Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советская фантастика 20-30х годов (в лекции написаны имена Толстого, Замятина, Беляева и Адамова)




 

Новый этап в развитии русской научной фантастики начинается после Великой Октябрьской революции. Основу советской научной фантастики положила "Аэлита" А. Н. Толстого-первое крупное научно-фантастическое произведение советской эпохи. После "Аэлиты" А. Н. Толстой неоднократно возвращался к этому жанру и написал такие произведения как "Гиперболоид инженера Гарина", "Союз пяти", "Бунт машин". " Аэлита" отражает переломный период жизни и творчества писателя. Дореволюционный А. Н. Толстой - мечтатель, как и его герои Лось, который считает любовь решающим фактором жизни. Создание образа красноармейца Гусева явилось первой творческой попыткой автора понять революцию, хотя этот образ одновременно отражает и незрелость понимания автором революции. В " Гиперболоиде инженера Гарина" автор более глубоко раскрывает проблемы общественной роли науки. Правда, роман носит до какой-то степени приключенческий характер, но здесь показана судьба науки в руках ученого, враждебно относящегося к обществу. В 20-е годы начинается литературное творчество известного фантаста А. Р. Беляева, посвятившего себя целиком научной фантастике. Лучшие из них относятся ко второй половине 20-х годов (" Голова профессора Доуэля", "Последний человек из Атлантиды", "Остров погибших кораблей", "Человек-амфибия", "Человек, потерявший свое лицо", "Продавец воздуха"). Главная тема произведении А. Беляева этих лет - изображение судьбы науки и изобретений при капиталистическом строе. Часто изобретения приводят к напряженной борьбе между разными силами, стремящимися захватить изобретения. Герои произведений проходят путь, полный приключений. И именно это делает романы Беляева занимательными и привлекают молодежь. Роман Евгения Замятина “Мы” написан в 1921 году. Время было сложное, и поэтомупроизведение написано в необычном жанре “книги-утопии”, модном в этот период. В жизни и творчестве Е. Замятина роман “Мы” сыграл важную роль. Этот роман не удалось опубликовать в России. Под названием романа “Мы” автор понимал коллективизм большевиков в России, при котором ценность отдельной личности снижалась до минимума. Ведущей темой этого романа является драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Роман “Мы” написан в форме дневниковых записей одного инженера под номером Д-503. В романе Замятину удалось четко поднять важнейшие проблемы человеческой жизни. Основная проблема — поиск человеком счастья. Чтобы окончательно разрешить поставленную задачу, автор вводит в сюжет романа революционную ситуацию. Находится часть рабочих, которая не хочет мириться со своим рабским положением. Эти люди не превратились в винтики, не утратили человеческий облик и готовы бороться с Благодетелем, чтобы освободить людей от власти технократии. В развязке романа погибает любимая женщина главного героя в Газовом Колоколе, а он после операции по удалению фантазии обретает утраченное равновесие и счастье.. “Мы” — роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного “я”, даже во имя самых прекрасных теорий. Замятин показал, как трагично и губительно может повернуться жизнь людей в таком тоталитарном государстве. В в 1937 году выходит большой роман Григория Адамова «Победители недр». Книга была написана в традициях Жюля Верна, взяв за основу собственный рассказ «Завоевание недр». Герой романа, ученый Никита Мареев, осуществляет смелый проект строительства на глубине более 10 километров термоэлектрической станции, работающей от тепла Земли. А для решения транспортной проблемы был придуман и разработан подземный снаряд для путешествий под землей. Путешествие трех «землеплавателей» и составляет основную сюжетную канву книги. Идея, положенная в основу романа действительно грандиозна – поворот одного из рукавов Гольфстрима, который через пробуренные шахты, используя внутреннее тепло Земли для подогрева воды, перенаправится к побережью Арктики, изгнав тем самым вечную мерзлоту и холод с севера СССР. События романа, сочетающего в себе фантастический и детективный сюжеты, разворачиваются на заводах, кораблях-ледоколах, на дне океана, в подводной шахте-стройплощадке и в суровых снегах Арктики. В архиве писателя осталась незаконченной научно-фантастическая повесть «Идео-лирит», над которой он работал в последнее время

 

 

53. Детская литература 20-30х годов. Детская поэзия.

В детской литературе в первый период ее существования в России преобладали воспитательные и образовательные функции. Будучи педагогически целенаправленной, детская литература не должна рассудочно, назидательно сужать рамки художественного исследования действительности. С таким ограниченным пониманием специфики детской литературы боролись революционные демократы-критики, впоследствии их традиции продолжили М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другиеОни старались быть не «над» ребенком, не в стороне от него, а рядом, в собеседовании, в содружестве. Соответственно изменялся и уровень изображения действительности: уходила камерность, замкнутость в детском мирке, перед ребенком раскрывались двери в большой мир. И как закономерность - появление нового героя – ребенка, обладающего чертами социальной активности. Механическое перенесение опыта литературы для взрослых на литературу для детей привело к неудачам даже таких талантливых писателей, как К. Чуковский («Одолеем Бармалея»), С. Маршак («Сказка об умном мышонке»), А. Барто (сборник «Все учатся»). Движение детской литературы в 20-30-е годы в целом повторяло линию движения взрослой литературы. В детские издательства и журналы после революции приходит много ярких, талантливых людей, чье творчество предопределило развитие детской литературы вплоть до нашего времени. Среди них писатели и «взрослые», и исключительно «детские»: Горький, А.Толстой, Неверов, Пришвин, Паустовский, Григорьев, Гайдар, Житков, Пантелеев, Бианки, Ильин, Маяковский, Хармс, Введенский и другие. Развитию детской драматургии способствовало появление театров для детей, обновление циркового искусства, всеобщее увлечение кинематографом. Нередко прозаические стихотворные произведения переделывались авторами в пьесы или киносценарии (Маяковский даже сам снимался в кино). Становление советской детской литературы проходило, конечно же, под бдительным партийным контролем. В конце 20-х - начале 30-х годов вышло несколько постановлений, в которых литература для детей и юношества была прямо названа «острейшим большевистским орудием на идеологическом фронте». Отдельно ставилась задача создавать развлекательные книги для младшего возраста (сказки, игры, шарады и т.п.). Неоднократно выдвигалось требование решительно улучшить качество книг - беспощадно бороться с халтурой, сухостью и скукой изложения, учитывать запросы детей, не возрождать традиции бульварно-массовой продукции. Очень высокие требования предъявлялись к оформлению детских книг. То есть в партийных постановлениях отражались как негативные, так и позитивные тенденции советской эпохи. Новая детская литература нуждалась в сильной поддержке со стороны государства и получила ее в невиданных до того масштабах. Но в то же время литература стала заложницей идеологии, что не могло не тормозить ее развития. В творчестве А. Барто (1906—1982) ощущается стремление освоить все лучшее, что уже было достигнуто в области детской литературы. В 1928г. появляется знаменитая книжка А. Барто для маленьких «Братишки», посвященная детям разных народов, отцы которых погибли в борьбе за свободу и счастье людей. Написанная в жанре колыбельной песни, эта книжка гуманистична по содержанию, заключенному в доступную детям, конкретную, образную форму. В цикле песен, которые поют четыре матери у колыбелей своих детей, создаются портреты то «черненького братца», то «желтого братишки, косоглазого мальчишки», то «третьего братика», «светло-шоколадного»; то «белого мальчонки». Эта книжка поэтессы стала значительным событием в детской литературе. Много раз издавалась она и в нашей стране, и за рубежом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...