Факт как первоэлемент публицистики.
Понятие об объективном и научном фактах. Факт в публицистике как результат познавательного процесса. Факт как элемент знания о действительности. Фактические данные. Системная природа факта (факт как элемент системы). Методы сбора фактов в журналистике и эмпирические методы познания. Публицистический факт как разновидность социальных фактов. Факт как определяющая основа жанра. «Окраска» факта и стиль публицистического произведения.
Кропотов Л.А. Проблема факта в журналистике: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. н. – М., 1985. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. – Воронеж, 1975.
Факт в теории журналистики – это 1) любой состоявшийся момент действительности; 2) форма человеческого знания, обладающего достоверностью. Основные характеристики факта – истинность (достоверность) и конкретность (факты заключают соотношения преимущественно единичные и заключенные в ограниченные пространственно-временные рамки). Логической формой факта является суждение, которое обозначает определенную связь предмета и его свойств или связь предметов между собой. В публицистике фактические данные – результат первичной обработки единичных фактов. Различают факты объективные и научные. Под объективными фактами понимают любые, не зависящие от наблюдателя события, явления, фрагменты реальности. Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого - искусственного или естественного - языка. Разновидности фактов: 1) По методу сбора – наблюдение, интервьюирование, документирование. 2) По протяженности во времени и пространстве – статичные и динамические.
3) По степени присутствия единичного и общего – индивидуальные и обобщенные. 4) По степени достоверности – от достоверного до недостоверного. Свойства факта: - истинность и конкретность высказывания, - инвариантность факта (независимость факта от разных его толкований), - наличие временных и пространственных показателей. Факт – элемент системы (совокупности взаимодействующих фактов, свойства которой отличны от суммы свойств этих фактов. Т.о., система не аддитивна = не суммарна. Взаимодействие и взаимопроникновение ее составных частей – отдельных фактов – делает невозможным их вычленение без разрушения системы = сверхаддитивность). Единичный факт в естественных науках не играет основной роли, это не закон. В гуманитарной среде (история, юриспруденция и т.д.) единичный факт играет огромную роль, он может изменить весь ход событий. Публициста привлекает в факте не только проявление общего, но и не в меньшей мере признаки единичного, неповторимого. Вывод строится не на отрицании частных мотивов, а на их утверждении. Создаваемая теория-концепция в свою очередь придает новое освещение входящим в нее фактам. Вот почему в литературе и публицистике возможна типизация одного факта, с наибольшей полнотой и очевидностью выражающего ситуацию, концентрирующего социальный опыт. Очень показательные примеры в этом плане дает фельетонистика, ибо понятно пристрастие сатириков к факту острому, парадоксальному. Фельетонисту нет надобности подбирать энное число одноплановых фактов, чтобы обосновать свой вывод о, например, живучести мещанства и в наши дни. Убедительность фельетона создается анализом одного факта, в котором социальное зло проявляется наиболее ярко и который благодаря этому может быть типизирован. Количественный фактор утрачивает в искусстве и литературе силу, зато утверждается все, наиболее полно выражающее внутренний смысл явления.
Осуществляя творческие функции, журналист применяет различные методы сбора фактов: 1) Эмпирические (документальные) – наблюдение, беседа, интервью, проработка документов и пр. 2) Теоретические: - общетеоретические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, исторический, логический, гипотетический методы и т.д.); - специализированные (комплексные) методы осмысления собранного материала, опирающиеся на различные общетеоретические методы (описание, причинно-следственный анализ, оценка, прогнозирование, программирование). 3) Художественные – методы наглядно-образного обобщения, опирающегося на приемы ассоциации, творческой фантазии, метафоризации, метонимии, одушевления, оксюморона (внутреннего противопоставления), литоты (преуменьшения), гиперболизации (преувеличения), генерализации (подмены частного вывода общим), индивидуализации (подмены общего вывода частным) и т.д. Факт – определяющая основа жанра. Например, к разным жанровым группам будут относиться публикации, отображающие предмет, находящийся во внешнем по отношению к автору выступления мире – и публикации, предмет отображения которых относится к внутреннему миру автора. Кроме того, текст может отображать как «первичную реальность» (различные предметные, онтологические ситуации, практические действия, процессы), так и «вторичную» (информационные явления: книги, фильмы, телепередачи и т.п.), либо и то, и другое. Только первую группу явлений освещают, например, «аналитические» (в узком смысле этого слова) статьи и корреспонденции, только вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. И первую и вторую группу явлений освещают «постановочные» корреспонденции и статьи, обозрения, комментарии, а также публикации информационных жанров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|