Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лермонтов едет на Кавказ, на войну. 37-41 годы (ссылка властями из-за «Смерти поэта»).




«И скучно, и грустно, и некому руку подать».

«И скучно, и грустно, и некому руку подать» -

стихотворение, которые становится «похоронной песнью». Внутренняя борьба. С одной стороны, Лермонтов отвергает все традиционные ценности (любовь и дружбу), и жизнь оказывается пустой и глупой шуткой. С другой – «а вечно любить невозможно» - максимализм требований. Любовь отвергается, но есть потребность в вечной любви.

ЛЕРМОНТОВ И ПРИРОДА:

Усиливается тема единения с природой как спасения души и обретения смысла жизни. Важность внутренней гармонии. Потребность и максималистское желание любви, а также естественная потребность жить в гармонии с природой.

Стихотворение «когда волнуется желтеющая нива». Стихотворение не о природе, а о человеческой душе и поисках внутренней гармонии и единения с богом. Стихотворение мастерски построено. Это одно предложение, сложноподчиненное, с условием (когда… тогда…). Мозаичность пейзажных зарисовок. Краткость. Картины: желтеющая нива, ландыш, кивающий головой.

Патриотические стихотворения:

· Поиск правды и смысла жизни, поиск настоящей жизни, по которой тосковал Лермонтов:

 

· «Бородино» (1837 год) – микроэпос. Герой (дядя) – носитель ролевого сознания. Герой противопоставляется представителям нового поколения («богатыри не Вы»). Лирический аналог песни про купца калашникова. Ощущение эпики жизни. Главный герой и там, и там – носитель народного роевого сознания. Рассказчик противопоставляется поколению Лермонтова (лермонтовское понимание смены поколений (то, что было в «думе). «потерянное поколение» 30ых годов). Герой противопоставлен как не богатырь. Осознание временного разрыва. Измельчало поколение.

· «Родина». Противопоставление Родины государству. Именно после этого стихотворения береза утвердилась в качестве одного из самых главных символов России. Противопоставление любимой родины государству и госидеологии. Государство и родина не одно и то же. Лермонтов ценит «коренную» Россию и дорожит ей. Березы. Народная жизнь в ее повседневности и праздниках – вот то, что радует Лермонтова.

 

· «Валерик». Валерик – название чеченской речки (переводится, как «речка войны»). Лермонтов был участником боя при этой речке. Валерик – это река. Человек должен выполнять приказ, но не должен перестать думать. Лермонтов, как мыслящий поэт, осмысливает все происходящее. Артикулирует идею неприемлемости межнациональной войны. Бессмысленность войн, когда человек уподобляется зверю. Идея писать о неприятии войны – идея, которая потом будет развита толстым. Философская поэзия, осмысливающая актуальные, общественно-значимые проблемы.

· «Выхожу один я на дорогу…» (1841 год) – итоговое стихотворение Лермонтова. Поиск гармонии и ее обретение. Разделено на три части: 1) Гармония на небесах, 2) Дисгармония в душе человека, 3) Описание состояния покоя, обретенное героем (некоторые литературоведы утверждают, что это состояние смерти, но это абсолютно не так, так как это прямо сказано в тексте). Становится вершиной философской лирики Лермонтова, соединяющем в себе несколько тем. Главная тема – движение от дисгармонии к гармонии. Не безотрадное и пессимистическое стихотворение. Композиционно в нем высвечиваются три части:

1 – рисует гармонию на небесах, когда звезда со звездою говорит. Гармония небесная

2 – дисгармония в душе человека. Лирическое я. Тема боли и трагедии. Мучительные вопросы и отрицания.

3 - В конце концов, утверждение «я ищу свободы и покоя». Лермонтов хочет забыться сном, но не холодным сном могилы. Что это такое – каждый читатель может толковать по-своему. Отзвук буддизма и буддистского понимания ценностей.

 

Поэмы Лермонтова

«Демон» стоит особняком, но в нем есть черты кавказской поэмы.

Все поэмы делятся на:

1) Исторические («Песнь про купца Калашникова», «Князь Серебряный»)

Лермонтов мастерски стилизует свои поэмы, особенно исторические, особенно «Песнь про купца Калашникова», где хорошо заметно знание автором русского фольклора. Лермонтов выбирает необычный стихотворный размер для этой поэмы – тонический размер, с помощью которого были написаны все народные песни. В поэме происходит скрытый спор Лермонтова с Карамзинской «Историей государства российского» в плане оценки личности Ивана IV. У Карамзина Иван Грозный – деспот, у Лермонтова – тиран, грозный, но справедливый. У поэта Иван IV такой, каким он изображен в народных русских песнях.

Лермонтов проявляет талант стилизации. В отличие от Пушкина (повествователь позиционирует себя как человек 19 века), Лермонтов нигде не отходит от духа времени и стилизирует. Лермонтов выдерживает тон гуслярной поэзии. Стилизует поэму под жанр народной песни. Демонстрирует хорошее знание фольклора (популярность фольклора повышается в 30-40 гг). Лермонтов вводит тонический размер (народно-песенный размер). Проникновение в дух времени и идеи. Противопоставляет патриархальное сознание (калашников – мыслит себя как часть рода, оскорбление нанесено не лично ему, а всему роду; он носитель роевого сознания и народной идеи правды и справедливости) и …

Лермонтов демонстирует способность вступать в полемику с карамзиным как историком. Карамзин подает ивана грозного как человека чрезвычайно жестокого. Лермонтов же, который точно читал историю государства российского, абсолютно противопоставляет свою точку зрения и карамзинистскую. Аппелирует к трактовкам из народных песен (там он царь грозный, но справедливый). Отзвук таких представлений есть и сегодня. Иван грозный действует в рамках представлений о должном, существовавшим в конце 16 века. Гр согласился помочь кирибеевичу только пока не узнал, что девушка жената (оказывается обманутым царем). Гр по всей тогдашней справедливости судил калашникова, т.к. тот отказался назвать. Гр – вполне справедливый царь, но фигура вполне уважительная и без какой-либо ненависти и неприятия.

Так должен был видеться иван грозный людям того времени.

Кавказские («Демон», «Мцыри»).

Мцыри»

переносят нас в современность. Лермонтов обращается к восточным поэмам Байрона, но он развивает эту концепцию, а не копирует её. Герой, выходец с северного Кавказа (ислам), попадает в грузинский монастырь (христианство). Эта обстановка чужда для него. В отличие от Алеко из «Цыган», Мцыри бежит не из Родины на чужбину, а в совершенно в обратном направлении. Поэма о современности. Нет публицистических элементов, но разговор о свободе воспринимался как разговор очень актуальный. Апеллирует к традиции восточных поэм байрона (байроническая поэма), использует их, но очень творчески, оригинально. Он развивает, а не повторяет традицию байронической поэмы.

Герой – бунтарь. У байрона герой приходит к разочарованию, но у Лермонтова мцыри умирает с благодарностью за три блаженных свободных дня.

Исповедь должна быть в центре поэмы. Лермонтов: основной текст поэмы – это исповедь. Это обязательный признак байронической поэмы. Байрон: исповедь несет признаки разочарования. Христианство: исповедь должна нести в себе покаяние, но у Лермонтова нет этого покаяния.

Затемненность прошлого героя. Главный герой не грузин, он попадает в грузинский монастырь. Он попадает в православный грузинский монастырь и не находит там близких по духу. Он мальчик из исламских народностей. Все окружающие для него – чужаки.

В основе сюжета – бегство из монастыря, но это особое бегство. Это символическое значение вольнолюбивых кавказских народностей, которые не могут жить без вольницы. Еще это особое бегство, т.к. это бегство в возвращение. Мцыри бежит от чужого к своему, и его мечта – прижаться к родной груди. Идея продолжить борьбу за свободу. Мцыри – одна из вершин романтической поэмы.

Демон»

«Демон» стоит особняком, но в нем есть черты кавказской поэмы.

«Демон». Демон жаждет любви. Оппозицию демону создает Тамара (ангельская душа). Душа Тамары все-таки остается у ангела, хотя демону и удается поцеловать ее в храме Божием. Отношение к байронической поэме еще сложнее. Герой имеет древние корни.

Потребность, которая не может быть реализована. Говорится от третьего лица.

Не моноцентричное произведение (отход от байронической поэмы. В ней один герой – моноцентрическая композиция). Для Лермонтова очень важна оппозиция демону.

Разговор между демоном и ангелом, который показывает суть христианского понимания спасения через страдание, раскаяние и сопротивление соблазну. Тамара «страдала и любила, она моя» - ангел. Демон обречен на одиночество.

Одиночество:

1. Кара за гордыню (также это в драме Лермонтова «маскарад»)

2. Одиночество как награда за высокую исключительность (герой выше общества, которое его окружает)

Тема одиночества и превосходства над обществом станет основной в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

Всего при жизни Лермонтова было опубликовано четыре поэмы: «Песнь про купца Калашникова», «Тамбовская казначейша», «Хаджи Абрек» и «Мцыри». Очень хотел Лермонтов опубликовать и «Демона», но всякий раз публикации препятствовала цензура. Лермонтов считал нужным опубликовать только четыре своих поэмы (из около 30): песня про купца калашникова, мцыри, тамбовская…, без его желания – хаджи абрек.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ!!!

ПРОЗА ЛЕРМОНТОВА:

Роман «Вадим», «Княгиня Лиговская», «Герой нашего времени».«Фаталист».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...