Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клиновидные формы. Изображения глаз. Сочетание клиновидных форм и изображений глаз. Использование рисуночных тестов для диагностики сексуального насилия




Клиновидные формы

Треугольные, угловатые формы, как правило, символизи­руют действие или движение. Они могут быть единичными или множественными, накладываться друг на друга, пересе­кать все пространство рисунка, либо располагаться параллель­но друг другу. Пересекающиеся линии также могут передавать растерянность и создавать кластеры клиновидных элементов.

«Клиновидные формы могут выражать поведенческие ре­акции, связанные с посттравматическими эффектами, в част­ности, реакции, связанные с переживанием угрозы. Такие формы нередко изображаются в красном или черном цветах. Красный цвет может накладываться на черный, выражая гнев, который стремится подавить переживание угрозы. Такие формы также могут выражать чувства страха, раздражения, растерянности и конфликта. Авторы рисунков с изображени­ем клиновидных форм, комментируя свою продукцию, неред­ко связывают эти формы с травматичным опытом ПТСР» (Spring, 1988, 1993, 2007).

Изображения глаз

В рисунках часто встречаются стилизованные, искаженные изображения глаз. Они нередко дополняются изображением слез, как правило, синего цвета, а также бровей клиновидной формы. Изображения глаз могут быть единичными, либо со­ставлять группы или быть рассеянными по всему простран­ству рисунка (Spring, 2007). Эти изображения обычно не на­кладываются друг на друга, но могут накладываться на другие формы. Такие изображения указывают на эмоциональные реакции на травматичные события, переживание чувства вины, которые могут быть осознанными или не осознанны­ми. Такие изображения также могут символизировать пере­живание греховности и наказания, религиозные представле­ния, созерцание и наблюдение, а также восприятие себя в ка­честве объекта наблюдения, печаль и скорбь (Webbick, 1978). Жертвы насилия часто признают связь таких изображений с переживанием эмоциональных последствий травмы (Spring, 1988, 1993).

 

Сочетание клиновидных форм и изображений глаз

В одном рисунке могут сочетаться клиновидные формы и изображения глаз, отражающие комплекс психофизиологи­ческих и поведенческих реакций, связанных с сексуальным насилием. Такое сочетание визуальных признаков может также указывать на общую симптоматику острой реакции на стресс и хронического ПТСР (Solomon & Siegel, 2003; Spring, 1993, 1994, 2001). Такие комбинации часто составляют абстрак­тные композиции, в которых также могут присутствовать об­разы клетки или темницы, либо другие элементы, создающие барьеры между разными частями рисунка (Spring, 1985— 1986, 1986, 1993, 1994). Такие барьеры могут указывать на разделе­ние, сепарацию или разрыв отношений, либо, как полагает Ван-дерколк (Van der Kolk, 1987), стремление защитить себя от дис­тресса.

Сочетание клиновидных форм и изображений глаз в одном рисунке может также указывать на сочетание психофизиоло­гических и поведенческих реакций, вызванных сексуальных насилием, а также актуализирующихся в настоящем и связан­ных с травмой переживаний.

 

Использование рисуночных тестов для диагностики сексуального насилия

Проводя психотерапию взрослых и используя графические методики, Лев-Визель (1999) обратила внимание на значимость таких графических индикаторов перенесенного сексуального насилия, как двойные контуры лица в области подбородка и щек, «пустые», заштрихованные или отсутствующие глаза, заштрихованный или отсутствующий рот. Эти особенности изображений характерны для рисунков тех взрослых, кото­рые перенесли сексуальное насилие в детстве.

В дальнейшем этот автор провела дополнительное исследо­вание, связанное с определением графических индикаторов перенесенного сексуального насилия на основе использова­ния рисуночного теста фигуры человека Маховера. Возраст испытуемых в ее исследовании был от 27 до 43 лет. Первая опыт­ная группа включала 10 мужчин, проходящих лечение от алко­голизма и наркомании и признавшихся в перенесенном ими в детстве сексуальном насилии. Вторая группа включала десять женщин, также перенесших сексуальное насилие и наблюда­ющихся в центре семейной психотерапии. Третья группа яв­лялась контрольной и включала десять мужчин и десять женщин, считавших, что условия их воспитания были вполне удов­летворительными, и отрицавших факты сексуального или фи­зического насилия в детстве. В результате проведенного ис­следования автору удалось выявить достоверные различия между участниками опытных и контрольной групп по четы­рем признакам.

1. Контуры лица: «двойной» подбородок и «двойные» ску­ловые дуги были характерны для рисунков испытуемых, перенесших сексуальное насилие.

2. Глаза: точки; заштрихованные и пустые окружности вместо глаз — были характерны для большинства испы­туемых первой и второй групп.

3. Гениталии: у большинства лиц первой и второй групп в рисунках отмечались изображения некоего барьера, от­деляющего верхнюю и нижнюю части тела, например, в виде ремня.

4. Руки и кисти рук: для большинства рисунков фигуры человека, созданных участниками первой и второй групп, были характерны слишком длинные или слишком корот­кие руки, руки, «оторванные» от тела, либо их полное отсутствие, что было явным контрастом по сравнению с рисунками лиц из контрольной группы.

В то же время этот автор отмечает, что использование рису­ночного теста фигуры человека требует осторожного подхода к интерпретации изображений. Поспешные попытки их тол­кования как указывающих на перенесенное сексуальное на­силие могут приводить к ошибочным заключениям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...