Это предопределило развитие России на многие десятилетия вперед, сегодня такая борьба тоже есть (борьба между приверженцами славян. и западн.).
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Лекция 1 для контрольной работы №2. (15 ноября). Оглавление: Ыегоды. Прозаизация. Романтизм. Бенедиктов (и Белинский о Бенедиктове). Александр ОдОевский. Александр Полежаев. Алексей Кольцов. Дельвиг. 40ые годы. Конец 30х-40е годы. Славянофильство и Западничество. Хомяков - славянофил. Алексей Плещеев (и о петрашевцах - ответвлении западников). ЖЕНЩИНЫ В ПОЭЗИИ: Каролина Яниш Павлова и Евдокия РастопчинА (противостояние двух поэтесс). (15 ноября). Надо знать три знаковых события, связанных с первой половиной 19 века, которые очень серьезно повлияли на мироощущение современников и предопределили ход истории. Это: · война 1812 года · декабристское восстание 14 декабря 1825 года · польское восстание 1830-1831 годов.
30 годы- переходный период. 30 годы - время развития прозы, развитие реалистических тенденций, проза в жизни в жизни. И даже реалисты тяготеют к прозе, а не поэзии. В период тридцатых годов происходит смена лидера с Пушкина на Лермонтова. Причины начала прозаизации жизни: политика Николая Павловича, которого воспитывали не как царя, а как военного. Это строгое военное воспитание часто мешало в широте взгляда на проблемы страны в целом. Все поглощает интерес денежный и промышленный. Правление его было прямолинейно. Это «Зима дохнула на Россию», описал Тютчев холодное царствование Николая по сравнению с теплым — Александра. Противостояние прозе жизни и литературы: всплеск романтизма в тридцатые — самое начало сороковых годов. Романтизм противостоял прозаизации жизни, выступая «другой чашей весов». Овсянников-Куликовский: «Романтизм в сущности и есть один их сильных идеалистических порывов к бесконечности, которыми в разные эпохи человечества сменяются развившиеся до крайности скептицизм, материализм, холодная рассудочность, духовное безразличие».
Опасность романтизма: Романтизм, который уводит от материальных проблем, от прозы жизни опасен тем, что стремится отвлечь от серьезных общественных проблем. Уход от общественного реализма в «мир иллюзий» трагичен и губителен. Тенденции (течения) романтизма (30-40гг): 1 ) Высокий романтизм (внутри него есть элегическое и гражданско-героическое), который стремится выразить некие высокие идеи, показать героя, близкого автору, как сильную личность, с особо богатым внутренним миром, страстями и противоречиями, находящегося в конфликте с окружающим миром. 2) Вульгарный романтизм, иногда надутый, эпигонский, неистовый. 1)Повторяет тем, образов, символики и так далее. 2)Второй очень важный момент — очень явное нарушение грани вкуса (о чем и говорит слово вульгарный), пошлость, начинается дисгармоничное искусство. Как правило, это очень броские произведение, яркие рифмы, иногда рифмы ради рифм, а не ради смысла. Такие стихи легче воспринимаются широкой аудиторией, потому что толпа воспринимает все самое яркое. Именно вульгарный романтизм пользовался наибольшим спросом.
БЕНЕДИКТОВ. О Бенедиктове 30-40 гг. Первенство тиражей (обошел Пушкина). Представитель вульгарного романтизма. На литературное поприще Бенедиктов выступил в 1835 небольшой книжкой стихотворений, которая обратила на юного поэта внимание критики и публики (ранее в печати появлялось только одно стихотворение в 1832). Ранние стихи Бенедиктова проникнуты романтическими образами, бурной метафорикой, энергичной ритмикой стиха (характерна полиметрия, частое изменение размера в пределах стихотворения), словотворчеством. Тематика — романтические красоты природы, любовь к «идеальной деве», война, бал. Сочетание неистовой образности с прозаизмами — характерная черта стиля Бенедиктова — производило на различных критиков то ощущение «безвкусицы», то впечатление «нового поэтического стиля».
Он себя позиционирует: «Ремесленник во славу красоты». В те времена слова ремесленник по отношению к культуру имело негативную коннотацию. Для Пушкина или Лермонтова это было неприемлемо. Но слава его была огромна, в середине тридцатых годов вышел его сборник, который стал бестселлером. Сперва его приняли все. Когда Бенедиктов стал массовым, все смеялись, конечно. В 1935 году Пушкин прочитал его книгу и остался холоден. Сказал только, что рифмы удивительные. Бенедиктов был экспериментатором рифм, но и формы. Поэты конца 19 — начала 20 очень ценили его вклад в лит-ру. Белинский разрушил карьеру Бенедиктова, как литератора: Очень плохо оценил, только пару стихотворений выделил по красоте звучания. Когда он написал разгромную про Бенедиктова статью, то слава того очень быстро закатилась. Звезда, быстро вошедшая и быстро упавшая. Два крупнейших поэта гражданского романтизма (30-40гг.): 1) Александр ОдОевский: «Ответ Пушкину на послание в Сибирь» - ответил от той части декабристов, которые не изменили своим идеалам после суда и жестокого наказания. Пушкин призывал их надеяться, что их скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя. «Стихотворение при известии о польской революции» Там он оценивает это восстание декабристов не с точки зрения государства и империи, а с точки зрения поддержки польских братьев в их борьбе с самодержавием. Не против русских как нации, а «спасенье русскому народу». 2) Александр Полежаев. «Песнь погибающего пловца» написано хореем, а обычно тогда писали четырехстопным ямбом. «Одинок как челнок» - начало соревнования, вот такой хорей. «Говорит, не боится волны» — но море не символ свободы, а символ трагедии, гибели. Поэма «Сашка» - пародируется сюжет Онегина. Тут стоит говорить о его отношении к властям, говорит, что проститутошные ничем не хуже, чем чиновничьи заведения. Критика петербурга как всеобщего борделя. Это ему, конечно, припомнили, и кара его настигла — отправили в солдаты. В Николаевской армии это было еще тяжелее, тем более с таким свободолюбивым характером. Погиб рано, в 1838 году.
___________________________________________________________________________ Алексей Кольцов — очень самобытная фигура. Фактически, это проявление тенденции к демократизации русской культуры. И сам он, и его герои — выходцы из разночинцев или крестьян. То есть в центре внимание не дворяне. Новый главный герой — земледелец, селянин. Стихотворения «КосАрь», «Пахарь». Жанр русской песни. Дельвиг (русский поэт, лицейский друг Пушкина) этом жанре ярко писал, почувствовал потенциал и красоту этого жанра. Но Кольцов тут имел преимущество, потому что смотрел глазами человека из деревни, а не помещика. Написал некролог про Пушкина: «Пушкин умер. Прострелено солнце». Передал красоту крестьянского труда, а не только горести. _____________________________________________________________________________ Ые годы. Сороковые годы в русской литературе— это тяжелый период для поэзии, иногда даже пишут, что это был упадок. Эстетический уровень поэзии падает, поэзия становится риторической, возвышается проза. Эволюция поэзии сороковых годов не могла не воспринять эту новую реальность, когда идейная борьба активизируется. Поэтому поэзия идеологизируется достаточно сильно. Поэты 40х годов (ХОМЯКОВ) (поколение после Лермонтова и Кольцова): 1)Хомяков - поэт мысли, то есть философ. Наибольшая известность приходит к после смерти Веневитинова, Пушкина, Лермонтова. В 1844 году выходит его первый сборник с явно заявленной славянофильской позиции. В 1844 году выходит его первый сборник с явно заявленной славянофильской позиции. Стихотворение, написанное Хомяков во время начала Крымской войны (окончившейся трагично — потерей Крыма, из-за этого заболел и умер Николай I), о Руси говорит: «Недостойная избранья, ты избрана... молись... встань на путь покаянья».Стихотворение «Послание России» тоже симптоматичное для славянофилов размышление не о конкретных личностях, а о месте России в мире. 2)Дебютирует Некрасов. КОНЕЦ 30х-40е- период возросшей идейной борьбы, борьбы двух литературно-общественных направлений:
Это предопределило развитие России на многие десятилетия вперед, сегодня такая борьба тоже есть (борьба между приверженцами славян. и западн.). ______________________________________________________________________________1) славянофильство (Хомяков, Некрасов). Кроме идеи славянского единства, Руси как центра славянского мира, которому задано свыше быть объединительницей и предводительницей славян, важна была история России. Россия воспринимается в свете неприятия европеизации России, и естественно происходит идеализация допетровской России. А «западники» вроде как не учитывая специфику России (это их позиция). Славянофилы не восстают против монархии, но восстают против современного воплощения российского самодержавия и серьезно страдали от властей. Идеализируют святую Русь как некую допетровскую Русь. Создают некие утопические картины в некоторых публицистических работах. Схожесть во взглядах между правыми славянофилами и сторонниками теории официальной народности: 1)Сторонники народности говорили, что русская государственность должна опираться на истинную православную веру (а не на католицизм и так далее), неприятие всего христианства, которое развивается на Западе. 2)Русская государственность должна быть связана с самодержавием, и иного пути не может быть. Эта промонархическая линия была абсолютной для обоих. ____________________________________________________________________________ 2) западничество (Плещеев, Салтыков-Щедрин, Достоевский). Алексей Николаевич Плещеев принадлежит к следующему поколению поэтов. Это самое крупное поэтическое дарование среди так называемых Петрашевцев — одно из ответвлений западничества. Эта группа протестовала в сороковые годы против современной России. С точки зрения необходимости буржуазно-демократических реформ, за это они поплатились. Достоевского приговорили к смертной казни, заменили каторгой. Плещеев: 1) «Возьми барабан и не бойся». Это перевод из Гейне о юном барабанщике, который идет впереди войска. Начата такая традиция во время французской революции. И во время Наполеоновских войн. Тут звучат декабристские ноты. Возьми барабан и не бойся — это для поэтов. 2) «Вперед без страха и сомненья», его называли русской Марсельезой (гимном революционеров). ____________________________________________________________________________ Женщины в поэзии. Каролина Яниш Павлова и Евдокия РастопчинА. Не только люди из народа стали проникать в литературу, но и женщины. До этого в России тоже были поэтессы. Появляются две новые фигуры, первая — это Яниш Павлова. А ей противостоит Евдокия РастопчинА (напоминает противостояние Ахматовой и Цветаевой).
Каролина Павлова: «Разговор в Трианоне». В 1848 году оно было запрещено цензурой и было опубликовано Герценом в Лондоне в сборнике «Русская потаенная литература». Это тоже говорит о значимости этого стихотворения. Оно построено, как спор двух исторических фигур. Смысл спора — что является движущей силой истории, кто определяет вектор развития страны. Позиция автора не является доминирующей. Разговор — открытая дискуссия, не требующая от автора согласия с той или иной точкой зрения, предлагает читателю присоединиться. Подумать, чья точка зрения ближе. Стихотворение — размышление о революциях 47-48 годов, в том числе буржуазно-демократической во Франции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|