Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В «Фаталисте» герой рассуждает о светиле. Роман оформлен, как цикл повестей. Некоторые главы романа публиковались отдельными книгами.




Двойственность человеческого сознания. Другие герои велики в своих надеждах и веры, а мы – жалкие потомки. Ощущение потребности в вере. Ощущение сложности, многогранности.

Проза начинает играть ведущую роль в 30-е – 40-е годы XIX века. Лермонтов создает большую прозаическую модель романа (прозаический роман) – «Герой нашего времени». Подготовительными этапами при написании лучшего романа в творчестве Лермонтова были «Вадим» и «Княгиня Лиговская».

Лермонтов в прозе ориентировался на европейские примеры. Он синтезировал объективный роман Филдинга и субъективный роман Руссо или Стерна (психологизм, внутренний мир героя). Среди современников больше всего на Лермонтова повлияло творчество Констана и Мюссе.

1838-1839 годы – основная работа Лермонтова над «Героем нашего времени».

1840 год – первая редакция «Героя нашего времени».

1841 год – переиздание романа из-за ажиотажа, хотя критика и негативно оценила роман. Критики больше всего корили Лермонтова за то, что тот только показывает «болезни» общества, но не дает никакой «программы лечения».

К роману существует два предисловия: 1) в журнале, 2) непосредственно к роману (рассуждение на общелитературные темы: путь автора в литературе, задачи творчества и т.д.).

В романе Лермонтов показывает национальный мир, особенности разных национальностей, проживающих на Кавказе. Лермонтов мастерски типизирует роман, т.е. показывает не исключительного человека, а типичного представителя того времени.

1) Роман относится к философско-психологическому типу. Философия – в поиске смысла жизни.

2) Проблемы вечные рассматриваются даже больше, чем проблемы того времени.

· Печорин «бешено гоняется за жизнью». Он ощущает свое бессмысленное существование, ищет неприятностей, приключений. Из того же разряда и обезвреживание пьяного казака. Он хочет испытать судьбу, а не спасти людей от опасности. Печорин – «лишний человек», т.к. развился в личность тогда, когда государство давало установку на обезличивание. Максим Максимыч – идеальный персонаж для правления Николая I.

Печорин осознает, что в нем борются светлые и темные начала. У него довольно странные представления о морали (отношения к Бэле и т.д.).

Черты реализма:

1. Стремление к обобщению

2. Стремление показать национальный мир. Интерес к своеобразию национальному. (но экзотику начал показывать романтизм)

Главная проблема романа – проблема личности в ее отношениях с окружающим миром, с обществом и с миром природы. При этом Лермонтов делает акценты на философских проблемах: философско-психологический роман. Проблема обусловленности характера человека окружающим миром, обусловленность поведения личности в определенных обстоятельствах (история дуэли с Грушницким). Проблема предопределенности, но не фатума, а обусловленности обстоятельствами => более реалистическое понимание проблемы, проблема свободы воли. Размышления о назначении человека, о смысле жизни. Философизация прозы. Вечные проблемы также затрагиваются, а не только проблемы поколения 30ых годов.

Печорин не замыкается в себе, а постоянно жаждет деятельности. Печорин «бешено гоняется за жизнью» - Белинский. Понимает, что не может самореализоваться вполне=> постоянные донжуанские похождения. Бессмысленный риск, без высокой идеи.

Проблемы личности и назначения человека – центральные проблемы. Потребность в осмыслении этих проблем есть у каждого человека, поэтому текст вечный. Но для тридцатых годов проблема личности была особенно актуальна. Человек ощущал себя винтиком в одной большой машине, и он должен был выполнять свою роль на своем месте, и все. Идеальным героем для николая 1 был максим максимыч, добрый, религиозный, милый, но при этом без критического сознания, без рефлексии, без философских мыслей. Типичный служака.

Швырев (сторонник теории официальной народности) и Белинский (радикальный демократ) сошлись в приятии образа Максима Максимыча.

Иной полюс – это печорин, с его явной двойственностью, в котором борются темное и светлое начала. Живет в системе превратных ценностей (счастье – это насыщенная гордость), но при этом у него есть потребность в истинных ценностей и в вере в некие высшие начала. В этой связи чрезвычайно важна повесть «Фаталист». Двойственность человеческого сознания. Другие герои велики в своих надеждах и веры, а мы – жалкие потомки. Ощущение потребности в вере. Ощущение сложности, многогранности.

Обратить внимание на то, что Лермонтов пишет роман, но оформляет его как цикл повестей. Изначально повести могли быть напечатаны как самостоятельные произведения. Идея циклизации. К циклам повестей активно обращается и НВ Гоголь.

 

Лекция 4 для контрольной работы №2.

(6 декабря).

Оглавление:

Лирика Лермонтова.

ДВА ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА. ПЕРВАЯ поэма «Кавк. Пленник», стихотворение «На смерть поэта».

Лирическое начало. Поэт-романтик.

Любовная лирика: «Сушковский цикл» и «Ивановский цикл».

________________________________________________________________________

Лирика Лермонтова - не ограничивает его творчество, он писал еще драмы, трагедии, прозу.

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) – поэт, занявший пьедестал мастера лирики после смерти Пушкина.

Начало творческого пути - 1828 год, это первое стихотворение Лермонтова, дошедшее до нас.

Очень короткой жизни сопутствовали большой труд и удача. Начало творческого пути - 1828 год, это первое стихотворение Лермонтова, дошедшее до нас.

ДВА ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА:

До смерти Пушкина(1828-1837).

1828-1837 г.г. – первый период творчества, заканчивающийся датой смерти Пушкина. Во время этого периода он не печатается, хотя написал примерно три четверти всех своих произведений. Лермонтов не позволял себе печататься, пока был жив Пушкин – его идеал и учитель. Для всех является хорошим признаком копировать мастеров в юности- Лермонтов не стал исключением. Лермонтов был требовательным к себе максималистов и не печатал свои произведения особенно при живом-то Пушкине, не желал он вступать в соревнование с учителем и гением.

Первая поэма – «Кавказский пленник», Лермонтов мог конечно придумать свое название, но предпочел скопировать мастера.

После смерти Пушкина (1837- 1841).

Знаменитый реквием «На смерть поэта», который делает его в одну ночь знаменитым, распространялся в списках, превзошел все возможные тиражи, это стихотворение передавали из уст в уста.

Лермонтов напрямую обвиняет деятелей власти, они не могли этого потерпеть. Но вмешались высокопоставленные родственники и Жуковский. И Лермонтов всего лишь был переведен в действующую армию. А многие туда рвались, чтобы получить чины, там это делалось быстрее,

О лирике:

Лермонтов разрабатывает понятие личности как философское - «Дума», к примеру). Лирика его характеризуется индивидуализмом, причем без негативных коннотаций. Этот индивидуализм связан с явлением утраты некой определенности и всеобъемлемости мироощущения. Личность оказывается вне устойчивых константных идеалов, она ищет себя и новое место в мире, сознание распавшейся связи времен и поколений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...