Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские оды Державина. («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Фелица»)




Гаврила Романович Державин (1743-1816). Новаторство: обращение поэзии к жизни, внес в поэзию индивидуальное «я». В эстетике Д. видят и начало худ. реализма, и сентиментализм, и предромантизм, и классицизм. Идеал Державина - свободный, независимый писатель, выразитель общественного мнения.

«На смерть князя Мещерского» (1779г.). Эта ода резко отличается от обычной похвальной оды классицизма. Это ода-элегия. Неожиданная смерть знакомого заставила поэта задуматься над вечной проблемой жизни и смерти. «Сегодня бог, а завтра прах; Сегодня льстит надежда лестна, А завтра – где ты, человек?» Д. часто рисует одну и ту же картину: люди свергаются, подобно водопаду, с высот счастья. «Почто ж терзаться и скорбеть, Что смертный друг твой жил не вечно? Жизнь есть небес мгновенный дар; Устрой ее себе к покою И с чистою твоей душою Благословляй судеб удар».

«Бог» (1784г.) - первое произведение русской поэзии, получившее европейскую известность еще при жизни поэта. Ода напоминает Ломоносовские духовные оды. Это произведение писалось несколько лет и посвящена рассуждению о возникновении мироздания и происхождения человека. Обращаясь к богу, Д. Употребляет определение «Без лиц, в трех лицах божества». Автор здесь имеет в виду не только богословское понятие, но и философское «бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое бог в небе совмещает». Картина мира предстает не столько в религиозном плане, сколько в плане научных представлений о мире, т.е. ода лишена мистицизма. Приемом выразительных контрастов Д. Достигает предельной ясности мысли: «Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!», тем самым доказывая, что человек - вершина создания природы и значение его на земле велико. Чел-к: «Черта начальна божества».

«Водопад» (1794г) - глубокое философское раздумье о смысле жизни, человеческом существовании и праве на бессмертье. Державин развивает те размышления на тему жизни и смерти, которые были подняты ранее в оде «На смерть князя мещерского». Ода написана на смерть князя Потемкина, умершего также совершенно внезапно. Потемкин («Великолепный царь Тавриды») - человек неординарный и отношение к нему автора неоднозначное. Снова мысль о том, что жизнь низвергается с высот счастья подобно водопаду. «Не жизнь ли человеков нам Сей водопад изображает? Он также блеском струй своих Поит надменных, кротких, злых.» «О! слава, слава в свете сильных! Ты точно есть сей водопад.» Водопад - символ вечности.

Д. Рассуждает о бессмертии и приводит наряду с Потемкиным образ другого полколводца - Румянцева, кот. для поэта являлся идеалом истинной гражданственности. Д. приходит к выводу, что бессмертной славы достоин Р., который «пользу общую хранил».

«Фелица» (1782) – произведение до того самобытное и оригинальное, исполненное ума и политической грации, что эстетики сбились с толку, не зная, к какому роду сочинений отнести его. Автор обращается к Ф.: «Подай, Фелица, наставленье, Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть». Д. превозносит Ф. Для того, чтобы показать, насколько она хороша, он сравнивает ее с собой. Вот он такой плохой, ходит на гулянки, спит с женщинами, купается в золоте, «Или музыкой и певцами, Органом и волынкой вдруг, Или кулачными бойцами И пляской веселю мой дух…» А Ф.: «Тебе единой лишь пристойно, Царевна, свет из тьмы творить; Деля хаос на сферы стройно, Союзом целость их крепить…» «Не оскорбляешь никого, Дурачествы сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…» «Ты здраво о заслугах мыслишь, Достойным воздаешь ты честь; Пророком ты того не числишь, Кто только рифмы может плесть.»

Ода понравилась императрице и Д. Получил подарки и покровительство. Д. признал существующий державшо-крепостнический строй. В оде он идеализировал императрицу. Позже, когда Д. стал секретарем императрицы, он вблизи увидел все пороки двора.

Образ Ф. заимствован из сказки, кот. Екатерина написала для своего внука Александра. Д. разрушает жанр оды, сочетая одические элементы с сатирическими, высокий слог с просторечным. Д. наделяет Е. Чертами просвещенной монархини. Поэт свободно говорит о достоинствах Е., в первую очередь человеческих, противопоставляя ее праздным вельможам, в первую очередь фавориту Потемкину. поэт делает будничное достойным поэтического слова, в то же время не боится говорить в шутливом тоне про императрицу. он говорит о том, что она не тиранка и что не истребляет людей.(В отличие от некоторых, например от Анны Иоанновны).


^ 2)Классицизм как литературное направление.

30-е-50-е годы 18 века - появление классицизма. Это появление закономерно, и на определенном этапе прогрессивно для русского литературного процесса. Рус. классиц. тесно связязан с западным. Первоначально это направление возникло во Франции, в середине 17 века. Идеологом к. Был Декарт. В России он появился именно тогда, когда стал соответствовать по своей идейной направленности основным задачам исторического развития. Философия Декарта – деизм: мышление первично, материя вторична («Подражание природе, следуя разуму»). Основные идеи классицизма - это гражданский пафос, связь с фольклором, сатирико-обличительные линии, проповедь общегосударственных идей, просветительская тенденция. В основе к. Как литературного явления лежит такой принцип оценки жизненных явлений, чтобы «мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего».

«Образы без лиц», типичные собирательные образы. Характер, изображенный к - ми должен был быть однолинейным и неизменным при любых обстоятельствах. Единство времени, места, действия «вне пространства и времени». Мысль, а не чувство обеспечивает познание действительности. Строгая жанровая и стилевая регламентация, стеснявшая творческую свободу писателя. Классич. трагедия - не драма действия, а драма разговоров. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА: 1. культ гос-ва, 2. в основе творческого метода – восприятие действительности с точки зрения разума абстрактного – отвлеч. хар-ра (сатира). 3. строгая нормативность жанров и стилей, 4. изображая хар-ры, не стремились через общее передать индивидуальное, 5. идеи просвещенного абсолютизма (Россия – образ Петра. Борьба за нац. госуд-ть и нац. культуру), 6. простота и ясность языка, 7. культ разума.

Отличительные черты русского к.:1)Наиболее отчетливо выраженный гражданско-патриотический пафос,2)Ярко выраженная сатирико-обличительная тенденция,3)связь с фольклором.

 

БИЛЕТ№ 5

^ 1)Особенности и основные черты литературного процесса 1-го десятилетия 18 века (Повесть о Василии Кориотском).

ГИСТОРИЯ О РОССИЙСКОМ МАТРОСЕ ВАСИЛИИ КОРИОТСКОМ И О ПРЕКРАСНОЙ КОРОЛЕВНЕ ИРАКЛИИ ФЛОРЕНСКОЙ ЗЕМЛИ. Характерная для петровского времени повесть. Главный герой ее, сын обедневшего дворянина, пробивает себе дорогу в жизни исключительно благодаря своим личным качествам. Он освободился от домостроевских религиозно-церковных пут, не страшат его «злочастия» жизни, он борется с ними и выходит победителем. Повесть носит ярко публицистический, пропагандистский хар-р.

ГИСТОРИЯ О РОССИЙСКОМ МАТРОСЕ ВАСИЛИИ КОРИОТСКОМ И О ПРЕКРАСНОЙ КОРОЛЕВНЕ ИРАКЛИИ ФЛОРЕНСКОЙ ЗЕМЛИ. Характерная для петровского времени повесть. Главный герой ее, сын обедневшего дворянина, пробивает себе дорогу в жизни исключительно благодаря своим личным качествам. Он освободился от домостроевских религиозно-церковных пут, не страшат его «злочастия» жизни, он борется с ними и выходит победителем. Повесть носит ярко публицистический, пропагандистский хар-р.

Авторы неизвестны, нет точной датировки.

Особенности:

а) новый герой - ребенок (необыкновенно умный);

б) шире социальный разрез (Россия, Европа);

в) первозданная свежесть восприятия нового мира;

г) новые отношения pодители-геpой: уход героя из дома не осуждается;

д) новое идейное содержание - возвеличивание представителей дворянского сословия и купцов.

е) формулы для описания любви, писания писем, пения арий;

ж) ослабление назидательного и церковного влияния;

з) язык - смешение просторечных слов, славянизмов, заимствований - отсутствие целостного стиля. Нехватка языковых средств для высказывания европейских впечатлений;

и) традиционные мотивы: приключения героя за границей носит любовный характер (влияние европейской литературы).


^ 2)Майков Василий Иванович(1728-1778). «Елисей или раздраженный Вакх»

«Елисей»(1771) – «правильная» ирои-комическая поэма, но отступления от правил в ней налицо: насыщенность фольклорными элементами, бытовые зарисовки, простонародная речь. В пределах одного жанра - столкновение высокого и низкого. Поэма в 5 песнях. Завязка поэмы - завышение цен на водку откупщиками. М. - противник системы откупов, которая обогащала отд. Лиц ценой народа. Бог вина Вакх разозлился на откупщиков, т.к. пьяных стало меньше. В питейном доме Вакх находит ямщика Елисея, которого и выбирает орудием мести. Между тем Е. просит у чумака вина, а потом ударяет ему в лоб, за что его берут под караул. Вакх обращ. К Зевсу с просьбой освободить Е. На что тот отвечает, что люди слишком много пьют, из-за этого плохой урожай. В тюрьме Ермий (бож.сущ-во) Е. переодевает в жен.платье и переносит в Калинкинский дом, где сидят распутные женщины… Любовь начальницы этого дома с Е. Собрание богов на Олимпе. Про шапку-невидимку. Наскуча любовью хозяйки Е. уходит. Он пошел в город. По дороге уснул в лесу. Но проснулся от крика женщины, кот. хотели ограбить. Это его жена. Он ее отпускает в город. А сам остается в лесу. Тут к нему спускается Силен. Ведет его в дом одного богатого откупщика, чтоб он тут пил, сколько хочет, а сам отходит на небо к В. Е., искав погреба, заходит в баню, где моются хозяева. Он их выгоняет. Парится. Потом идет к себе. Берет шапку-невидимку и прячется под кроватью откупщика. Лежал до тех пор, пока откупщик, встревоженный грозою, встал с постели, а он, Е., залез на кровать под бок к хозяйке. Муж думает, что его жену душит домовой. Решил пригласить ворожею. Ямщик (Е.) убоялся этого, и поэтому пошел в погреб пить вино. Елеся разоряет погреба откупщиков, бесчинствует до тех пор, пока Зевс, собрав совет богов не решает отдать его в солдаты.

В поэме люди действуют наравне с богами. В поэме много грубых слов, использован бытовой материал, много натуралистических деталей. Все это способствовало рушению классицистических традиций и развитию реалистических традиций.


^ БИЛЕТ№6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...