, H, четыре вида допусков на боковой зазор: e, f, g, h и пять классов отклонений aw: II, III, IV, V, VI. Основные характеристики видов сопряжений и классов отклонений приведены в табл. 1
Литература: « Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения», Н.С.Козловский, А.Н.Виноградов, Машиностроение 1982 г., с. 290.
Минимальные значения гарантированных зазоров, назначаемые в зависимости от номинального размера межосевого расстояния зубчатой передачи aw, равны допуску соответствующего квалитета на размер aw. Например, для соединения зубьев блока шестерен поз. 1 с колесами поз. 2 и 3 с целью облегчения переключения скоростей можно принять вид сопряжения зубьев А. тогда при межосевом расстоянии aw=80 мм, jn min=IT11=190 мкм (см. табл.). ст. СЭВ 145-75.
Таб. 2. Допуски для размеров до 500 мм (ст. СЭВ 145-75) ГОСТ 25346-82.
Если принять вид сопряжений В, то, aw =IT10=120 мкм. Доковой зазор в передаче обычно является результатом утоньшения зубьев, которые получают наименьшим дополнительным смещением исходного контура (зуборезного инструмента) в тело зубчатого колеса от номинального положения на расчетную величину EHS (рис. ++ б).
Номинальным положением исходного контура (рис ++ а, показано штриховой линией) называют его положение, необходимое для нарезания зубьев с заданным коэффициентом коррекции. Дополнительное смещение исходного контура обозначается ЕН2. Наименьшее дополнительное смещение для зубчатого колеса с внешними зубьями обозначают ЕНS, а с внутренними зубьями – ЕНi. Связь между jn и EHS устанавливают из треугольника (авс, рис. ++ а). в передачах с регулируемым положением осей валов боковой зазор получают, изменяя межосевое расстояние зубчатой передачи. Гарантированный боковой зазор в зацеплении зубьев обеспечивается, если соблюдается соответствие между намеченными для данной передачи видом сопряжения и классом отклонений aw (таб. 1).если класс отклонения aw не соответствует виду сопряжения, гарантированный боковой зазор пересчитывают по формуле jn΄min= jn min – 0.68(), где jn΄min – пересчитанный гарант бокового зазора; jn min и fa – табличные значения гарантированного бокового зазора для заданного вида сопряжения и соответствующих ему предельных отклонений aw; fa΄ - предельные отклонения для принятого класса отклонений aw. Если назначен более грубый класс отклонений aw, то jn΄min‹ jn min; если назначен более точный класс, то jn΄min› jn min. Гарантированный боковой зазор должен быть достаточным для компенсации тепловых деформаций передачи и должен обеспечить заданный режим смазки зацепления. Боковой зазор, необходимый для температурной компенсации (jnt) jnt=aw , где aw - межосевое расстояние передачи, мм; α р.зац и αр.кор – коэффициенты линейного расширения для материалов соответствующего зубчатого колеса и корпуса; tзац и tкор – расчетные температуры нагрева соответствующего зубчатого колеса и корпуса; α – угол зацепления (при α=200, 2sinα=0,684). Боковой зазор, необходимый для смазки зацепления (мкм) jn min=kmn; где к =10…30 (10 – для тихоходной передачи, 30 – для высокоскоростных передач). Боковой зазор должен удовлетворять следующему условию jn min ≥ jnt+jn см. По назначению jn min и заданному aw передачи по ст. СЭВ 641-77 (ГОСТ 1643-81) можно подобрать вид сопряжения, класс отклонения aw, а также отклонение EHS (ЕНi) и допуск смещения исходного ТН.
Наибольший зазор jn max, необходимый для компенсации погрешности изготовления передачи, вычисляют по формуле
jn max = jn min +(ТН1+ТН2+2 fа)×2sinα, где ТН1 и ТН2 – допуски на смещение исходного контура для шестерни и колеса. Показателями, обеспечивающими гарантированный боковой зазор, являются: для зубчатого колеса Eнr или E wm2 (отклонение средней длины общей нормали Wm= ), или другие показатели для передач с нерегулируемым положением осей fа, с регулируемым - jn min.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|