«психотерапия». Москва. Ббк 88. 5 удк 159. 9 к 65. Копытин А. И. И др. Оглавление. Введение
Стр 1 из 31Следующая ⇒ Александр Копытин арт-терапия жертв насилия
«Психотерапия» Москва ББК 88. 5 УДК 159. 9 К 65 Копытин А. И. и др. К 65 АРТ-ТЕРАПИЯ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ /Сост. А. И. Копытин. - М: Психотерапия, 2009. - 144 с: ил. Учебное пособие посвящено методу арт-терапии, который используется применительно к сложным случаям психотерапевтической практики, в частности при работе с людьми, пострадавшими от всевозможных форм насилия: от физических травм в детстве до сексуального насилия. В качестве инструментов арт-терапевтической диагностики и коррекции опыта перенесенного насилия у детей и подростков автор использовал рисуночный тест Сильвер, тест «Нарисуй историю» и технику стимульного рисования. На конкретных клинических примерах показано использование различных методик арт-терапии: рисование пальцами, рисование на зеркале, на кукле, создание коллажей, фотографий и др. Книга будет полезна студентам-психологам, психологам-консультантам и психотерапевтам, работающим с последствиями насилия у детей и взрослых и с синдромом посттравматического стрессового расстройства. ISBN 978-5-903182-52-7 © Копытин А. И 2008 © Издательство «Психотерапия», 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 ГЛАВА 1. Методы арт-терапевтической помощи жертвам насилия (Копытин А. ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 ГЛАВА 2. Отражение опыта перенесенного насилия в организованной и спонтанной изобразительной деятельности. Графические признаки перенесенного насилия у детей и взрослых (Копытин А. ). . . . . . . . . . . . . . . . 19 ГЛАВА 3. Тесты Сильвер как инструмент арт-терапевтической диагностики и коррекции: опыта перенесенного насилия у детей и подростков (Копытин А Свистовская Е. ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ГЛАВА 4. Использование фотографии в работе с жертвами насилия (Копытин А. ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 ГЛАВА 5. Отражение и преодоление опыта насилия в процессе индивидуальной арт-терапии, проводимой в доме ребенка: описание случая (Сучкова Н. ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 ГЛАВА 6. Случай лечения нервной анорексии у перенесшего насилие подростка средствами арт-терапии (Свистовская Е. ). . . . . . . . . . . . . . . л, 95 ГЛАВА 7. Лечебно-коррекционные механизмы и факторы проработки травматичного опыта в процессе арт-терапевтической работы с жертвами насилия (Копытин А. ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 ГЛАВА 8. Насилие в современном искусстве и арт-терапевтической экспрессии: некоторые параллели (Копытин А. ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 ВВЕДЕНИЕ Развитие арт-терапии в нашей стране и за рубежом в последние годы сопровождается исследованием ее терапевтического потенциала применительно к разным патологическим состояниям и категориям клиентов. Значительный интерес у специалистов вызывают возможности применения арт-терапии в качестве ведущего или вспомогательного метода лечебно-коррекционных воздействий в отношении лиц, пострадавших от насилия. Данная категория лиц может включать как взрослых, так и детей, перенесших однократную или многократную психическую травму, связанную с насилием. Хотя в настоящем издании основное внимание уделяется применению арт-терапии к детям, пострадавшими от сексуального, физического или морального насилия, в нем также обсуждаются возможности оказания арт-терапевтической помощи перенесшим насилие взрослым. Психологические последствия насилия стали предметом особого интереса специалистов в области психического здоровья сравнительно недавно. Благодаря проведенным исследованиям стали очевидны масштабы деструктивного воздействия насилия на психическое здоровье населения. Более пристальному изучению подверглись психические нарушения, развивающиеся вследствие перенесенного насилия (входящие в группу различных нозологических форм под общим названием «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации», включая и посттравматическое стрессовое расстройство) и вызванные им защитно-приспособительные реакции (психологические защиты и копинг-поведение).
Насилие может проявляться в межличностных отношениях, в отношениях субъекта с разными социальными институтами, а также в отношениях между разными сообществами. Оно может проявляться в семье, и при этом его жертвами часто становятся женщины и дети. Такие проявления именуются домашним насилием, связанным, в том числе, с физическими актами агрессии мужчины против женщины, с которой он состоит в интимных отношениях. Подобные проявления также могут включать различные формы жестокого обращения с ребенком — сексуальное, физическое и эмоциональное насилие, а также отсутствие родительской заботы. Насилие над ребенком может приводить как к кратковременным, так и хроническим нарушениям в эмоциональной, познавательной и поведенческой сферах. У подвергавшихся насилию детей часто формируется низкая самооценка, ухудшается эмоциональная и поведенческая саморегуляция, отмечаются нарушения пищевого поведения и школьной адаптации, симптомы посттравматического стрессового расстройства или депрессии. Вызванные насилием нарушения развития могут в дальнейшем вызвать также сексуальные проблемы и расстройства личности, приводить к криминальному и антисоциальному поведению. Во многих случаях эти нарушения сохраняются на протяжении длительного времени, вызывая состояния психосоциальной дезадаптации у взрослых. Нередко одним из последствий насилия в детстве выступают диссоциативное расстройство и так называемое расстройство множественной личности. В последние годы предметом особого внимания также стали психологические последствия организованного насилия, заключающегося в целенаправленном и систематическом применении террора и жестокости для контроля над отдельными индивидами, группами или сообществами. Организованное насилие может осуществляться как государственными, так и негосударственными структурами или группами населения. Оно может проявляться в причинении боли или травмы, убийстве, унижении, устрашении, а в некоторых случаях и в уничтожении целой группы людей, этнического сообщества или представителей политической оппозиции. Так, разные правительства могут для осуществления насилия использовать вооруженные силы, полицию и политические организации. Оппозиционные группы и террористические организации, чтобы получить власть или достичь иных целей, также могут проявлять насилие, устрашать гражданское население, вызывать социальные беспорядки.
В настоящее время активно развиваются методы психологической помощи жертвам насилия. Некоторые из этих методов характеризуются системной, междисциплинарной направленностью и учитывают сложную, комплексную природу насилия и его представленность на разных уровнях социальной организации общества. С учетом этого, помимо клинических и психологических данных, при разработке и реализации некоторых из этих методов принимается во внимание широкий набор различных социальных и культурных факторов пато- и саногенеза и привлекаются социальные и культурологические теории. Работающие в рамках такого подхода специалисты, помимо решения диагностических и лечебно-коррекционных задач, нередко создают условия для повышения уровня общественного сознания граждан и роста их социальной и культурной активности. Очевидно, что проблема насилия может рассматриваться на разных уровнях, включая: • личностный, связанный с выявлением и коррекцией эмоциональных, познавательных и поведенческих нарушений, вызванных перенесенной травмой; • межличностный, связанный с диагностикой и коррекцией нарушенных отношений личности или нескольких людей, например, членов семьи или коллектива;
• общинный, связанный с развитием местных сообществ и гармонизацией отношений между их представителями; • социокультурный и социополитический, связанный с развитием социальных институтов и общественного сознания представителей разных социальных групп. Включаясь в разные виды организованной совместной деятельности, представители этих групп могут работать над изменением системы общественных отношений таким образом, чтобы минимизировать проявления тех или иных форм насилия и защитить от него себя и других граждан. Имеющиеся в литературе данные указывают на значительный потенциал арт-терапии в оказании помощи пострадавшим от насилия детям, подросткам и взрослым. При этом нередко подчеркиваются те особенности арт-терапии, которые делают ее избранным методом применительно к данной категории клиентов. Предполагая невербальный характер выражения травматичного материала, арт-терапия делает ситуацию работы с ним более безопасной для клиента. Большое значение имеет и то, что художественная экспрессия доступна как взрослым, так и детям; способна затрагивать опыт, связанный с разными стадиями психического развития, в том числе весьма ранними. Это может обеспечивать выражение травматичных переживаний, связанных с довербальным опытом клиента или при отсутствии развитых речевых навыков. Поскольку сексуальное насилие является сложным предметом для обсуждения, а его жертвы во избежание разглашения обстоятельств преступления нередко вынуждены молчать, арт-терапевтический подход является для них более приемлемой формой работы со специалистом. Даже не раскрывая психо-травмирующих обстоятельств, пострадавшие от насилия могут благодаря работе с изобразительными материалами получать разнообразные положительные эффекты. В последние годы возрастает также интерес специалистов к определению графических индикаторов перенесенного насилия, что может иметь большое значение как для диагностики вызванных им нарушений психической деятельности, так и в экспертной работе, связанной с проведением расследований случаев насилия. Авторы книги делятся опытом применения арт-терапии с пострадавшими от насилия детьми, подростками и взрослыми. Данный опыт на сегодняшний день пока весьма ограничен и нуждается в дальнейших практических исследованиях, которые могли бы показать терапевтическую эффективность метода, а также надежность и валидность тестов, основанных на использовании графических индикаторов насилия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|