Концепция Н.Н. Богомоловой.
Стр 1 из 12Следующая ⇒ I. Теория и практика журналистики
Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005. Журналистика – это исторически сложившийся вид духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной, общественно значимой информации. ФЗ «О СМИ» от 27.12.91, ст. 2 (Основные понятия): - под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; - под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Основные характеристики журналистской информации (от лат. informatio — «научение», «сведение», «оповещение») как массовой: 1. Направленность на массу общества. 2. Соответствие нуждам этой массы. 3. Стремление к созданию единой позиции массы по касающимся её вопросам. 4.Доступность информации для массы, удобный режим потребления. 5.Возможность одновременного получения массовой аудиторией.
6.Возможность для всех желающих принять участие в работе СМИ. Информация – это совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных) которую несет журналистика аудитории. Текст и информация – не одно и то же. Текст – носитель потенциальной информации. Не всегда переданное становится принятым и адекватно освоенным. Принятая информация – часть текста, которая «взята» аудиторией. Реальная – результат переработки принятой информации в сознании аудитории. Так становится очевидной не только проблема познания журналистом действительности и фиксации полученного знания в тексте, но и проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Информационная насыщенность Т. – наличие в нем большого объема потенциальной информации и, соответственно, высокая потенциальная эффективность. Ею определяется информативность – максимальная реализация текстом своего потенциала при встрече с аудиторией, т.е. высокая реальная эффективность. Адекватность – верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира. Добиться прагматической адекватности можно при соблюдении необходимых условий информативности: 1. Небанальность (новизна, актуальность). 2. Декодируемость (доступность сообщения, понимание замысла журналиста). 3. Релевантность (ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений в соответствии с интересами и потребностями аудитории). Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той реальности, которую изображает журналист (правдивые сведения о жизни) С семантической точки зрения информация может быть дескриптивной (описывающая события, явления, законы, процессы, характеры, судьбы), валюативной (оценивающей), нормативной (указывающей на способ действия). Синтаксическая адекватность – правильная структурная организация текста. Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность - это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности. Дезинформация - распространение искажённых или заведомо ложных сведений.
Функции журналистики. Понятие функции применительно к журналистике. Сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики. Концепция Е.П. Прохорова: коммуникативные, идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Концепция Н.Н. Богомоловой: социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические) функции. Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко: общество в целом, отдельные социальные институты и группы, личность, профессиональное сообщество журналистов как основные субъекты функций журналистики; функции на уровне каждого субъекта. (Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор.)
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. – С. 17–24. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2006. – С 176–196. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005. – С. 44–71.
Функции (лат. functio — «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») - совокупность обязанностей и выполняемых задач, способ жизнедеятельности в обществе. Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом: Цель → Средства+способ действия → Функционирование → Результат Существуют объективные сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики. Е.П. Прохоров выделяет функции: 1. коммуникативную (общения, налаживания контакта) - исходную функцию журналистики;
2. непосредственно-организаторскую - роль журналистики как «четвертой власти» в обществе; 3. идеологическую (социально-ориентирующую) - стремление оказать глубокое влияние ОМ; 4. культурно-образовательную - участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей; 5. рекламно-справочную - удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений; 6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия). Концепция Н.Н. Богомоловой. Н.Н. Богомолова разделяет функции журналистики на социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические). В основе социальных лежат потребности общества как целостной системы, в основе психологических – потребности членов этого общества. Группа психологических функций делится на две подгруппы: социально-психологические (удовлетворение потребностей групп, сообществ, объединений) и общепсихологические (удовлетворение потребностей отдельных индивидов). Социально-психологические функции: 1. контакта – одной из базовых потребностей человека; 2. отождествления себя с группой (в группе человек чувствует себя защищенным); 3. самоутверждения (самопознания и самореализации) - стремление найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира, ощутить свою значимость; 4. объединения людей в группы (по интересам, полу, возрасту, национальному, территориальному и другим признакам и т.п.) и др. Чисто психологические функции: 1. познавательная - нужно отличать социальную информацию, регулирующую взаимоотношения людей и значимую для всего общества (это проявление социальной функции), от той, которая значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями; 2. эмоциональной разрядки, рекреативная, заполнения досуга, развлечения и отвлечения; 3. утилитарная - призвана облегчить человеку решение повседневных проблем, лучше организовать быт, досуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|