Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Журнал Сумарокова «Трудолюбивая пчела».




Александр Петрович Сумароков(1718-1777) - самый последовательный из писателей- классицистов, дал теоретическое обоснование классицизма как литер. направления. Был продолжателем и в то же время антагонистом Ломоносова.

Журнал «Трудолюбивая пчела» (1759) - первый частный журнал в России. В ж-ле Сумарокова, кроме него, принимали участие А. Аблесимов, И. Дмитревский, братья Нарышкины, А. Нартов и др. Очерки, эпиграммы, притчи. Частные журналы обычно носили хар-р, оппозиционный правительству. Ж-л существовал всего 1 год. «Т.п.» открылась посвящением Екатерине Алексеевне, будущей императрице. С. Называл ее «Минервой» и просил покровительства. Оппозиционность правительству Елизаветы и поддержка находящейся в опале Екатерины. Основным было обличение казнокрадства, насилия, злоупотреблений. В журнале сотрудн. Тредиаковский. Если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории, то в дальнейшем - усиливаются обличительные тенденции. В своих литературно-критических статьях С. Полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым и др. Он отстаивает ясность мысли и простоту чувств. Антикрепостнические тенденции («О домостроительстве»). В очерке «Сон. Счастливое общество» Сумароков в форме сна рисует утопическую страну, в кот. законодательство основано на естественном праве, все основано на разуме, монарх заботится прежде всего о пользе подданных. Автор говорит, что он был в «мечтательной стране», которой правит «великий государь», являющийся в то же время «великим человеком». Свои милости он дарует только достойным людям и сурово преследует нарушителей закона. Далее С. Рисует положение духовного и военного сословия, подробно описывает судебный и чиновничий аппарат, лишенный всех обычных для него в России недостатков. Свой очерк С. Заканчивает пожеланием того, чтобы сны такие снились почаще многим, а особенно «наперсникам фортуны».


^ 2)Особенности сентиментализации Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Повествователь - революционер. Эпиграф к «П.» из «Телемахиды» Тредиаковского: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Таким образом, Радищев определяет главного врага, главную беду России и русского народа – самодержавие и связанное с ним крепостничество. Большинство глав посвящено разоблачению сущности этого «чудища», его жестокости, бесчеловечности, развращающих души людей, разоряющих страну. Писатель рисует картины беззакония и неимоверной эксплуатации, которой подвергаются крестьяне. «Истинное лицо» самодержавия Р. выявляет в сатирическом «сне» (глава «Спасская Полесть»), показывая противозаконность и антинародность любой монархии. (Сон, о том, что он царь. Прозрение монарха – утопия.)

Размышляя над тем, как избавить страну от самодержавия и крепостничества, Р. приходит к выводу, что ни отдельные «гуманные» помещики, ни «бесплодное сочувствие» к порабощенным крестьянам не могут изменить ситуацию. Положение настолько тяжело, что «свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения». Р. пишет о праве чела на борьбу за свою свободу, о неизбежности народной революции. Народ, крестьяне - главная движущая сила истории. И они – не вызывающие жалость «жертвы», а люди высоких моральных качеств, талантливые, с чувством собственного достоинства. Образы крестьян контрастны образам помещиков. Нравственную чистоту и физическое здоровье людей из народа Р. противопоставляет моральной и физической деградации дворян, и этот худ. прием тоже служит задаче разоблачения «чудища».

Говоря о русском нац. Хар-ре, писатель подчеркивает не «покорность», которая так ценилась офиц. Властями, а порывистость, отвагу, невоплощенные таланты и возможности народа. Р. уверен, что, когда изменятся обстоятельства жизни народа, из его рядов выйдет много талантливых людей, которые окажут большое влияние на «историю российскую». Поэтому логическим завершением «Путешествия…» является «Слово о Ломоносове», где выражается уверенность автора в великом будущем России. «П.» изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены произведения других жанров: сатирический «сон», ода «Вольность», публицистические статьи (напр., «о происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма худ. произведения была новаторской для рус. лит-ры 18в. И давала Р. возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации.

«Любани». Встречает крестьянина, пашущего в воскресенье.

Глава «Спасская Полесть». Дождь. Забегает в один из домов, обсохнуть. Засыпает. Слышит чьи-то голоса. Потом видит сон.

«Зайцово». На почтовом дворе встретил старого приятеля Г. Крестьянкина. «… Я видел, что закон судит о деяниях, не касаяся причин, оные производивших…» Г.К. рассказал историю о Г. асессоре.

«Едрово ». Встретил очень хорошую, добропорядочную, юную девушку лет 17-20. Анютушку.

«Хотилов». Проект в будущем. Размышления.

«Городня». Въезжая в деревню слышит вопли жен, детей и старцев. Причина рыдания – рекрутский набор. «Вольные люди, ничего не преступившие, в оковах, продаются как скоты! О законы! Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге!» Автор взрывается: «…в рекруты продавать людей запрещается; что крестьяне людей покупать не могут, что вам от барина дана отпускная и что вас покупщики хотят приписать в свою волость будто по вашей воле.»

«Торжок» «Краткое повествование о происхождении цензуры». Цензура вводится правителями от страха., т.к. вдруг все всё поймут и «истукан падет». Р. также обличает помещиков- крепостников: «Медное» - сцена продажи крестьян – варварский обычай. Среди них: старик лет 75, старуха 80, жена его, вдова 40 лет, молодица 18 лет, дочь ее и внучка стариков, на руках у нее младенец, сын господина, венчанный ее муж лет 25, в кармане у него нож, в глазах мщение и зверство.

«Тверь» - отрывки из оды «Вольность» (1781-1783)

В главе «Вышний Волочок» путешественник призывает народ к восстанию. Начало повествования: «Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов…» Благополучие. Но многие работают не на себя (земледелатели). Человек корысти ради своей забывает человеческое. Р. возмущается: «Варвар! Не достоин ты носить имя гражданина. Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются на равнее с волом, определенным тяжкую вздирати борозду?»

Основа «Путешествия» - призыв к революции, но Р. понимает, что настоящее освобождение возможно только через десятилетия, поэтому пока надо хоть как-то облегчить участь кр-н другими путями.


БИЛЕТ№13

Сатиры Кантемира.

Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744). Уважал П. И его преобразования. Кантемир по словам Белинского стал «Первым светским поэтом на Руси». Дружил с Ф.Прокоп. После смерти Петра ратовал за продолжение его дела. Белинский: «Сатиры К. были именно такими, какие тогда были нужны и могли быть полезны; первая сатира – «На хулящих учение» особенно богата смешными чертами и верными снимками с общества того времени». Сатира спасала К. в большой степени от абстрактности, отвлеченности, присущей классицизму. Б. был прав, когда утверждал, что «сатирическое направление со времен К. сделалось живою струею всей русской литературы» и что благодаря, может быть, заслуге одной только литературы у нас зло не смело называться добром, а лихоимство и казнокрадство не титуловалось благонамеренностью, как это всегда водилось и теперь водится». Как подлинный гуманист К. в своей сатире заявлял: «Адам дворян не родил», «богач и нищий с сумой…, пахарь и вельможа равны в суде». f_______________________________________________________________________________________________________________________________

Императрица послала К. В Лондон за то, что слишком умный. Потом он поехал в Париж, где сблизился с ведущими просветителями того времени.

Самые известные у него 9 сатир. «На хулящих учения. К уму своему» (против церковников, стремящихся установить допетровские порядки, в защиту просвещения. «Приходит в безбожие, кто над книгой тает»,- Критон с четками в руках ворчит и вздыхает»; «Силван другую вину наукам находит: «Учение, - говорит, - нам голод наводит»; «Румяный, трожды рыгнув, Лука подпевает: «Наука содружество людей разрушает»; «Медор тужит, что чересчур бумаги исходит На письмо, на печать книг, а ему приходит, Что не в чем уж завертеть завитые кудри»; «Что в науке? Что с нее пользы церкви будет? Иной, пища, проповедь, выпись позабудет, Отчего доходам вред»; «подьячим должно лезть на бумажны горы, А судье довольно знать крепить приговоры»; «Наука ободрана, в лоскутах обшита, Изо всех почти домов с ругательством сбита, Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы, Как, страдавши на море, корабельной службы. Все кричат: никакой плод не видим с науки; Ученых хоть голова полна, пусты руки»). (1729) - первая. Всего до отъезда было написано 5. («На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» (Естественное равенство всех людей и сословий - знатный должен оправдать свое происхождение заслугами, антикрепостн. Тенденции. Сатира построена в форме диалога. Ф. - любящий добродетель, Е.- благородный. Содержание: встречаются Е. и Ф. Ф. спрашивает «Что так смутен, дружок мой?» На что Е. отвечает, что у него знатны корни, но этого никто не замечает, не уважают его подобающим образом. Тогда Ф. ему говорит, что умеешь ли ты управлять кораблем? Нет! У слуги тело такое же, как и у него, а он с ним обращается отвратительно. «Разница потомком быть предков благородных Или благородным быть.» «Суд судя, забыл ли ты страсти? Облегчил ли тяжкие подати народу? Приложил ли к царскому что ни есть доходу?» короче, Ф. говорит: «Ни одно не вижу я в тебе хвально свойство. Исправь себя, и тогда жди, дружок награду». В заключение он говорит: «Адам дворян не родил, но одно с двух чадо Его сад копал, другой пас блеющее стадо. Ное в ковчеге с собой спас все себе равных Простых земледетелей, нравами лишь славных, От них мы все сплошь пошли, один поранее Оставя дудку, соху; другой попозднее»), «О различии страстей человеческих. К Архиепископу Новгородскому», «К музе своей», «На человеческие злонравия вообще. Сатир и Пренерг»)- (1729-1732), потом еще 4.(«О истинном блаженстве», «О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому» (1739) («каково их детство Проходит – редко на ум двум или трем всходит»; «богатство сыну копил, презрел в сердце нравы Добры всадить. Богат сын будет, но без славы»; «Главно воспитания в том состоит дело, Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен Сын твой был Отечеству меж людьми любезен И всегда желателен: к тому все науки Концу и искусства все должны подать руки»; «Добродетель потому над всем неотменно Нужно младенцем внушать, пока совершенно Вкоренится; притом ум изощрать в пристойных Им и других знаниях. Так в детях, достойных К всем чинам, отечеству дашь дар многоценный»), «На бесстыдную нахальчивость», «На состояние света сего. К солнцу».

Все сатиры имеют двойное заглавие и все построены по одному принципу: сатира начинается с обращения, потом сатирич. портреты, кот. раскрывают сущность заглавия и основного замысла автора. Заключ. - авторская точка зрения. В сатирах К. есть бытовые жанровые сцены. В языке мало славянизмов, много пословиц и поговорок. Но стих сатир не соотв. Новому содержанию.


^ 2)Сатирическая журналистика 69-74 гг.Общая характеристика.

В канун и во время Пугачевского восстания возникли пр-я литературного и публицистического хар-ра, вышедшие из народной среды. «Плач холопов»(1767-1769) - плач кр-н о том, какие плохие помещики. «Плач» раскрывает перед читателем ужасающую картину произвола господ и бесправного положения народа в самодержавно-крепостническом гос-ве.

Ж-л Екатерины «В.В.».Черпала мат. Из зап. Журналов. Е. поощряла изд. Др. Журналов, причем издатель мог не открывать своего имени. Принципы «В.В»:1)Никогда не называть слабости пороком»,2)Хранить во всех случаях человеколюбие,3)Не думать, что есть идеальные люди и просить бога о кротости и снисхождении.

«Адская почта» Эммина. Э. сравнивал политику Е. с заигрыванием легкомысленной девицы, которая «всем понравиться хочет». «А.п.» - ежемесячник. Ж-л построен в форме переписки 2-х бесов – Кривого и Хромоногого. В переписке бесов современники улавливали намеки на конкретные события и конкретных лиц русской жизни. Занимательность.

1769г.«Трутень». Полемика с «В.В.» возникали и др.журналы. наиболее острые: «Т.», «Адская почта», «Смесь». Использовав опыт Сумарокова Новиков и эммин («А.п».) создали новый тип сатир. Жанра, в кот. на смену юмору пришла острая сатира. Журнал «Трудолюбивая пчела» (1759) - первый частный журнал в России. В ж-ле Сумарокова, кроме него, принимали участие А. Аблесимов, И. Дмитревский, братья Нарышкины, А. Нартов и др. Очерки, эпиграммы, притчи. Частные журналы обычно носили хар-р, оппозиционный правительству. Ж-л существовал всего 1 год. «Т.п.» открылась посвящением Екатерине Алексеевне, будущей императрице. С. Называл ее «Минервой» и просил покровительства. Оппозиционность правительству Елизаветы и поддержка находящейся в опале Екатерины. Основным было обличение казнокрадства, насилия, злоупотреблений. В журнале сотрудн. Тредиаковский. Если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории, то в дальнейшем - усиливаются обличительные тенденции. В своих литературно-критических статьях С. Полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым и др. Он отстаивает ясность мысли и простоту чувств. Антикрепостнические тенденции («О домостроительстве»). В очерке «Сон. Счастливое общество» Сумароков в форме сна рисует утопическую страну, в кот. законодательство основано на естественном праве, все основано на разуме, монарх заботится прежде всего о пользе подданных. Автор говорит, что он был в «мечтательной стране», которой правит «великий государь», являющийся в то же время «великим человеком». Свои милости он дарует только достойным людям и сурово преследует нарушителей закона. Далее С. Рисует положение духовного и военного сословия, подробно описывает судебный и чиновничий аппарат, лишенный всех обычных для него в России недостатков. Свой очерк С. Заканчивает пожеланием того, чтобы сны такие снились почаще многим, а особенно «наперсникам фортуны».


БИЛЕТ№14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...