Методы арт-терапевтической помощи взрослым-жертвам насилия
Используемые на сегодняшний день формы и методы арт-терапевтической помощи взрослым — жертвам насилия включают разные варианты индивидуальной и групповой работы, различающиеся как с точки зрения организации процесса, так и теоретической модели или «идеологии», которые лежат в их основе. Наряду с традиционными, психодинамическими моделями работы, связанными с представлениями классического психоанализа, теории объектных отношений и юнгианством (пост-юнгианством), в последние годы арт-терапевтами все более активно используются феминистский, мультикультуральный, нарративный и иные подходы. Примером использования психодинамического подхода в арт-терапевтической работе с женщиной-жертвой сексуального насилия, может являться статья американского арт-терапевта Гуд (Good, 2007). Она описывает процесс арт-терапии с пациенткой с хронической формой посттравматического стрессового расстройства, у которой также диагностируется крупное депрессивное расстройство и диссоциативное личностное расстройство. Пациентка в детстве и подростковом возрасте систематически подвергалась физическому, моральному и сексуальному насилию со стороны матери, которая даже заставляла девочку заниматься проституцией. Данный автор считает арт-терапию наиболее эффективной формой помощи пациентам с диссоциативным личностным расстройством, поскольку характерный для них защитный механизм диссоциации связан с повышенной активностью воображения: «Перенесшие насилие дети нередко используют защитный механизм диссоциации с целью защиты от травматичного опыта. Они уходят в мир воображения. Этот иллюзорный мир их фантазии может сохраняться и во взрослой жизни» (Good, 2007). В то же время, когда внешняя ситуация уже не несет угрозы, защитный механизм диссоциации ослабевает, что позволяет использовать методы, основанные на воображении, с целью соединения реальной картины мира с виртуальной.
В своей работе с пациенткой Гуд использовала комплекс различных техник, включая направленное воображение, работу с метафорами, релаксацию, а также работу с разными изобразительными материалами. Важное место отводилось технике фотоколлажа. Свой подход в целом она характеризует как в основном базирующийся на пост-юнгианских представлениях, дополненных представлениями когнитивной психотерапии. Работа с воображением и использование имажинативных техник арт-терапии описывается также таким австралийским автором, как Б. Стоун (Стоун, 2006). Ее статья представляет собой описание работы арт-терапевтической группы с использованием диалогов с визуальными образами. Группа состояла из испаноговорящих женщин, выходцев из Южной Америки, перенесших психологическое и физическое насилие и являющихся политическими беженцами. Эти женщины участвовали в специальной реабилитационной программе, важным элементом которой выступала арт-терапия. Особое внимание арт-терапевт обращала на работу с телесным образом «я» женщин, поскольку их восприятие собственного тела и сенсорная сфера серьезно пострадали в результате насилия. Благодаря использованию визуализации собственного тела и передаче его образа в рисунке с последующим «общением» с телом были достигнуты положительные эффекты арт-терапии. Так, посредством Диалога с телесным образом «я» клиентам с ПТСР удалось обрести внутреннюю силу. Хотя основным языком арт-терапевта был английский, а участниц группы — испанский, общение средством визуальных образов позволило преодолеть языковой барьер. Долгосрочные эффекты программы проявились в том, что через шесть месяцев после завершения занятий участницы группы отмечали сохраняющиеся положительные эффекты, выражающиеся в устойчивом положительном телесном образе «я».
Другой автор, Хеуш (2006), также описывает работу с жертвами организованного насилия, беженцами с Ближнего Востока. Многие участники группы — как женщины, так и мужчины — оказавшись в заложниках, перенесли сексуальное насилие и пытки. Этим автором был использован тематический подход к групповой арт-терапии. Хотя он является широко распространенным при работе с разными категориями пациентов, его использование в работе с жертвами насилия таит в себе как преимущества, так и риски. Одним из них, по признанию самой Хеуш, является риск преждевременной провокации травматичного опыта участников группы, когда они еще не готовы к его проработке. Следствием этого может быть то, что пациенты неоднократно пытались избавиться от созданной ими согласно инструкции арт-терапевта изобразительной продукции. Данная статья также примечательна тем, что в ней подробно описываются реакции контрпереноса арт-терапевта, вызванные сложным психологическим материалом участников группы. Проявление таких реакций потребовало от нее дополнительной работы над собой, в том числе с использованием изобразительных средств, направленной на преодоление отрицательных переживаний и осознание причин их появления. Подход этого автора также тесно связан с психодинамическим пониманием процесса арт-терапии. Использованию феминистского подхода к работе с жертвами насилия посвящены, в частности, публикации таких авторов, как МакГи (McGee, 2007), Фабр-Левин (2002). Арт-терапевт из Шотландии МакГи следующим образом описывает свой выбор феминистского подхода: «Когда я в 1987 году закончила курс арт-терапевтической подготовки на базе Хартфордширского университета, основанный на психодинамическом подходе, и начала работать, я обратила внимание на глубокий конфликт, в котором психоанализ находится с психологической реальностью клиентов. Исходя из того, что сообщают жертвы насилия, нам необходимо радикально пересмотреть всю систему психоаналитического мышления».
В своей работе она обращает особое внимание на социальные условия жизни своих клиентов (в основном, женщин) — массовое домашнее насилие, религиозные предрассудки, распространение алкоголизма и других форм зависимости, безработицу, отсутствие жизненных альтернатив. Данный автор проводит арт-терапевтическую работу на базе центра семейной психотерапии, в деятельности которого реализуется принципиально новая концепция помощи, основанная на раскрытии ресурсов местных сообществ. Арт-терапия является органичной частью такой системы, которая направлена на поддержку местных сообществ путем решения трех основных задач: • помощь семьям, группам и организациям в раскрытии их потенциала, в том числе потенциала взаимной психологической и социальной поддержки, • создание равных возможностей для представителей разных социальных групп, в том числе не имевших ранее доступа к некоторым услугам, • расширение спектра услуг для населения. Нельзя не отметить такого важного элемента «идеологии» центра семейной психотерапии, как признания важности участия представителей местных сообществ в демократическом процессе, различных групп активистов, а также установления взаимодействия с парламентскими группами, что позволяет решать вопросы, связанные с насилием в разных сферах жизни на основе координации усилий многих людей. Большой интерес представляет описание процесса индивидуальной арт-терапии, проводимой МакГи с клиенткой 45 лет с депрессивным расстройством, которая в детстве пережила сексуальное насилие со стороны отца. МакГи подчеркивает важность недирективного подхода в работе с жертвами насилия: «При работе с жертвами насилия очень важно сохранить недирективность для того, чтобы свести к минимуму угрозу для клиента». Занимая во время работы с клиенткой позицию свидетеля, арт-терапевт ориентировалась на диалог с нею и даже уступала ей инициативу. В течение первых нескольких недель клиентка не создала ни одного рисунка. Значительная часть занятий проходила в молчании. И клиентка, и арт-терапевт переживали порой сложные чувства, и арт-терапевт нередко ими делилась, позволив клиентке тем самым почувствовать себя в более безопасном положении. Постепенно она стала рисовать и достигла заметных положительных результатов. Как отмечает МакГи (2007): «Арт-терапия играет важную роль в обретении клиентами внутренней силы, осознании ими своих интересов и своего «я», которые они длительное время игнорировали. Она помогает им выразить и проработать болезненный опыт, о котором они часто стараются умолчать. Выражая свой опыт и говоря о нем, они также помогают специалистам лучше понять природу насилия. Рост общественного сознания невозможен без создания таких организаций, которые могли бы использовать переживание насилия как основу для изменения социальной политики».
Инновационная форма арт-терапевтической работы с группами психологической поддержки семей в связи с фактами сексуального насилия, основанная на социально ориентированном подходе, также описывается в статье Коэн-Либман (2007). Внимание к социальному контексту и социальным факторам насилия характерно и для такой представительницы феминистского подхода в арт-терапии, как Фабр-Левин (2002). Она отмечает, что «. без использования представлений теории культуры с целью изучения природы угнетения западные модели психотерапии будут лишь способствовать сохранению тех форм практики, которые являются проводниками устаревших и ложных представлений о человеке. В контексте теории культуры выражение «личность — это политика» обозначает взаимоотношения между личностью и ее субъективным опытом с одной стороны и правоустанавливающими, политическими структурами с другой стороны. Основная задача феминистской арт-терапии заключается поэтому в осознании женщиной своей личной силы и восстановлении здорового чувства «я»». Важную роль, по мнению Фабр-Левин, при этом может сыграть арт-терапия. Это автор также подчеркивает, что в процессе арт-терапии клиент не только может осознать себя, но и получить ценный опыт физического воплощения образа, основанный на телесной экспрессии, что отсутствует в «разговорной» психотерапии: «Вербальная экспрессия, может быть, и позволяет нам осознать многое, но не дает возможности пережить катарсис на телесном уровне, что позволило бы нам быть более активными в отношениях с окружающим миром». Более того, вербальная психотерапия, по мнению этого автора, может способствовать угнетению женщин, поскольку «язык является инструментом структурирования и упорядочивания мира, средством манипулирования реальностью». Данный автор так же, как МакГи (2007), подчеркивает ценность позиции психотерапевта в качестве свидетеля и его отказа от направляющих воздействий.
Как отмечает в своем предисловии к книге «Феминистские подходы к арт-терапии» Лаптон (Lupton. Feminist Approachers to Art Therapy. 1997): «Практика терапии искусством может осуществляться на двух разных уровнях. Один из них личностный. Он связан с использованием изобразительного искусства, литературного творчества или драматического исполнения. ", с целью визуального или вербального выражения чувств теми, кто переживает психологический или физический дистресс или социальное неблагополучие. Арт-терапия, осуществляемая на этом уровне, не пытается затрагивать социальные и культурные условия жизни человека. На деле такие практики индивидуализируют имеющиеся у человека проблемы, поскольку обращают внимание лишь на особенности биографии и личности клиента. Другой подход к использованию арт-терапии имеет явный политический оттенок. Изобразительное творчество при этом используется для отражения и критического анализа социальных и культурных условий жизни людей, в которых они переживают боль, неблагополучие, стигматизацию или неравенство. Этот тип изобразительного творчества ориентирован на публичное представление его продуктов и стремится выступать катализатором социальных изменений. Искусство активизма стремится бросить вызов доминирующим формам медицинского и психиатрического обслуживания и привлечь внимание общества к тому факту, что определенные социальные группы, такие как женщины, представители бедных слоев населения, инвалиды, геи и лесбиянки, старики, безработные и иммигранты в условиях доминирующей культуры являются жертвами систематической стигматизации и насилия» (р. 1). На сегодняшний день в литературе также отражен опыт применения арт-терапии с лицами, перенесшими психическую травму и, в частности, с участниками боевых действий с целью работы как со специфическими для ПТСР симптомами, так и с коморбидными состояниями и функциональными проблемами (Фоа, Кин, Фридиан, 2005). Такой опыт может представлять большую ценность и при работе с лицами, пострадавшими от насилия, с учетом общности клинической картины расстройств, развивающихся вслед за полученной психической травмой в условиях военных действий и при совершении насилия. И в том, и в другом случае могут действовать аналогичные психологические механизмы, приводящие к развитию ПТСР и иных нарушений психосоциального функционирования личности. Публикации, посвященные арт-терапевтической помощи участникам боевых действий, также позволяют лучше понять механизмы и факторы терапевтической эффективности арт-терапии с жертвами насилия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|