Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи профессиональной этики журналиста. Саморегулирование журналистской деятельности в современной России.




Журналист и защита аудитории. Предмет и задачи профессиональной этики журналиста (ПЭЖ). История ПЭЖ в СССР-России. Союз журналистов СССР. Кодекс профессиональных обязанностей журналиста 1991 года. Московская хартия 1994 года. Кодекс профессиональных обязанностей Союза журналистов России 1994 года. Сравнительный анализ кодексов 1991 и 1994 годов. Региональные этические кодексы. Этика электронных СМИ.

 

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003.

Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб., 2002.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000.

Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2001.

 

Журналистская этика - это не фиксируемые юридически, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания.

Существует 2 основных критерия выделения профессиональной этики: 1) применение ПЭ в условиях конкретной профессии на основе общих норм нравственности, 2) ПЭ существует лишь в тех профессиях, которые непосредственно воздействуют на человека. Хотя, как и юриспруденция, и медицина, журналистика направлена непосредственно на человека, специфика отношений с людьми у нее своеобычна: общение с конкретными людьми носит вспомогательный характер, главными являются отношения с аудиторией.

Предмет ПЭЖ – нормы профессионально-этического регулирования, основанные на специфике отношений, вытекающих из диалектики «СМИ – аудитория».

Задачи ПЭЖ:

1) Давать мотив на служение обществу.

2) Дополнять право.

3) Решать ситуации, которые не регулирует право.

4) Повышать дисциплину.

5) Повышать престиж профессии.

Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. Как правило, на первое место ставится требование правдивости.

Первый кодекс ПЭЖ – «Хартия поведения», принятая в 1918 во Франции.

1923 – «Каноны журнализма» в США.

1939 – первый международный кодекс ПЭЖ, «Профессиональный кодекс чести журналиста».

1978 - Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войнам.

В СССР Союз журналистов появился в 1957году, в 1988 – создан Совет по профессиональной этике и праву. В историю отечественных СМИ вошли и «Кодекс профессиональной этики журналиста» (1991 г.), и «Декларация» Московской хартии журналистов (1994 г.), и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994 г.), и «Хартия телерадиовещателей» (1999 г.), и многие другие подобные документы. Все наши кодексы профессиональной этики – это слепки с западных кодексов. Всеми кодексами регулируются отношения журналиста с 1) органами власти; 2) коллегами; 3) аудиторий; 4) героями материалов; 5) источниками информации.

Кодекс профессиональной этики журналиста (1991):

Глава I. Принципы профессиональной этики советского журналиста: социальная ответственность журналиста, правдивость и объективность, добросовестность, честность, уважение чести и достоинства личности, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность.

Глава II. Нарушения норм профессиональной этики: проступки, нарушающие право граждан на получение информации; проступки, ущемляющие право граждан на свободу выражения мнений; проступки против чести и достоинства личности; нарушения профессиональной чести журналистов; нарушения служебной этики и профессиональной солидарности журналистов.

Глава III. Возложение ответственности: рассмотрение дел о нарушениях принципов и норм журналистской этики; право официального толкования принципов и норм журналистской этики принадлежит совету по профессиональной этике союза журналистов СССР на конфедеративной основе.

 

Кодекс профессиональной этики российского журналиста 1994 года (Союз ж-тов России - 1992):

1) Журналист должен действовать, исходя из принципов данного Кодекса.

2) Журналист должен соблюдать законы, но что касается профессионального долга, он признает только юрисдикцию своих коллег.

3) Необходимость известности источника, различий между фактом и мнением (при этом журналист может не быть нейтрален), недопустимость незаконной и недостойной методики получения информации, обязанность исправлять ошибки.

4) Конфиденциальность источника.

5) Недопустимость злоупотребления статусом журналиста (экстремизма, нарушения гражданских прав, дискриминации по признакам пола, возраста, профессии, расовой, религиозной принадлежности, физических и психических недостатков, Ф.И.О.)

6) Статус журналиста несовместим с работой в органах государственной власти, с оружием.

7) Недопустимо распространять информацию рекламного характера.

8) Журналист отстаивает права коллег, соблюдает законы честной конкуренции и авторские права.

9) Отказ от задания, если оно не совместимо с принципами данного кодекса.

10) Журналист пользуется правовыми нормами для собственной защиты.

Недостатки Кодекса: тенденциозность (ярко выраженный либеральный х-р), отсутствие российской специфики.

21. Опрос как социологический метод изучения общественного мнения. Опрос в журналистике.

Основные этапы развития опроса как научного метода изучения общественного мнения. Деятельность Д. Гэллапа и Б. Грушина (ИОМ), особенности условий для развития опросов в США и СССР. Разновидности опросов, правила обращения с результатами исследований, требования к публикациям социологической информации.

 

Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. – СПб., 2003.

 

Потребность общества в публичности общественного мнения — это важный индикатор его политической зрелости, господства принципов демократии в управлении социальными процессами, и в то же время это говорит о том, что властные структуры нуждаются в более сложных инструментах манипулирования массовым сознанием.

Массовое сознание состоит из суммы мнений отдельных индивидов. Общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей.

Конец 19 и начало 20 в. – это время формирования и развития классической социологии. В сфере публицистики проявил себя Макс Вебер. Он акцентировал внимание на «субъективном смысле» деятельности человека, на осмыслении эмпирического материала. Именно Макс Вебер, выступая в университете с лекцией, ввел понятие «социология прессы». Он наметил широкую программу изучения печати на основе статистических методов.

Пресса развивалась довольно быстро, и это создало предпосылки для формирования социологии журналистики. Удешевление технологий, образовательные реформы в развитых странах создали условия для появления массовой аудитории. Начались поиски новых типов издания и разнообразных форм общения с читателями.

Новые тенденции в развитии журналистики, монополизация и жесточайшая конкуренция – все это привело к развитию «войны» между периодическими изданиями. Рекламодатели диктовали требования массовости издания. Традиционных способов борьбы за читателя (конкурсы, лотереи, подарки и пр.) было явно недостаточно. И коммерческие, и политические интересы диктовали необходимость более серьезного осмысления вопросов, связанных с деятельностью прессы.

В 20-е годы в США уже проводились массовые опросы, в начале 30-х гг. к ним добавились исследования аудитории. Пионером изучения общественного мнения считается ученый, педагог, журналист и статистик Джордж Гэллап (1901 – 1984). В 1928 году в университете Айовы защитил докторскую диссертацию по психологии под названием «Объективный метод определения читательского интереса к материалам газеты». Работал журналистом, преподавателем журналистики. В 1932—1936 годах работал в рекламном агентстве, где одним из первых применил опросы клиентов для исследования рынка. В 1935 году основал Американский институт общественного мнения, который уже в следующем году получил известность как организатор опросов в ходе президентской избирательной кампании. В 1958 году институт был объединён с рядом других структур в The Gallup Organization.

В 30-е гг. изучала свою аудиторию и британская радиовещательная корпорация Би-би-си. Как и общая социология, социология журналистики формировалась как отклик на социальные нужды практики. Исследования помогали выяснять сущность тех эффектов, которые порождала расширяющаяся система информации и коммуникации.

В начале 40-х гг. развиваются эмпирические исследования журналистики.

Во время второй мировой войны в центре внимания исследователей США оказываются пропагандистские эффекты массовой коммуникации. Широкое распространение получает анализ содержания СМИ, контент-анализ.

В России 20-е годы ознаменованы взлетом социологических исследований и в области журналистики. В это время появлялись кафедры социологии, был учрежден социологический институт. Изучались письма читателей, состав редакций, условия труда и быта сотрудников, особое внимание уделялось рабкорам. Велось изучение читателей – уровня грамотности, владения языком, и в соответствии с этим рекомендовалось корректировать язык газеты. Но вскоре социология была признана буржуазной наукой, и исследования прекратились. Тоталитарному государству социологическое знание не было нужно.

В начале 60-х годов наблюдается новый взлет отечественной социологии журналистики. При «Комсомольской правде» создается институт общественного мнения под руководством Бориса Грушина. Изучается общественное мнение, начинаются конкретные исследования аудитории.

Новый всплеск социология журналистики получила с началом перестройки, когда она смогла выйти из-под идеологического давления. Были осуществлены такие проекты, как «Региональная пресса», изучение материалов СМИ как арены политической борьбы, ее участие в процессе демократизации общества.

Цели опросных методов: 1) проектирование новых СМИ или реорганизации старых, 2) выявление информационных ниш, 3) отношение людей к различным проблемам, явлениям.

К разновидностям опроса относят:

1) опрос «face-to-face» - наиболее эффективен, может быть задано большое количество вопросов, однако это самый дорогой из методов опроса;

2) опрос по телефону значительно дешевле; ограничения: некорректно задавать более 10-15 вопросов, вопрос не может быть длинным, вариантов ответов не может быть много;

3) прессовый опрос – размещение анкеты на страницах печатных СМИ; вопросы должны быть максимально примитивными и однозначными; наиболее приемлемый метод при большой рассредоточенности аудитории, минус – низкая возвращаемость, качество исполнения оставляет желать лучшего;

4) почтовый опрос – рассылка анкет по почте; эффективность таких обращений повышается, если они дублируются телефонными звонками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...