Таблица 1. Критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания
Таблица 1. Критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания
1 балл Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием, например: а) изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей; б) изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни. 2 балла Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содержанием, например: а) изображение фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей; б) изображение напряженных или враждебных отношений между персонажами. 3 балла Рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием, например: а) изображение таких персонажей или отношений, которые имеют как положительные, так и отрицательные характеристики или амбивалентное содержание; б) изображение персонажей или отношений с противоречивым и неясным смыслом; в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания. 4 балла Рисунки с умеренно положительным эмоциональным содержанием: а) изображение счастливых, но пассивных персонажей; | б) изображение дружественных отношений между персонажами. 5 баллов I Рисунки с выраженным положительным содержанием, например: а) изображение счастливых или успешных и предпринимающих активные действия персонажей; б) изображение отношений любви или заботы. Таблица 2. Критерии оценки рисунков /" согласно шкале образа «я» 1 балл Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертельной опасности персонажем.
2 балла Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с испуганным фрустрированным, несчастным или страшным персонажем. 3 балла Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «я» не просматривается или неясен, а также если испытуемый идентифицируется с рассказчиком. 4 балла Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счастливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают. 5 баллов Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим своей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает своей цели, а также с тем, кого любят. Поскольку объем наблюдений связанных с использованием РТС с перенесшими насилие детьми и подростками пока сравнительно невелик, приводимые ниже результаты исследования имеют предварительный характер. В то же время, исходя из уже имеющегося материала, можно говорить о некоторых значимых, на наш взгляд, тенденциях в визуально-графических реакциях жертв насилия.
Использование тестов Сильвер с перенесшими насилие детьми и подростками (российское исследование) С целью изучения визуально-графических признаков, связанных с психологическими последствиями перенесенного насилия у детей и подростков, нами были обследовано 35 человек, 20 мальчиков и 15 девочек в возрасте от 10 до 15 лет. Все они в разные моменты своей жизни выступали жертвами сексуального (14 человек) и физического насилия. При этом у 30 человек связанные с насилием эпизоды имели многократный характер. Лишь десять человек проживали в семьях. Остальные дети являлись воспитанниками детских домов. Во многих случаях опыт перенесенного насилия у воспитанников детских домов был связан с их жизнью с родителями.
У всех обследованных нами детей и подростков были те или иные эмоциональные и поведенческие нарушения, классифицируемые, как «Расстройства социального поведения», «Смешанные расстройства социального поведения» (в частности, депрессивное расстройство), «Эмоциональные расстройства детского возраста». 27 детей и подростков были обследованы в момент их пребывания в психиатрической больнице поселка Дружноселье Ленинградской области (6 девочек и 21 мальчик). Их агрессивность и враждебность проявлялась в сквернословии, вспыльчивости, драчливости. Они грубили взрослым, обижали младших, на замечания воспитателей и педагогов реагировали аффектом. В анамнезе у некоторых из них имелись суицидные попытки (делали на руках порезы, пытались душиться полотенцем). Многие были склонны к бродяжничеству, курению, алкоголизации, приему токсических веществ или наркотиков. В период обследования большинство из них получали медикаментозное лечение. Остальные 8 человек (3 мальчика и 5 девочек) были обследованы амбулаторно, при посещении ими детского психиатра (психотерапевта), а также центра психосоциальной реабилитации. Тестирование детей и подростков в психиатрической больнице проводилось с использованием рисуночного теста Сильвер, а в амбулаторных условиях — с применением теста «Нарисуй историю» (вариант А). Исследование показало преобладание оценок в 1 балл, причем, как по шкале эмоционального содержания рисунков, так и образа «я». Так, из 35 человек, оценки в 1 балл по обеим шкалам имели 19человек. Согласно данным Сильвер (Silver, 1988a, b, 2005, 2007), такие оценки указывают на высокую вероятность клинической депрессии. В то же время, рисунки пяти человек были оценены в 1 балл по шкале эмоционального содержания и в 5 баллов — по шкале образа «я». Согласно данным Сильвер (Ирвуд Ч Федорко М Хольцман Э МонтанариЛ Сильвер Р 2004; Silver, 2005, 2007), такие оценки характерны для агрессивных детей и подростков. Хотя их рисунки часто передают деструктивные отношения, авторы идентифицируются с персонажами, которые, что-то разрушая или на кого-то нападая, достигают своих целей и испытывают удовлетворение.
Рисунки семи девочек и мальчиков в нашем исследовании были оценены в 2 балла по шкале эмоционального содержания (рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содержанием) и шкале оценки образа «я». Рисунки троих человек были оценены по обеим шкалам в 3 балла (рисунки с неясным или амбивалентным эмоциональным содержанием), и рисунок лишь одного человека получил 4-балльную оценку по обеим шкалам (рисунок с умеренно положительным эмоциональным содержанием. Оценку в 5 баллов по шкале эмоционального содержания не получил никто. С целью более детальной оценки эмоционального содержания рисунков и образа «я» испытуемых и их связи с конкретной тематикой рисунков было решено разделить рисунки пяти основных типов (рисунки с выраженным отрицательным, умеренно отрицательным, нейтральным, умеренно положительным и выраженным положительным содержанием) на 21 категорию. Перечень тематик и их балльных оценок приводится в таблице 3. В таблице 4 приводятся данные о распределении различных тематик в рисунках респондентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|