Серебряный век русской культуры: смена философской, научной, эстетической парадигмы.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Сперва определение СВ связывалось только с поэзией, а в дальнейшем стало синонимом РЛ XX века дооктябрьского периода. Егорова подчеркивает: СВ – понятие не хронологическое, а оценочное. Определение«поэзия CВ» может быть соотнесено лишь с произ-ями S, A, эгофутуриста И. Северянина или реалиста Бунина, т. е. выборочно. Понятие«СВ» может считаться лит. термином, но больше - это метафора, условность. Хронология спорная: 1890- 1910е.На рубеже столетий произошла смена парадигм во всех областях знаний: теория относительности, открытие делимости атома, идея преодоления земного притяжения. Отход от философии позитивизма, поиски новой мифологии, отражающей параметры мышления человека 20 века. От иск-ва ждали прорыва в новые миры с помощью поэтич. слова. Место в духовной жизни: богоискательство – широкое неохристианское течение в среде либеральной интеллигенции. Не удовлетворенные догматами офиц церкви, русские философы, начиная с Вл. Соловьева, стремились к примирениюрелигии и разума, к глубокой теоретич разработке вопросов теологии, к изменению и совершенствованию жизни на основах христианства. Первый том « Капитала» Маркса был переведен в России в 1872 г. и привлек своей убедительностью. Идея борьбы классов, которая якобы приведет путем революции к соц. справедливости, к бесклассовому обществу падала на благоприятную почву, подготовленную другими соц. утопиями. Марксизм как идеология оказал влияние на таких пис-лей, как В. Вересаев, и особенно на пролетарскую лит-ру (М. Горький, А. Серафимович, Д. Бедный и др.).Основным в рус ренессансе начала века, по словам Н. Бердяева, было влияние Ницшe. Стимул к сущ-ию: волю к власти – тягу к самоутверждению, подчинение чужой воли своей. Идея сверхчеловека влекла за собой отрицание общепринятой морали вплоть до ошеломляющего тезиса «Бог умер». Ницше воспринимался, как пророк крушения традиционных ценностей и утраты прежних авторитетов, при советской власти был запрещен как вдохновитель немецкого фашизма. Как диалог с Ницше воспринимался философский трактат «Оправдание добра» Вл Соловьева, который видел «ложь и правду этой удивительной доктрины». Вяч Иванов уже в 1904 г. писал о Ницше как «властителе наших дум»: людей искусства привлекали два начала бытия культуры – дионисийское (торжество всякого рода страстей и темных извращенных инстинктов) и аполлоническое (гармоничное). Идея сильной личности питала горьковский романтизм. Она прослеживается и в прозе Куприна: в рассказах о рисковых людях со здоровым телом («Люди-птицы», «Штатс-капитан Рыбников»). Русское ницшеанство имело и отечественные корни. Они- не только в традиционном обращении писателей к деклассированному типу личности, свободной от условностей и общепринятой морали (Ницше свидетельствовал о влиянии на него героев «Записок мертвого дома» Достоевского), но и в теоретической концепция героя и толпы у народников. Влияние оказал и создатель психоанализа австрийский врач- психиатр З. Фрейд и его идеи о доминирующей роли бессознательного в жизни человека, о бессознательных процессах, мотивациях и влечениях – в основном сексуального характера. По Ф, культура с ее идеалами подавляет желание бессознательного и строится на сублимации – перемещении стимулов внутренней природной энергии от непосредственного назначения на цели социального, морального и эстетического порядка. К 1914 г. психоанализ были распространен, встречал сопротивление со стороны тех, кто осуждал Фрейда за пансексуализм, противостоящий русскому Эросу: факт раскола литературного символистского движения на сторонников рационалистического психоанализа и мистической антропософии, которую исповедовал А. Белый. Н. Бердяев видел в психоанализе «бесстыдство современной эпохи», но также и обогащение знаний о человеке («Смысл творчества»). Антифрейдистски настроенный Белый трактовал подсознание как котел разрушительных по преимуществу страстей.Неофрейдизм:идея коллективного бессознательного и теория архетипов (К. Юнг). Космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский): идея «активной эволюции» как нового сознательного этапа развития мира, когда человечество, руководимое разумом и нравственным чувством, воздействует на эволюцию. Интерес культурной элиты к ересям и оккультизму. Рус. Ренессанс (Возрождение), хотя это касалось небольшой прослойки интеллигенции. Русские люди того времени жили в разных веках, и культурный ренессанс не имел сколько-нибудь широкого звучания, но оказал большое влияние на худ культуру.
2. Русская литература первой трети XX века: общая характеристика. Философские основы литературы модернизма: идеи и образы В. Соловьева, Ф. Ницше, З. Фрейда, К. Маркса и др. и их художественная трансформация в творчестве русских пис-лей и поэтов. На рубеже веков, начиная с 1890-х формируется новый тип худ. сознания – модернизм. Наряду с традиционным реализмом возникают новые лит течения – S, A, F, «пролетарская литература» (соцреализм). Для многих классиков это был период, в котором определился или завершился творческий путь (у Блока, Есенина, Маяковского, фактически – у Горького и Белого). Новая генерация пис-лей 1920х (Булгаков, Платонов, Шолохов, Фадеев, Паустовский, Зощенко, Леонов), рус.зарубежье (Бунин, Зайцев, Шмелев, Цветаева, Г. Иванов и др.).На рубеже столетий произошла смена парадигм во всех областях знаний: теория относительности, открытие делимости атома, идея преодоления земного притяжения. Отход от философии позитивизма, поиски новой мифологии, отражающей параметры мышления человека 20 века. От иск-ва ждали прорыва в новые миры с помощью поэтич. слова. Не удовлетворенные догматами офиц церкви, русские философы, начиная с Вл. Соловьева, стремились к примирению религии и разума, к глубокой теоретич разработке вопросов теологии, к изменению и совершенствованию жизни на основах христианства. Ф. Соловьева - исток концептуальных построений S. Им создано учение о всеединстве, суть которого, по определению Лосева, «основывается на том, что единство бытия охватывает каждый отдельный момент и присутствует в каждом таком моменте», а бытие понимается как нерушимая целостность. Богочеловечество обретает смысл сущ-я через единение Мировой Души – единого свободного начала природной жизни – с божественным Логосом (Абсолютом, Богом). Более высокой ступенью в иерархии всеединства было понятие Софии – Премудрости Божией, как своеобразную проекцию Мировой души на сферу Абсолюта. София - воплощение Вечно Женственного божественного начала. Синтез: Благо (добро), Истина и Красота. Признание бессмертия души подводило к «оправданию добра», к признанию значимости моральных переживаний, как сострадание, жалость, стыд, благоговение перед высш ценностями, воплощенными в Абсолюте. Соловьев вступал в диалог с Ницше, был его оппонентом. Первый том « Капитала» Маркса был переведен в России в 1872 г. и привлек своей убедительностью. Идея борьбы классов, которая якобы приведет путем революции к соц. справедливости, к бесклассовому обществу падала на благоприятную почву, подготовленную другими соц. утопиями. Марксизм оказал влияние на пролетарскую лит-ру (М. Горький, А. Серафимович, Д. Бедный и др.). Основным в рус ренессансе начала века, по словам Н. Бердяева, было влияние Ницшe. Стимул к сущ-ию: волю к власти – тягу к самоутверждению, подчинение чужой воли своей. Идея сверхчеловека влекла за собой отрицание общепринятой морали вплоть до ошеломляющего тезиса «Бог умер». Ницше воспринимался, как пророк крушения традиционных ценностей и утраты прежних авторитетов, при советской власти был запрещен как вдохновитель немецкого фашизма. Вяч Иванов уже в 1904 г. писал о Ницше как «властителе наших дум»: людей искусства привлекали два начала бытия культуры – дионисийское (торжество всякого рода страстей и темных извращенных инстинктов) и аполлоническое (гармоничное). Влияние оказал и создатель психоанализа австрийский врач- психиатр З. Фрейд и его идеи о доминирующей роли бессознательного в жизни человека, о бессознательных процессах, мотивациях и влечениях – в основном сексуального характера. Н. Бердяев видел в психоанализе «бесстыдство современной эпохи», но также и обогащение знаний о человеке («Смысл творчества»). Белый трактовал подсознание как котел разрушительных по преимуществу страстей. Неофрейдизм: идея коллективного бессознательного и теория архетипов (К. Юнг). Космизм(Федоров,Циолковский,Чижевский,Вернадский): идея «активной эволюции» как нового сознательного этапа развития мира, когда человечество, руководимое разумом и нравственным чувством, воздействует на эволюцию. Интерес к ересям и оккультизму. Рус. Ренессанс (Возрождение), хотя это касалось небольшой прослойки интеллигенции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|