Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературные группы 1920-х годов. Состав. Программы.




После 1917 г. в литературной жизни продолжали существовать литературные организации и группы писателей. Особенность литературной жизни заключалась в том, что каждое из многочисленных литературных объединений старалось в своих декларациях утвердить право на существование и доказать, что именно оно способно наилучшим образом решить стоящие перед литературой задачи.Одной из самых многочисленных и авторитетных литературных организаций, объединивших пролетарских поэтов и писателей, стал Пролеткульт. Пролеткульт был организован сразу после февральской революции 1917 г. Его возглавил талантливый философ и ученый, автор «Всеобщей организационной науки» A.A. Богданов. Его теория пролетарской культуры оказала большое влияние на русскую литературу 1920— 1930-х годов, особенно на творчество пролетарских поэтов и писателей.Теоретик и поэт Пролеткульта А. Гастев видел перспективу сближения искусства с производством, превращения человека в машинизированного робота, подчинившего себя науке и технике. Литературный авангард -Группа кубофутуристов возникла в 1910 г. После октября 1917 г. они первыми откликнулись на призыв к сотрудничеству с большевиками, захватившими власть, и заявили о признании советской власти. Они были убеждены, что именно футуристическое искусство максимально соответствует требованиям и целям революции. В 1923 г. группа футуристов изменила название, о чем было сказано в первом номере журнала «ЛЕФ», редактором которого стал Маяковский. Акмеизм объединил немногочисленную группу талантливых поэтов. «Цех поэтов» создали осенью 1911 г. Гумилев и Городецкий. В него вошли Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич, Г. Иванов, Г. Адамович, М. Лозинский и др. Манифест акмеизма был напечатан в журнале «Аполлон». Акмеисты верили, что человек обретает Бога, проживая свою жизнь с любовью к ней. Земное существование для них было ценно само по себе. Имажинисты (1919—1924) были непосредственно связаны с литературным авангардом. Это литературное направление сложилось в 1919 г. и просуществовало до момента выхода из него С. Есенина, который был его духовным центром. В состав группы вошли С. Есенин, Р. Ивнев (М. Ковалев), А. Кусиков (Кусикян), И. Грузинов, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Н. Эрдман и Б. Эрдман, Г. Якулов, А. Таиров. Имажинисты декларировали разрыв с якобы умирающим футуризмом, но на самом деле испытывали его сильное влияние. Имажинисты говорили о необходимости оригинального образа, его динамичности, неожиданности и насыщенности в литературе. В группу «Серанионовы братья» входили писатели М. Зощенко, Федин, М. Слонимский, Л. Лунц, Вс. Иванов, В. Каверин, Н. Никиин, Н. Тихонов, В. Полонская, И. Груздев. Л. Лунц объяснял, что, взяв название романа Гофмана «Серапионовы братья», писатели объединились под ним не потому, что они являются школой Гофмана. Такое название для них означало протест против «принуждения и скуки», против подражания, против «регламентации, регистрации и казарменного упорядочения», против одного на всех «железного устава». Одним из литературных учителей группы «Серапионовы братья» был Е.И. Замятин. По его собственному признанию, он был «литературным акушером» «серапионов», которых объединяло стремление к профессиональной учебе и творческой независимости. Группа «Перевал» среди других объединений выделяется особо драматической судьбой. Эстетическая и теоретическая программа «Перевала» содержала требование «органичности» творчества, означавшее, что писатель должен писать только о лично пережитом. Декларировалось также внимание писателя к собственному внутреннему миру, требование искренности, опоры на интуицию в творческом процессе. В 1927 г. заявила о себе новая литературная группа ОБЭРИУ — Объединение реального искусства. «Декларация» ОБЭРИУ свидетельствовала о характере группы как явлении позднего авангарда. Очевидна связь поэтов ОБЭРИУ с традициями заумной поэзии, родоначальником которой был В. Хлебников.История каждой из литературных групп по-своему драматична. Все они были запрещены постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». Литературные группы приравнивались к контрреволюционным политическим организациям, и участие в них писателей означало их враждебность советской власти.


39. Творчество Горького 20-30х.

В творчестве Горького после 1917г. представлены все основные жанры художественной прозы – от рассказа до многотомной эпопеи, от автобиографического повествования до широкой панорамы жизни целого общества на протяжении десятков лет.После перестройки Горького хотели убрать. Мережковский говорил, что в произведениях Горького нет искусства, но есть большее – жизнь.Теория Ницше на Горького произвела большое впечатление. Он пишет рассказы совсем не похожие на дореволюционные.Когда мир представлен перед ним в виде хаоса, о человеке как раньше он сказать не может. Он залезает в подсознание.9 рассказов в 22-24гг. Горький восстает против угнетения человека догмами. Эти рассказы - цикл. Персонаж первого рассказа – антипод персонажа последнего. Кольцевая композиция. «Отшельник» - герой похож на Луку. Он утешитель. Савел Пильщик – аналогия с апостолом Петром. С миром Савел порывать не собирается. Отшельник – человек плоти, он любит эту жизнь. Перед нами герой, который наделен духовным даром и любящий мир. Для него одинаковы, и жизнь, и дух. Прозвище – Пильщик. Автору он кажется почти прекрасным, красивым. «Карамора». Это подпольный псевдоним героя Петра Карзина (связь с карамзиным). Он безвреден. Он провокатор, работает одновременно и на революционеров и на охранку просто из любопытства. Он становится предателем, предает все свое окружение. Основная мысль автора – самоубийство из любопытства.Последний рассказ «О необыкновенном». Яков возненавидел людей. Он считает, что необыкновенного в людях нет. Они надевают маски.В 1925 году Горький закончил работу над романом «Дело Артамоновых». Фамилия Артамоновы сначала была Атамановы. Второй герой – дело, этот герой не персонифицирован. Дело – главное, оно завладеет ими. Эта тема проходит через все творчество Горького после октября. Дело – как метафора, и как смысл некого жизненного назначения, судьбы, исчезнувшей во времена строительства социализма. Дело Артамоновых – ткацкая фабрика.Центральный конфликт романа раскрывается в противостоянии двух сил – хозяев и рабочих. Позже Горький задумывает трилогию, где названия схожи «Егор Булычев и другие» 1923г. «Достигаев и другие», «Рябинин и другие». В пьесах есть сквозные персонажи. Действие 1 пьесы – канун февральской революции. Главный герой Егор Булычев узнает, что смертельно болен. Это повод для его наследников получить наследство. Конфликт в борьбе за наследство. Пьеса не только социально-бытовая, но и философская. Егор начинает переосмысливать свою жизнь, осознает, что жизнь пошла прахом. Пьеса приобретает черты философской драмы. В сознании героя вопрос: что есть истина. Лишь перед смертью он начинает понимать, что вся его жизнь отданная погоне за богатством, убеждения, что именно его класс – носитель исторической правды и созидатель истинных ценностей – все это тяжкое непоправимое заблуждение. Егор Булычев умирает от той же болезни, что сгубила Артамоновых. Тоскует по упущенным возможностям. Фоном этой предсмертной тоски Горький делает революцию, бушующую за окнами булычевского дома.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...