Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2 для контрольной работы №2.




Ноября.

Оглавление:

Повторение лекции №1. Цикл повестей. Тенденции развития жанра: нравоописат. повесть, философская повесть, расширение художественного полотна. Владимир Федорович Одоевский и Николай Филиппович Павлов (философ. повесть). ЛажЕчников и Загоскин. Черты развития литературы: циклизация повестей и появление исторического романа - главные черты развития. Исторические романы: «Капитанская дочка» и «Ледяной дом».

________________________________________________________________________

В 30х Лермонтов сменяет Пушкина на поприще лидера. В сороковые годы усиливаются настроение идейной борьбы между западниками и славянофилами, но общее пространство сохраняется. Больше противоречий в истории русской прозы. Общим моментом является прозаизация жизни и литературы, проза набирает силу.

________________________________________________________________________

Причем ведущим жанром, как говорил Белинский "формой времени", является повесть или цикл повестей. «Повести Белкина» Пушкина, например.

___________________________________________________________________________

Тенденции развития жанра повести (Пушкин, Лермонтов, Одоевский, Павлов):

ПЕРВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ:

Н равоописательная повесть- жанровая модель «Повести Белкина» Пушкина.

(Среди таких повестей есть светские - по социальной принадлежности героев, то есть герои принадлежат к высшим кругам дворянства, обычно в столицах, но может быть в провинции и на Кавказе. Как у «Лермонтова в Княжне Мэри». Кавказская привязка важна для русской повести, потому что шла война за присоединение и удержание Кавказа к российской империи, и там было широко представлено офицерство и элитарная часть армии вообще. Кавказская повесть - ее тоже можно выделить как некий подтип повестей. Такой жанр был чрезвычайно популярен, писатель мог проявить умение описывать войну и любовь на фоне войны, все очень романтично, как и все в то время (еще романтизм был на пике популярности), кавказские пейзажи - все находило чрезвычайный спрос. Самые массовые - нравоописательные повести причем с кавказским колоритом).

ВТОРАЯ ТЕНДЕНЦИЯ(Владимир Федорович Одоевский. Николай Филиппович Павлов):

Проза давала поле для развития мысли прежде всего, в отличие от поэзии, в которой можно ограничиться только красотой звучания, ведь она не должна быть слишком умна.

Духовная элита конечно испытывала потребность в высокой философской прозе. Ответом на эту потребность становится философская повесть - особый жанр, начавший бурно развиваться в тридцатые годы.

Владимир Федорович Одоевский (представитель философской повести). -

- двоюродный брат Алексея Ивановича Одоевского. Он ориентировался на наиболее интеллектуальную аудиторию, при чем был востребованным писателем и ставил перед собой просветительские цели, пытался поднять уровень аудитории, писал сказки для взрослых.

Повесть "Сильфида»-

Типично романтической является повесть «Сильфида» (1837) — о любви художника к микроскопической красавице сильфиде, которую он будто увидел на лепестке волшебного цветка. Художник с сильфидой летает по странам блаженства и красоты, по сравнению с которыми земная жизнь скучна и уныла. Это возвеличивание мечты и фантазии над действительностью Белинский назвал насмешкой над читателем, а в одном из писем еще резче — «мнимофантастической дрянью».

В Сильфиде он создает фантастическую философскую повесть, главная идея которой - напомнить аудитории, что есть ценности, гораздо более значимее принятых в обывательской среде, например, семейного счастья. Такое счастье неспособно быть вопреки духовной жизни участников семьи, и если один из семьи недоволен своей духовной жизнью - это катастрофа. Сильфида - трагедия человека с серьезными духовными запросами, которому помешали их удовлетворить. Вообще Одоевский тяготел к мистическим эзотерическим учениям, и показывает таким своего героя. Герой, конечно, не столь возвышен как автор. Между ними есть дистанция, что придает всей повести иронический флер.

 

2) Вторая повесть Одоева - " княжна Мими ". Название из Грибоедова, эпиграф тоже. Показывает нравоучительную картину светского общества тридцатых годов с острой любовной интригой. Но надо иметь ввиду, что Одоевский тут конечно же с большой долей сарказма говорит о старых девах, но это не просто неприятие светских сплетниц старых дев, которые в обиде на судьбу расправляются с окружающими их счастливыми дамами. Тут есть большее. Здесь есть анализ самого явления сплетни, как оно рождается и как проявляется. Отсюда и отсылка к Горю от ума. Сплетни - не просто безнравственно, это опасность для общества.

Николай Филиппович Павлов.

 

1) Сборник «Три повести». Все повести выпущены под единым названием в сборнике.

· повесть "Именины"

 

Тут расширяется социальный пласт героев, на роль главного героя выходит крепостной. Не путать крепостных и крепостников(это те, кто владеют крепостными). Герой - представитель крепостной интеллигенции, он талантливый музыкант, родившийся в низах общества. Произведение строится на любовной интриге. Главное в повести - Павлов открывает мир духовного богатства крепостных, пусть и интеллигентных. Социальная линия не акцентируется, акцентируется сочувствие и интерес к личности из этой среды. Сам Павлов - выходец из крепостных, он получил вольную в детстве, рос и получал образование он как вольноотпущенный, но о корнях своих он помнил.

ТРЕТЬЯ ТЕНДЕНЦИЯ (Пушкин, «Капитанская дочка», Загоскин, Лажечников.):

Расширению художественного полотна. Повесть - средний по размеру жанр, а роман - это самый большой. Повесть как средний жанр был наиболее востребован, но многие писатели понимали, что этого недостаточно чтобы показать реальность, нужно более крупное пространство.

Черты романа имела Капитанская дочка 36 года - Пушкин почувствовал эту тенденцию.

______________________________________________________________________

Писатели, профессионалы расширения худ полотна:

ЛажЕчников, русский Вальтер Скотт-

-писатель, умеющий справляться с большими формами на исторической базе.

1) Михаил Николаевич Загоскин - его роман присвоил Хлестаков себе в Ревизоре и сказал, что есть два Загоскина.

2)Лажечников

1)«Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» -роман

2)«Ледяной дом», исторический роман - про бироновщину, при Анне Иоановне.

Пушкин прочитал этот роман и написал ему письмо, где критиковал его за две вещи: не совсем справедливое описание Тредиаковского и что все грехи жестокой эпохи Лажечников объяснял господством немецкой партии, вроде именно Бирон насаждал такие принципы поведения. Не надо было все грехи история и нравы общества того времени связывать именно с немецким происхождением героя. Это была вина всей нации, всего народа, а не Бирона. Это хороший урок для нас, нельзя все проблемы России связывать с вмешательством евреев и кавказцев. Вместе с тем это роман любовный.

Исторические романы «Капитанская дочка» и «Ледяной дом».

Лекция 3 для контрольной работы №2.

МИХАИЛ Лермонтов.

(29 ноября).

Оглавление:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...