Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология журналистского творчества.




Психологические концепции творчества (нейрофизиологические теории творчества, роль межполушарной асимметрии, теория воронки, психоаналитический подход, рефлекс «что такое?», «ага-переживание» и т.д.). Творчество и креативность: разграничение понятий. Особенности журналистского творчества (творчество-в-процессе-коммуницирования). Психологическая составляющая творческого процесса в журналистике. Творческий стиль мышления. Элементы творческого мышления. Роль воображения в журналистском творчестве: механизмы воображения, типы воображения и их воплощение в журналистском материале. Зависимость типа творчества от личностных характеристик журналиста. Зрелая личность и самоактуализирующаяся личность. Методы активизации творческого процесса. Парадигмы мышления и типы медиатекстов: магическое мышление и мифологический текст, рационалистическое мышление и убеждающий текст, позитивистское мышление и прагматический текст, драйв-мышление и гедонистический текст, гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст, NET-мышление и сетевой текст. Нелокальность психики и системность журналистского текста.

 

Олешко В.Ф. Психология журналистики. – СПб., 2006.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М., 2006.

Рощин С.К. Психология и журналистика. – М., 1989.

 

Психологические концепции творчества:

1) Нейрофизиологические теории творчества. Важнейшим механизмом творчества является интуиция - непосредственное постижение истины без логического обоснования, обоснованное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте. Она включает в себя: 1) накопление и бессознательное распределение образов в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных образов в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения, удовлетворяющего сформулированной задаче. Известно, что знаменитый французский математик Ж. А. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера, а Пушкин придумал нужную ему поэтическую строку во сне.

2) Роль межполушарной асимметрии. С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления - абстрактно-логическое и пространственно-образное. В основе любого творчества лежат взаимодополняющие отношения между двумя типами мышления. Решающее значение для творчества имеет правополушарное мышление. Доказано, что при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества.

3) Теория воронки: искусство помогает преодолеть диссоциацию между практически неограниченным количеством поступающих в мозг сигналов и ограниченной возможностью их словесного выражения.

4) Психоаналитический подход при восприятии искусства заключается в процессе катарсиса, озарения, снятия конфликта между сознанием и подсознанием. Творчество снимает внутренний конфликт прошлого, творец работает в диалоге с прошлым (со своими родителями, любимыми, близкими и т.п.) Кроме того, часто процесс художественного творчества – это своего рода сновидение, а также интуиция в форме вещего сна.

5) Рефлекс «что такое?» (ориентировочный рефлекс) впервые был квалифицирован И.П. Павловым в 1927 г. Основное функциональное назначение ориентировочного рефлекса состоит в повышении чувствительности анализаторов для наилучшего восприятия воздействующих раздражителей и определения их значения для организма. Таким образом, любой вид анализа раздражителей происходит при активном участии ориентировочного рефлекса. Очевидна роль этой реакции в формировании любых проявлений приспособительной деятельности организма, индивидуального опыта, научения.

6) Ага-переживание (чувство озарения) – эмоциональное переживание, связанное с внезапно найденным решением и пониманием проблемы; эмоциональный компонент инсайта(ага-реакции).

Существует мнение о необходимости четкого разграничения понятий " творчество " и " креативность ":

· творчество – это процесс, приводящий к созданию нового, а креативность - потенциал (внутренний ресурс) человека (Хрящева, Макшанов);

· творчество – это процесс, а креативность – способность человека к творчеству (Ванюрихин).

Особенности журналистского творчества: 1) журналист не просто изучает те или иные свойства или признаки объекта, а определенным образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущностные характеристики; 2) журналистское познание по своей природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения.

Этапы творческого мышления: накопление информации → забывание → подсознательное созревание решения → озарение → проверка правильности решения.

Характерные черты личности творческого человека: способность к «сцеплению» (объединению новых знаний с имеющимися), цельность восприятия, гибкость мышления, легкость генерирования идей, способность к оценочным действиям, способность к ассоциативному мышлению.

Творческое воображение является одной из психологических предпосылок журналистской деятельности. Оно способствует углублению и расширению знаний, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов, участвует в создании образов. Две его составляющие: преобразование представлений и создание новых образов на основе имеющихся (используются агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей; гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещений; заострение – подчеркивание каких-либо признаков; схематизация – представления, из которых конструируется образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план; типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе).

Маркетинг в сфере СМИ.

Определение маркетинга. Концепция маркетинга по Филипу Котлеру. Основные элементы концепции маркетинга Медиамаркетинг. Рынки ресурсов. Информационный рынок. Исследование информационного рынка: поиск сегмента и ниши, позиционирование и инновации. Исследование рынка потребителей (покупателей). Анализ аудитории. Исследование конкурентов. Сравнительный типолого-маркетинговый анализ СМИ. Планирование и прогноз на информационном рынке. Маркетинговая кампания.

 

Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. – М., 2004.

Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – М., 2000.

Репкова Т. Новое время: Как создать профессиональную газету в демократическом обществе. – М., 2004.

Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. – Воронеж, 2001.

 

Маркетинг – социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп посредством создания, предложения и обмена* товаром.

* Человек может получить нужный ему товар 4 способами: обмен, насилие, натуральное производство, попрошайничество. Обмен – акт приобретения некоего желаемого товара взамен на нечто, предлагаемое другой стороне.

Слагаемые маркетинга по Филипу Котлеру:

1) Нужды – ощущаемая людьми нехватка чего-либо.

2) Потребности (специфические формы удовлетворения человеческих нужд) и спрос (потребность в определенных товарах, выраженная не столько в желании, сколько в способности их приобрести).

3) Товары – все, что может быть предложено для удовлетворения потребностей и нужд.

4) Ценность (оценка потребителем способности товара в целом удовлетворить его нужды) и издержки (расходы, связанные с приобретением товара).

5) Отношения между партнерами и система взаимодействия.

6) Рынки образуют все потенциальные потребители с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они способны и желают принять участие в обмене.

7) Активные субъекты рынка и предполагаемые покупатели. Когда одна сторона ищет обмена активнее, ее называют предпринимателем, а вторую сторону – предполагаемым покупателем. Если на рынке два активных субъекта – ситуация взаимного маркетинга.

Медиамаркетинг – особый вид профессиональной деятельности, связанной с продвижением СМИ на рынок и направленной на обеспечение существования СМИ и на удовлетворение информационных потребностей аудитории. Этот процесс происходит на рынке в узкопрофессиональном смысле слова:

Рынок (внешняя среда)

↓ ↓

Рынок ресурсов Информационный рынок  
1. финансовый рынок 2. рынок рабочей силы 3. издательский рынок 4. технический рынок 5. рынок материалов 6. рынок сбыта 1. рынок информации и идей 2. рынок СМИ 3. рынок потребителей информации

 

Исследование рынка СМИ:

1) Сегментация, т.е. деления рынка на части по определенным признакам (пример – молодежные журналы).

2) Анализ сегмента – учет его количественных и качественных характеристик. Количественные: 1) данные о размерах потенциальной аудитории и о возможной емкости сегмента; 2) количество и характеристики СМИ, которые могут выступить нашими конкурентами. Качественные характеристики устанавливаются в процессе изучения потенциальной аудитории: 1) географические; 2) демографические; 3) социальные; 4) психографические (стиль жизни, традиции, привычки, религиозность); 5) идеологические.

3) Поиск информационной ниши – части сегмента, представляющей наилучшие условия для выпуска, продвижения, продажи СМИ и для получения наилучших доходов и прибыли. В маркетинге различают два вида рыночных ниш – вертикальную (производство продукции, которой могут пользоваться различные группы ее потребителей) и горизонтальную (диверсификация производства, т.е. расширение ассортимента).

4) Позиционирование СМИ – определение характерных черт товара, отличающих его от аналогичных товаров конкурентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...