Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Публицистика петровского времени (Ведомости, слова Феофана Прокоповича).




Билет №1.

Ведомости. При Петре 1 стала выходить печатная газета «Ведомости», официальный правительственный орган. До появления петровских «Ведомостей» Моск. гос-во газет не знало. При царском дворе сущ. обычай переводить и переписывать новости из загран. газет. Сохранились рукописные известия с 1621г. и позже. В них говорилось о сражениях, взятии городов, о приемах послов, о гос.договорах, о прибытии кораблей с товарами, появлении комет… Петр 1 же желал с помощью печатного слова пропагандировать свои военные и хозяйственные начинания, придавать им популярность. С этой целью 15 дек. 1702г. он подписал указ о печатании «Ведомостей». Уже 17 дек. Появился первый номер Ведомостей. Через 10 дней,27 дек., вышел следующий номер, имевший особое название «Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году.» Текст его содержал описание осады Нотебурга. Номер от 2 янв. 1703г. дошел до нас.

Первое сообщение в нем гласило: «На Москве вновь ныне пушек медных гоубиц и мартиров вылито 400. те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов…А меди ныне на Пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит». Начальные строки обнародовали сведения, составляющие гос.тайну – в них названо кол-во изготовленных артиллерийских орудий и указаны запасы металла, предназначенного для литья. Петр сознавал секретность этих сведений, но… Дело в том, что в неудачном бою под Нарвой рус.армия потеряла всю артиллерию. Моральные последствия. Необходимо было вдохнуть бодрость в людей. На Пушечный двор свозились церковные колокола. Этоа крайняя мера нуждалась в публичном оправдании, и оно появилось в газете.

Также в этом номере сообщается, что «повелением его величества школы уничтожаются, и 45 чел. слушают философию и уже диалектику окончили. В матем-ой штюрманской школе более 300 чел. учатся и добре науку приемлют…» С 24 нояб. По 24 дек. Родилось 386 чел. Из Персии пишут, что индийский царь послал рос. Слона и иных вещей немало. Из Казани пишут, что на реке Соку нашли много нефти и медной руды… Короче развивается Россия. Гл. темой петровский ведомостей становится Северная война. Описание Полтавской битвы, напеч. В №11 за 1709г., принадлежит Петру. Петр торопится отметить храбрость солдат, позволившую разгромить врага (27 июня).

Заграничная жизнь освещалась по донесениям послов (Шафиров, Бестужев, Долгорукий). Петр принимал непосредственное участие в выпуске Ведомостей. Ясность текста. Федор Поликарпов – первый редактор Ведомостей, директор Печ. Двора. Когда Ведомости переехали в Питер, ими стал заниматься директор столичной типографии Михаил Абрамов. В 1719 Коллегия иностр.дел. назначила ответственным за Ведомости преводчика Бориса Волкова. Он привлек к сотрудничеству Якова Синявича (его можно считать первым русским репортером).

Петровские Ведомости не имели еще постоянного названия. Отдельные номера получали разные заглавия: «Ведомости московского гос-ва», «Ведомости московские», Российские В. Тираж газеты испытывал большие колебания – от нескольких десятков до нескольких тысяч. Стоила газета тоже неодинаково – от одной до четырех денег. (деньга - полкопейки). До 1715 года В. Печатались в Москве на печатном дворе. С 11 мая того же года выходит также и в Питере. Лишь к 1719 переходят окончательно в Питер, и в Москве печатаются отдельные номера газеты. Различная периодичность.

До Ведомостей существовали «Куранты» или «Вестовые письма»- рукописная газета, рассказ о жизни за рубежом. «В.» в отличие от «К.»- первая газета, рассчит. На массового читателя. Рассказ. о событиях в России, большое место занимала также и иностр. Информация. Агитационный характер газеты - пропаганда новой науки, культуры, воен. действий(напр.Пропаганда партизанской войны против шведов),экономических преобразований…

Основной жанр газеты - информация, также встречалась корреспонденция, газетный репортаж. Газета была небольшого формата (в восьмую долю листа – половина ширины школьной тетради), версталась из небольших заметок в одну колонку, без заголовков. Печат. славянским шрифтом, с 1715 года - гражданским.

^ Слова Феофана Прокоповича. (1681-1736).

«Слово о власти и чести царской» «чревище великое, а крыльца малые, и не по мере тела: вздоймется полететь, да тотчас и на землю падает».

Родился в семье киевского мещанина, рано осиротел, образование получил в Киево-Могилянской академии, затем учился в Риме, в коллегиуме. По возвращении на родину принимает монашество и поступает в Киевскую академию в качестве преподавателя. Писатель-публицист горячо поддерживал все начинания Петра. 1709г - похвальное слово, посвященное Полтавской битве. В 1716 году его вызывает в Петербург царь и он становится правой рукой Петра. Проповеди Прокоповича (слова) явились одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ.

«Слово о пользе путешествий» (1717)-Ф.П. доказывает необходимость заграничных путешествий с образовательной целью и резкое осмеяние тех, кто препятствовал отправке молодых людей в чужие края. Победа над шведами, подтвердившая необходимость создания в России могучего флота, вызвала появление «Похвального слова о флоте российском» (1720).

Слова Ф. Не только произносились в церкви, но и печатались. Жанр - проповедь. Слова были написаны ясным слогом, без лишней риторики, ритмически построены. Отличались глубиной содержания и литературными достоинствами.

В своих произведениях Ф. нередко выступает как памфлетист и сатирик. «Слово о власти и чести царской» (1718) - он резко обличает реакционных церковников, сгруппировавшихся вокруг царевича Алексея. Рисуя сатирический образ такого церковника, Ф.П. сравнивает его с саранчой, у которой «чревище великое, а крыльца малые, и не по мере тела: вздоймется полететь, да тотчас и на землю падает». Другой сатирический памфлет «Духовной регламент, или устав Духовныя коллеги» (1721), в кот. резкой критике подвергаются старые церковные порядки, сатирически изображаются жадные попы и др., которые видят в просвещении опасность распространения ересей. Он отвергает слепую веру в писания «отцов церкви»,считая для себя обязательной только веру в Библию.

«Слово на погребение Петра Великого» (1725) - скорбь, призвание продолжать начатое царем правое дело после его смерти. П. - идеальный монарх. Трактат 1722 года «Правда воли монаршей» - Ф.П. утверждает неограниченную власть царя, подлежащего единому суду - суду перед богом.

В слове «О великих творческих силах человека» автор пишет, что человек, по своей натуре подверженный душевным и телесным страданиям, очень сильный, не ослабевает, не унывает. Он пишет: «Но зри, что не творит? Коих тяжких случаев чрез себе не пропущает? Коих отовсюду окрестных обстояний не сносит?.. Словом: всегдашний подвиг, ни единого покоя, внеуду брани, внутрьуду боязни…»

«О зарождении Русской земли». Как внезапно выросла Россия! Так вот растет человек, растет дерево, но мы не можем усмотреть этого роста! «…а мир весь ясно видел, как народ Российский, когда весьма ему исчезнути многии провещали, возрастал высоко…» «Что бо была Россия прежде так недолго времени? И что есть ныне?» Уже наука, философские науки, политически книги, архитектура… все растет и процветает.

«Сатира на придворных льстецов».


2) Драматургия конца 80-х – начала 90-х гг. (Трагедия Княжнина «Вадим Новгородский»).

Яков Борисович Княжнин(1742-1791). Писать стал рано, его литературная деятельность начиналась под влиянием творчества Сумарокова. К. написал 8 трагедий,4 комедии,5 комических опер и мелодрам, писал и стихотворения, переводы.

Театр для Княжнина - трибуна, с которой он проповедовал взгляды на существо верховной власти, на отношения между царем и гражданами. Идея К.- борьба с самовластьем во имя свободы. Хотя К. И не шел дальше пропаганды конституционной монархии, речи его героев о тирании, свободе, гражд. Правах, произносимые со сцены, звучали почти революционно.

«Вадим Новгородский»(1789).Возникновение этой трагедии было вызвано стремлением ответить Екатерине2,написавшей пьесу «Историческое представление из жизни Рурика»(1786).В основу трагедии было положено летописное известие из Никоновской летописи о новгородцах, которые были недовольны княжением Рурика. Поэтому Р. «уби Вадима храброго и иных многих изби новгородцев, советников его». Екатерина в своем произведении изображает Вадима не противником самодержавной власти, а честолюбцем, жаждущим власти и с этой целью устраивающим заговор. Р. - идеальный монарх, побеждающий заговорщиков, и В., подавленный великодушием монарха, который предлагает ему роль помощника, спешит доказать свою преданность.

К. Выступ. против трактовки Е., преследовавшей монархические цели. Р. у К. - благодетельный и великодушный государь, избранный самим народом за избавление Новгорода от смуты. В. - пламенный патриот, защитник вольности родного города, идейный противник самодержавия как такового. Самодерж. власть враждебна народу. В. - полководец, вернувшись на родину и застав самодержавное правление Р. защищ. Идеи народоправства, ратует за республику. Защищая вольность, В. организует заговор, а затем восстание. Его поддерживают 2 сподвижника Пренест и Вигор (но ими движут личные цели - оба претенденты на руку дочери В. Рамиды.)

^ Основной политический конфликт трагедии К. не тиранство монарха, как в трагедиях Сумарокова, а конфликт, вызванный борьбой за республику против монархии, даже в том случае, если на троне просвещенный монарх. Это - первая республиканская трагедия и первый образ стойкого республиканца - врага самодержавия. Трагедия В. в том, что народ не поддерживал его. Восстание было подавлено, но когда Р. предлагает В. венец - символ своей власти, В. отказывается, и когда народ просит Р. княжить дальше, В. закалывается (ДО ЭТОГО: отверженная отцом, но стремящаяся доказать ему свою любовь, Рамида закалывается, говоря при этом: «…Смотри – достойна ль я быть дочерью твоею?»). Народ в трагедии осознается исторической силой, способной определять ход событий в стране, Р. тебует, чтобы их с В. спор решил именно народ. Симпатии автора на стороне В., предпочитающего смерть рабству.

Трагедия сохраняет статичность и основные принципы, присущие трагедиям классицизма, но в трактовке характеров в его пр-ии нет прямолинейного деления борющихся лиц на положительных и отрицательных персонажей.

1793г. - впервые отдельное издание. Е. - сжечь «якобинскую трагедию», 1871 - новое издание Ефремова с пропуском стихов: «Самодержавие повсюду бед содетель, вредит и самую чистейшу добродетель...» 1914 - впервые перепечатана полностью.


Билет №2.

 

1.
Фонвизин – публицист.


^ Письма из Франции (1777-1778) - (он пишет к сестре, П. И. Панину, к Я. И. Булгакову). Несмотря на конкретный адресат, письма носят ярко выраженный социальный хар-р. Ф. дает исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции и дать оценку увиденному, он разочарован во Ф., ор кот. Столько слышал, но увидел все ту же тиранию монарха. Он говорит: «Кажется, будто все люди на то сотворены, чтоб каждый был или тиран или жертва». Изучая фр. действительность, он смог глубже понять процессы происходившие в России, он пишет, что «право сильного остается правом превыше всех законов» и что «деньги суть первое божество здешней земли». Но вместе с тем он замечает и отличное состояние фр. торговли и промышленности. Ф. в своих письмах также дает резкую оценку фр. просветителей. Он опускает Вольтера и Дрю, кроме Руссо, он называет его «славным», т.к. Р. - самый независимый и принципиальный.

Но Ф. при всей социально-политической остроте своей критики, рассчитывал не на революционный, как Радищев, а на мирный путь социального обновления России.

«Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782-начало 1783г.) - предназначалось для буд. императора Павла Петровича - воспитанника Н. Панина. Ф. писал, что рус. народу еще рано давать «преимущества, коими наслаждаются благоучрежденные европейские народы», а о кр.пр. говорит, что его необходимо не уничтожить, а ввести в «пределы умеренности». Для того, чтобы избежать повторения пугачевщины, нужно ввести фундаментальные законы, соблюдать которые должен и монарх. Ф. рисует сатирическую картину современной ему действительности.

^ Журнал «Собеседник любителей русского слова». Кроме Ф. Там еще работали Богданович, Княжнин, Херасков, Добролюбов. Это, собственно, был журнал Екатерины. Там она печатает «Записки, касательно русской истории», а также фельетоны «были и небылицы». Ф. не упускает случая опустить Екатерину. Он вступает с ней в полемику и пишет в 3 книжке «Вопросы к автору былей и небылиц», в которых возмущается фаворитизмом, отсутствием гласности в суде, нравственным разложением дворянства и пр. (Вкратце он спрашивал у Е.: «Какого...страна в запустении?», а она ему отвечала «Не твое дело»).

1783г - в том же «Собеседнике» Ф. Помещает еще несколько статей сатирико-публицистического хар-ра: «Челобитная Минерве от российских писателей», «Опыт российского сословника», в кот. Разъясняя слова-синонимы (Яковина, мы вместе), Ф. так подбирает примеры их употребления, что чит. понимает скрытый в них иронический подтекст. («Можно иметь звание без чина, но стыдно брать чины без звания»). Таким образом, он дает объяснения 105 синонимам.

1783 год «Всеобщая придворная грамматика». К печати в «Собеседнике» разрешена не была. «П.г.» Ф. объяснял, как науку «хитро льстить языком и пером».

Екатерина тоже была не дура, и, когда в 1788 году наглый Ф. хотел зарегистрировать журнал «друг честных людей или Стародум» показала ему «фак». Ж-л, в подзаголовке которого стояло: «Периодическое сочинение, посвященное истине» должен быть выходить 3 раза в год и означал активный возврат писателя к сатирико-обличительной деятельности.


^ 2)Михаил Дмитриевич Чулков(1743-1792) «Пригожая повариха или похождение развратной женщины», «Горькая участь».

М.Д. Чулков. Писатель-разночинец, выходец из дворянских низов. Сам себя называл «мелкотравчатым сочинителем». Чулков – один из плодовитых и трудолюбивых деятелй в области культуры и литературы 18 в.

Творчество также носило антидворянский характер, он был автором нескольких сочинений на экономические темы и придавал огромное значение силе денег, кот. дарит человеку власть и независимость.

Творчество Ч. Было направлено против эстетики классицизма. Он сознательно обращает литературу к реальной жизни, к низким картинам действительности. Герои Ч. Обычно простые люди, которые всего добиваются сами. Они стремятся достичь земного благополучия любыми средствами, и вопрос о недозволенности целей перед ними не встает. Ч. считал бесполезным бороться с существующей несправедливостью, каждый должен стараться получше устроить свою личную жизнь.

В Пересмешнике выведен большой круг действующих лиц – это представители дворян-помещиков, чиновничества, духовенства, купечества, - и все они наделены резко отрицательными чертами. Симпатии Ч. На стороне «маленьких людей» - бедной старухи крестьянки, наивной, суеверной, жестоко обманутой проходимцем-монахом, беззащитного бедняка крестьянина Сысоя Дурносопова.

«Горькая участь» (из сб. «Пересмешник или славенские сказки»(1766-1768)). - рассказ о бедственном положении крестьянина Сысоя Фофанова, в котором видит Ч. «главного отечества питателя во время мирное, а в военное крепкого защитника». Жизнь С. Ф., сына Дурносопова, тяжела с самого детства. Ч., рассказывая о крестьянской жизни, впервые в русской литературе подмечает классовое расслоение в среде крестьянства и всю остроту этого процесса. Деревенские кулаки отдают бедного С. В рекруты. Из 500 завербованных остается 50. С.оказался бравым солдатом и вернулся домой, но там обнаружил, что вся семья убита. Здесь автор переходит к описанию загадочной истории убийства и судебного разбирательства.

«Пригожая повариха или Похождения развратной женщины» (1770г.) в 19 лет овдовев, Мартона осталась без средств к существованию. Но известная всему Киеву старушка, взяла М. под свое покровительство. Сыскала ей статного и молодого человека для увеселения. Тот был дворецкий. Тратил много господиновых денег на М. В честь этого завела она себе служанку. А он мальчишку. Ругали и били они своих слуг как только могли. М. ходила на всякие гулянки. Ночью, когда ее мужика не было дома, к ней пришел какой-то парень. У него была золотая табакерка. Он ей приглянулся (его звали Светон). «Он был господин, и господин не последний. Первое сие свиданье было у нас торгом, и мы ни о чем больше не говорили, как заключали контракт: он торговал мои прелести, а я уступала ему оные за приличную цену». Подарил ей табакерку. Она легла спать. Табакерка рядом. Пришел ее бывший. Она сказала, что больна. Он увидел таб-ку. Она сказала, что купила. А он сказал, что это вещь его господина. Он ему сказал, что проиграл ее в карты. Получается таб-ку тебе кто-то подарил. Он решил, что она ему изменяет. Ушел, пригрозив, что отберет у нее все. Тут пришел Светон. Короче, из грязи в князи. С. Стал за ней ухаживать, подарки, новые слуги. С бывшим любовником решили обобрать как липку этого Светона. Через неделю у С. Заболел отец. Взял М. с собой к отцу, но решил, что поселит ее у своего друга. В дороге он рассказал ей, что женат, но не любит. Приехала. Выяснилось, что отец уже здоров. С. Постоянно бывал у М., что заподозрила жена С. Как-то раз, когда влюбленные кувыркались в постельке, отворилась дверь шкафа, и оттуда вышла женщина. Короче оказалась М. без рубля в кармане в чистом поле. Приехала в Москву. Там устроилась поварихой к одному секретарю. Он чел. очень набожный. А жена его взятничала. Изменяла мужу. Много пила вина. М. стала ее наперсницею. В нее влюбился канцелярист. Хозяйка ревновала гостей к М.=> уволила ее. Потом попала к отставному подполковнику. Надзирательница она теперь. Стала полной хозяйкой, т.к. старик-то этот влюбился в нее. Но он не пускал ее никуда кроме церкви. Пошли как-то на службу, там на нее загляделся молодчик. Дед ревнует. Спустя несколько дней, этот молодчик (Ахаль) приходит и просится на работу к этому старику. Тот отказывает. Но молодой уже успел передать письмо М., в котором признается в любви. Начала изменять старику… Но Ахаль обманул ее в итоге, обокрав. Осталась она со стариком. Тот вскоре скончался. А ее (зная о ее похождениях) посадили в темницу… Ч. Не осуждает героиню за аморальное поведение, хотя и не идеализирует ее. Во всем виноваты жизненные обстоятельства. Повествование ведется от первого лица - героиня рассказывает о своих неудачах и злоключениях. М. в принципе неплохой человек, способна на настоящую любовь (к офицеру Свидалю). Он сталкивает ее с еще более порочными людьми, кот. принадлежат к дворянскому сословию.(барский камердинер, Светон и др.)

Особенности: натурализм, народные обороты речи, пословицы, поговорки. Это шло вразрез с требованиями классицизма и придавало прозе Ч. демократический и сатирико-обличительный хар-р.


^ БИЛЕТ№3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...