Клиновидные формы. Изображения глаз. Сочетание клиновидных форм и изображений глаз. Использование рисуночных тестов для диагностики сексуального насилия
Клиновидные формы Треугольные, угловатые формы, как правило, символизируют действие или движение. Они могут быть единичными или множественными, накладываться друг на друга, пересекать все пространство рисунка, либо располагаться параллельно друг другу. Пересекающиеся линии также могут передавать растерянность и создавать кластеры клиновидных элементов. «Клиновидные формы могут выражать поведенческие реакции, связанные с посттравматическими эффектами, в частности, реакции, связанные с переживанием угрозы. Такие формы нередко изображаются в красном или черном цветах. Красный цвет может накладываться на черный, выражая гнев, который стремится подавить переживание угрозы. Такие формы также могут выражать чувства страха, раздражения, растерянности и конфликта. Авторы рисунков с изображением клиновидных форм, комментируя свою продукцию, нередко связывают эти формы с травматичным опытом ПТСР» (Spring, 1988, 1993, 2007). Изображения глаз В рисунках часто встречаются стилизованные, искаженные изображения глаз. Они нередко дополняются изображением слез, как правило, синего цвета, а также бровей клиновидной формы. Изображения глаз могут быть единичными, либо составлять группы или быть рассеянными по всему пространству рисунка (Spring, 2007). Эти изображения обычно не накладываются друг на друга, но могут накладываться на другие формы. Такие изображения указывают на эмоциональные реакции на травматичные события, переживание чувства вины, которые могут быть осознанными или не осознанными. Такие изображения также могут символизировать переживание греховности и наказания, религиозные представления, созерцание и наблюдение, а также восприятие себя в качестве объекта наблюдения, печаль и скорбь (Webbick, 1978). Жертвы насилия часто признают связь таких изображений с переживанием эмоциональных последствий травмы (Spring, 1988, 1993).
Сочетание клиновидных форм и изображений глаз В одном рисунке могут сочетаться клиновидные формы и изображения глаз, отражающие комплекс психофизиологических и поведенческих реакций, связанных с сексуальным насилием. Такое сочетание визуальных признаков может также указывать на общую симптоматику острой реакции на стресс и хронического ПТСР (Solomon & Siegel, 2003; Spring, 1993, 1994, 2001). Такие комбинации часто составляют абстрактные композиции, в которых также могут присутствовать образы клетки или темницы, либо другие элементы, создающие барьеры между разными частями рисунка (Spring, 1985— 1986, 1986, 1993, 1994). Такие барьеры могут указывать на разделение, сепарацию или разрыв отношений, либо, как полагает Ван-дерколк (Van der Kolk, 1987), стремление защитить себя от дистресса. Сочетание клиновидных форм и изображений глаз в одном рисунке может также указывать на сочетание психофизиологических и поведенческих реакций, вызванных сексуальных насилием, а также актуализирующихся в настоящем и связанных с травмой переживаний.
Использование рисуночных тестов для диагностики сексуального насилия Проводя психотерапию взрослых и используя графические методики, Лев-Визель (1999) обратила внимание на значимость таких графических индикаторов перенесенного сексуального насилия, как двойные контуры лица в области подбородка и щек, «пустые», заштрихованные или отсутствующие глаза, заштрихованный или отсутствующий рот. Эти особенности изображений характерны для рисунков тех взрослых, которые перенесли сексуальное насилие в детстве. В дальнейшем этот автор провела дополнительное исследование, связанное с определением графических индикаторов перенесенного сексуального насилия на основе использования рисуночного теста фигуры человека Маховера. Возраст испытуемых в ее исследовании был от 27 до 43 лет. Первая опытная группа включала 10 мужчин, проходящих лечение от алкоголизма и наркомании и признавшихся в перенесенном ими в детстве сексуальном насилии. Вторая группа включала десять женщин, также перенесших сексуальное насилие и наблюдающихся в центре семейной психотерапии. Третья группа являлась контрольной и включала десять мужчин и десять женщин, считавших, что условия их воспитания были вполне удовлетворительными, и отрицавших факты сексуального или физического насилия в детстве. В результате проведенного исследования автору удалось выявить достоверные различия между участниками опытных и контрольной групп по четырем признакам.
1. Контуры лица: «двойной» подбородок и «двойные» скуловые дуги были характерны для рисунков испытуемых, перенесших сексуальное насилие. 2. Глаза: точки; заштрихованные и пустые окружности вместо глаз — были характерны для большинства испытуемых первой и второй групп. 3. Гениталии: у большинства лиц первой и второй групп в рисунках отмечались изображения некоего барьера, отделяющего верхнюю и нижнюю части тела, например, в виде ремня. 4. Руки и кисти рук: для большинства рисунков фигуры человека, созданных участниками первой и второй групп, были характерны слишком длинные или слишком короткие руки, руки, «оторванные» от тела, либо их полное отсутствие, что было явным контрастом по сравнению с рисунками лиц из контрольной группы. В то же время этот автор отмечает, что использование рисуночного теста фигуры человека требует осторожного подхода к интерпретации изображений. Поспешные попытки их толкования как указывающих на перенесенное сексуальное насилие могут приводить к ошибочным заключениям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|