Футуризм в русской поэзии. Раннее творчество Маяковского
Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов: 1. На увеличение словаря поэта в его объем произвольными и производными словами (Слово — новшество). 2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. Русский футуризм возник независимо от итальянского на рубеже 1900–1910-х и впервые публично заявил о себе в 1910 году, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей» (авторами сборника были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Именно эти поэты составили наиболее крупную и влиятельную футуристическую группировку — кубофутуристов, или поэтов «Гилеи». Еще три группировки: эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.), объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.). Подобно другим модернистским течениям футуризм был неоднороден. Из всех течений модернизма футуризм выделяется именно определенностью своего социального лица. Литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными художественными группировками 1910-х годов — прежде всего с художниками групп «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В той или иной мере поэты- футуристы совмещали свою литературную практику с занятиями живописью: живописцами были и братья Бурлюки, и Е. Гуро, и А. Крученых, и В. Маяковский. И наоборот,добившиеся мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский на первых порах участвовали в футуристических альманахах и в качестве «речетворцев». Футуризм претендует никак не меньше чем на вселенскую миссию; по глобализмупритязаний он несопоставим ни с одним из художественных течений прошлого и будущего. Футуризм, как любое авангардное художественное явление, более всего страшится равнодушия. Поэтому необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала. Жизнь Владимира Владимировича Маяковского строится на желании стать полезным революционному движению. Маяковского арестовывают за революционную деятельность. “11 бутырских месяцев” сыграли важную роль в дальнейшей судьбе Маяковского-поэта. Это время он сам считал началом творчества. “Важнейшее для меня время. После трех лет теории и практики — бросился на беллетристику”. Знакомство с Давидом Бурлюком приводит поэта в футуристическую группу. Русские футуристы провозглашали себя творцами искусства будущего, а основным средством его создания считали словотворчество. По существу же Маяковский с самого начала творчества стоял на позициях, прямо противоположных футуризму. Он формировался как революционный поэт-новатор. Маяковский уже в первые годы создает остросоциальные произведения, пронизанные бунтарскими настроениями, беспощадной критикой буржуазной действительности. Метафорическая сложность образов не скрывает истинного смысла таких стихотворений поэта, как “ Послушайте!”, “Мама и убитый немцами вечер”, “Скрипка и немножко нервно”, “Вам!”. Лирический герой этих произведений предстает вместилищем всей человеческой боли и муки, рожденных несправедливым, антигуманным строем жизни царской России. Слова, строй речи, изломанный ритм призваны выразить рвущиеся из глубины души чувства. Богоборческая тема тесно связана с обличением буржуазного строя и призывом к революции. О поэме «Облако в Штанах» Маяковский писал: “„Облако" вышло перистое. Цензура в него дула”. Острая постановка социальных вопросов времени, напряженно-трагическое ощущение себя лирическим героем, непримиримый протест против всей буржуазной действительности, призыв к революции, словесно-ритмическое звучание поэзии, гиперболизм образов, метафоричность языка — все это решительно выделило Маяковского среди других поэтов-футуристов. Со временем эти признаки станут отличительной чертой его поэзии.
33. Хлебников и русский футуризм
Велимир Хлебников (1885-1922). “Колумбом новых поэтических материков” назвал его Маяковский, с горечью констатируя прижизненную не признанность поэта. Хлебников был ни на кого не похожим, выделялся поэтической экстравагантностью даже среди футуристов, которых он называл будетлянами. Его поэзия - это каскад бесконечных художественных экспериментов и творческих поисков, попытка поиска корневых, наиболее сущностных закономерностей исторического развития человечества и бытия каждого отдельного человека, попытка построения универсальных законов мышления и языка и таких же вечных законов космоса, который ассоциировался для него с огромной звездной книгой с вписанными в нее в виде таинственных символов знаками природы. Идеи Хлебникова отображены в его многочисленных поэтических и прозаичных произведениях:
“Учитель и ученик”(1912), “Слово как таковое” (1913), “Битвы” (1917), “Сборник стихов” (1907- 1914), “Творение” (1901 - 1908), “Ошибка смерти” (1917), “Зангези” ( 1922) и другие. Спектр творческих интересов поэта чрезвычайно широкий: это и история Руси, ее верования и фольклор, общеславянская мифология, азиатские религиозные и мифологические мотивы, автобиографический элемент, перспективы развития человеческой цивилизации и т.п. Хлебников создал немало образцов экспериментальной лирики, в которой проявили себя принципы нового словотворчества. Это и стих, полностью построенный на однокоренных словах, объединение которых создает необыкновенный звуковой эффект и сложную игру эмоционально-смысловых значений. Это и стихи звукообразы, которые создают пластический, почти наглядный портрет рождаемого через стих и артикулярного звука. Это и стихи “оборотни”, которые читаются и слева направо, и справа налево. В такой форме он написал целую поэму
«Разин». В поисках сугубо славянских слов Хлебников часто обращался к украинскому языку. Украинская тематика звучит и в отдельных его произведениях -
“Из песен гайдамаков” (1912), “Курган” (1915). Эксперименты над языком проводили все футуристы, но концепция высокомерного языка Хлебникова была наиболее аргументированной и глубокой,
“…слово, - писал он, - звуковая кукла, словарь - собрание игрушек». Эти произвольные соединения (звуков), игра голоса вне слов, получили название высокомерного языка. Высокомерный язык - означает то, что лежит за пределами понимания. Спектр творческих интересов Хлебникова чрезвычайно широкий. По оценке С. Бавина, “все творчество Хлебникова можно расценивать как исполинский фрагмент словесного выражения природно-космического и земного бытия. История Руси в соотнесенности с историей Польши
(поэма “Марина Мнишек ”), с историей Азии (поэма “
Хаджитархан ”), с современностью (поэма “
Сельская дружба ”); мифология индуистская (стих “
Меня приносят на слоновьих …”) и славянская (стихи “
Перун”; “Ночь в Галиции ”); то же разнообразие - в повестях: азиатские мотивы - в “
Охотнике Усагали ”, русские - в “
Николае”, южнославянские - в «
Закаленном сердце». Среди произведений Хлебникова - многочисленные “эпосы” - славянский фольклорный эпос (”
Лесная дива”, “Вила и Леший”, “Шаман и Венера”, драма-сказка “Снижимочка ” и прочие), азиатский (”
Труба Гульмули”, “Азы и узы”, “Тиран без То ”). В 1921 году романтик-фантазер Хлебников присоединился к частям Красной Армии, которые осуществляли поход в Персию с целью предоставления помощи иранским революционерам. В том же 1921 г. Хлебников сказал: “Люди моей задачи часто умирают, когда им исполняется тридцать семь лет”. В следующем году он умер в возрасте 37 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: