Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Договор розничной купли-продажи




 

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ). Этот договор имеет ряд особенностей. Во-первых, на стороне продавца всегда выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Покупателем по данному договору может быть любой субъект гражданского права, однако чаще всего ими являются граждане. Во-вторых, в данном договоре важна цель передачи покупателю товара. Такой целью является личное, семейное, домашнее или иное использование, не связанное с предпринимательской деятельностью. В-третьих, договор розничной купли-продажи является публичным договором и должен заключаться с любым лицом и на равных условиях (ст. 426 ГК РФ).

Существенными условиями договора являются предмет договора и цена. В соответствии с п. 1 ст. 500 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В договоре розничной купли-продажи оферта может быть публичной: предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи[21]. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи (ст. 494 ГК РФ).

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания, подтверждающие заключение договора и его условия. Иное может быть предусмотрено законом или договором, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 493 ГК РФ). В этом случае договор розничной купли-продажи является договором присоединения, и на него распространяются правила ст. 428 ГК РФ[22].

Сторонами договора являются продавец и покупатель. На стороне продавца выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. В преамбуле Закона о защите прав потребителей дано определение продавца как организации независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, реализующих товары потребителям по договору купли-продажи. Покупателем может быть любой субъект гражданского права, являющийся потребителем. Под потребителем следует понимать гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Обязательства между изготовителями, продавцами и потребителями, возникающие по поводу приобретения или использования товаров, не являются обязательствами строго личного характера (за исключением обязательств, возникающих из причинения вреда жизни и здоровью потребителя товарами ненадлежащего качества), поэтому, в частности, не прекращаются смертью гражданина-потребителя (ст. 418 ГК РФ)[23].

Еще до заключения договора продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Покупатель вправе до заключения договора осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (п. 3 ст. 495 ГК РФ), а если договор заключен - в разумный срок отказаться от его исполнения, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Продавец, не предоставивший покупателю возможности получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (ст. 495 ГК РФ).

В Законе о защите прав потребителей установлено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вреда имуществу потребителя (п. 1 ст. 7). В свою очередь, изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара.

Если будет установлено, что при соблюдении потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей)[24].

Итак, договор розничной купли-продажи выступает основанием для возникновения отношений между потребителем и торговой организацией по продаже товаров.

Для данного вида договора специфику имеют права потребителей. В первую очередь, при заключении договора розничной купли-продажи потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах в целях правильного им выбора конкретного товара, который является качественным и безопасным (ст. 10 Закона о защите прав потребителей). В ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, с одной стороны, право любого потребителя потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, а с другой стороны, обязанность самого продавца довести указанную информацию в наглядной и доступной форме до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи. Если в отдельной сфере обслуживания потребителей установлены конкретные способы доведения такой информации до потребителя, то информация должны быть представлена потребителю именно таким образом.

Весь объем предоставляемой потребителям информации может быть условно разделен на две большие группы: информацию об изготовителе (продавце) и информацию о товарах.

Информация об изготовителе (продавце) в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» включает в себя:

1) информацию, размещаемую на вывеске: фирменное наименование (наименование) организации, место нахождение (адрес), режим работы;

2) информацию, размещаемую в любом другом доступном для потребителя месте: если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (продавца), номере лицензий и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что в данном случае речь идет об обязанности предоставления именно «сведений», но не оригинал документа или его копию. Поэтому если контролирующие органы привлекли организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности за непредставление по требованию покупателя лицензии (или ее копии) по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях[25] (далее - КоАП РФ) (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции), то такое решение может быть обжаловано. Кроме того, имеется соответствующая судебная практика в пользу продавцов.

Так, 14 июля 2011 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Северо-Западному округу проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в ООО «Кафе «Летнее», расположенном по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Штурма, д. 2.

По результатам проверки был составлен акт от 14.07.2011 № 15-13/178, в котором зафиксировано, что при проведении проверки представителям Инспекции не была предъявлена копия лицензии на розничную продажу и хранение алкогольной продукции. Инспекцией на основании указанного акта в отношении ООО составлен протокол от 15.07.2011 № 15-13/38 об административном правонарушении и в тот же день вынесено постановление № 15-13/29 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и назначении штрафа в сумме 30000 руб.

Инспекция считает, что ООО допущены нарушения требований Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Правил продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции.

Инспекция, привлекая ООО к административной ответственности на основании названной нормы права, указала на отсутствие в момент проверки в кафе копии лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, п. 3 названных Правил предусмотрена обязанность продавца представлять покупателю размещенную в удобном для ознакомления месте соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее, а не копию лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Таким образом, принимая во внимание тот факт, что Инспекцией не проводился осмотр торгового помещения на предмет наличия такой информации, суд пришел к правильному выводу о недоказанности Инспекцией в порядке ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.

Довод подателя жалобы о том, что ООО привлекалось именно за непредставление в месте реализации алкогольной продукции копии лицензии, содержащей сведения об объектах, на которых лицензиатом осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, не может быть принят во внимание, поскольку указанное правонарушение влечет ответственность, предусмотренную статьей 14.1 КоАП РФ[26].

Если изготовителем (продавцом) является индивидуальный предприниматель, то дополнительно к вышеназванным требованиям он должен также предоставить покупателям сведения о государственной регистрации (в том числе наименование органа, осуществившего государственную регистрацию).

Информацию для потребителя обычно размещают на специальном стенде - так называемом уголке потребителя. Однако выделять место под такой стенд необходимо не в дальнем и темном углу, а, как указано в Правилах продажи отдельных видов товаров в удобных для ознакомления покупателя местах[27].

Статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлен перечень информации о товарах, которая должна предоставляться потребителям независимо от вида реализуемой продукции. Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Если указанная информация не будет представлена, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, потребовав возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (ст. 12 Закона). Кроме того, при заключении договора розничной купли-продажи и в процессе его исполнения потребителю не могут быть навязаны несправедливые условия договора и дополнительные услуги.

Включение в договор условий, ущемляющих законные права потребителя, является частью более широкой проблемы злоупотребления свободой договора в форме навязывания контрагенту несправедливых условий договора[28].

Специфика несправедливых условий договора заключается в том, что они не противоречат закону в явной форме (по крайней мере, императивным нормам), но в конкретной ситуации могут лишать одного из контрагентов прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключать или ограничивать ответственность другой стороны за нарушение обязательств и т.п.

Несправедливые условия договора (оговорки) могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, можно выделить оговорки, имеющие материально-правовое и процессуальное значение. Если первые ущемляют конкретные субъективные права потребителя (на получение товара надлежащего качества, на досрочное расторжение договора и пр.) либо возлагают на потребителя экономически не оправданные обязанности (не связанные с предметом договора и пр.), то вторые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав (в том числе их выборе), в представлении тех или иных доказательств либо возлагают на потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств. Несправедливые условия процессуального характера могут затруднять обращение потребителя за судебной защитой вследствие установления обязательного досудебного (претензионного) порядка разрешения споров по договору или изменения территориальной подсудности для рассмотрения споров[29].

Закон «О защите прав потребителей» различает права, принадлежащие покупателю в случае продажи ему товара надлежащего качества и ненадлежащего (ст. 18 и 25 Закона о защите прав потребителей).

Итак, законодательство закрепляет права потребителей, которые реализуются при заключении договора - право на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах (ст. 8 Закона «О защите прав потребителей»); право на безопасность товара (ст. 9); недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя (п. 1 ст. 16); запрет навязывания потребителю дополнительных работ и услуг (п. 3 ст. 16), а также права потребителей, реализуемые в процессе исполнения договора розничной купли-продажи – право на передачу товара надлежащего качества, право на обмен товара ненадлежащего и надлежащего качества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...