Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 1. Критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания




Таблица 1. Критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания

 

1 балл

Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытаю­щихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей;

б) изображение деструктивного взаимодействия между персо­нажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.

2 балла

Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей;

б) изображение напряженных или враждебных отношений между персонажами.

3 балла

Рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием, напри­мер:

а) изображение таких персонажей или отношений, которые имеют как положительные, так и отрицательные характеристи­ки или амбивалентное содержание;

б) изображение персонажей или отношений с противоречивым и неясным смыслом;

в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания.

4 балла

Рисунки с умеренно положительным эмоциональным содержанием:

а) изображение счастливых, но пассивных персонажей; |

б) изображение дружественных отношений между персонажами.

5 баллов I

Рисунки с выраженным положительным содержанием, напри­мер:

а) изображение счастливых или успешных и предпринимаю­щих активные действия персонажей;

б) изображение отношений любви или заботы.

Таблица 2. Критерии оценки рисунков /" согласно шкале образа «я»

1 балл

Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертель­ной опасности персонажем.

2 балла

Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с ис­пуганным фрустрированным, несчастным или страшным пер­сонажем.

3 балла

Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «я» не просматри­вается или неясен, а также если испытуемый идентифицирует­ся с рассказчиком.

4 балла

Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счаст­ливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают.

5 баллов

Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим сво­ей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает сво­ей цели, а также с тем, кого любят.

Поскольку объем наблюдений связанных с использовани­ем РТС с перенесшими насилие детьми и подростками пока сравнительно невелик, приводимые ниже результаты иссле­дования имеют предварительный характер. В то же время, ис­ходя из уже имеющегося материала, можно говорить о неко­торых значимых, на наш взгляд, тенденциях в визуально-гра­фических реакциях жертв насилия.

 

Использование тестов Сильвер с перенесшими насилие детьми и подростками (российское исследование)

С целью изучения визуально-графических признаков, свя­занных с психологическими последствиями перенесенного на­силия у детей и подростков, нами были обследовано 35 чело­век, 20 мальчиков и 15 девочек в возрасте от 10 до 15 лет. Все они в разные моменты своей жизни выступали жертвами сексу­ального (14 человек) и физического насилия. При этом у 30 че­ловек связанные с насилием эпизоды имели многократный ха­рактер. Лишь десять человек проживали в семьях. Остальные дети являлись воспитанниками детских домов. Во многих слу­чаях опыт перенесенного насилия у воспитанников детских домов был связан с их жизнью с родителями.

У всех обследованных нами детей и подростков были те или иные эмоциональные и поведенческие нарушения, классифи­цируемые, как «Расстройства социального поведения», «Сме­шанные расстройства социального поведения» (в частности, депрессивное расстройство), «Эмоциональные расстройства детского возраста».

27 детей и подростков были обследованы в момент их пре­бывания в психиатрической больнице поселка Дружноселье Ленинградской области (6 девочек и 21 мальчик). Их агрессив­ность и враждебность проявлялась в сквернословии, вспыль­чивости, драчливости. Они грубили взрослым, обижали млад­ших, на замечания воспитателей и педагогов реагировали аф­фектом. В анамнезе у некоторых из них имелись суицидные попытки (делали на руках порезы, пытались душиться поло­тенцем). Многие были склонны к бродяжничеству, курению, алкоголизации, приему токсических веществ или наркотиков. В период обследования большинство из них получали медика­ментозное лечение. Остальные 8 человек (3 мальчика и 5 дево­чек) были обследованы амбулаторно, при посещении ими дет­ского психиатра (психотерапевта), а также центра психосоци­альной реабилитации.

Тестирование детей и подростков в психиатрической боль­нице проводилось с использованием рисуночного теста Сильвер, а в амбулаторных условиях — с применением теста «На­рисуй историю» (вариант А).

Исследование показало преобладание оценок в 1 балл, при­чем, как по шкале эмоционального содержания рисунков, так и образа «я». Так, из 35 человек, оценки в 1 балл по обеим шкалам имели 19человек. Согласно данным Сильвер (Silver, 1988a, b, 2005, 2007), такие оценки указывают на высокую вероятность кли­нической депрессии.

В то же время, рисунки пяти человек были оценены в 1 балл по шкале эмоционального содержания и в 5 баллов — по шкале образа «я». Согласно данным Сильвер (Ирвуд Ч  Федорко М  Хольцман Э  МонтанариЛ  Сильвер Р  2004; Silver, 2005, 2007), такие оценки характерны для агрессивных детей и подрост­ков. Хотя их рисунки часто передают деструктивные отноше­ния, авторы идентифицируются с персонажами, которые, что-то разрушая или на кого-то нападая, достигают своих целей и испытывают удовлетворение.

Рисунки семи девочек и мальчиков в нашем исследовании были оценены в 2 балла по шкале эмоционального содержания (рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содер­жанием) и шкале оценки образа «я». Рисунки троих человек были оценены по обеим шкалам в 3 балла (рисунки с неясным или амбивалентным эмоциональным содержанием), и рису­нок лишь одного человека получил 4-балльную оценку по обе­им шкалам (рисунок с умеренно положительным эмоциональ­ным содержанием. Оценку в 5 баллов по шкале эмоционально­го содержания не получил никто.

С целью более детальной оценки эмоционального содержа­ния рисунков и образа «я» испытуемых и их связи с конкрет­ной тематикой рисунков было решено разделить рисунки пяти основных типов (рисунки с выраженным отрицательным, уме­ренно отрицательным, нейтральным, умеренно положитель­ным и выраженным положительным содержанием) на 21 ка­тегорию. Перечень тематик и их балльных оценок приводится в таблице 3. В таблице 4 приводятся данные о распределении различных тематик в рисунках респондентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...