Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 3. Характеристика различных категорий рисунков, в зависимости от их эмоционального содержания и тематики




Таблица 3. Характеристика различных категорий рисунков, в зависимости от их эмоционального содержания и тематики

Категории рисунков

Балльная оценка

Тип рисунка

 

1. Грустный персонаж

2. Одинокий, беспомощный персонаж

3. Изображение сцены самоубийства

4. Изображение мертвого персонажа или персонажа в смертельной опасности

5. Проявление агрессии или деструкции

Выраженное отрицательное содержание

 

6. Проявление враждебности или угрозы

7. Испуганный персонаж

8. Нападающий, страшный или разгневанный персонаж

9. Малопривлекательный персонаж

10. Неудовлетворенный, фрустрированный, несчастный персонаж

Умеренно выраженное отрицательное содержание

 

11. Амбивалентное содержание (как положительное, так и отрицательное)

12. Нейтральное содержание, отсутствие эмоций

13. Неясное, противоречивое содержание

Нейтральное, неясное, амбивалентное содержание

 
 

14. Счастливый, получающий удовлетворение, но пассивный персонаж

15. Дружеские отношения

16. Приятные отношения

17. Спасение персонажа

Умеренно положительное содержание

 

18. Счастливый и успешный персонаж

19. Удовлетворенный, достигающий своей цели персонаж

20. Отношения любви

21. Отношения взаимной заботы и поддержки

Выраженное положительное содержание

             

Таблица 4. Соотношение рисунков с разным эмоциональным содержанием и тематикой в группе детей и подростков, являющихся жертвами насилия

Категории рисунков Абсолютное число %
2, 9 8, 6 8, 6 34, 3 14, 3 8, 6 2, 9 2, 9 5, 7 2, 9 2, 9 2, 9 2, 9

Как следует из таблицы 4, наиболее часто в группе детей и подростков, являющихся жертвами насилия, создавались ри­сунки следующих категорий: с изображением мертвых или находящихся в смертельной опасности персонажей (34, 3%); с изображением агрессии или деструкции (14, 3%); рисунки с изображением одиноких или беспомощных персонажей (8, 6%), с изображением сцен самоубийства (8, 6%), а также с изображением враждебности или угрозы (8, 6%). Некоторые категории тематик — в основном, с положительной эмоцио­нальной нагрузкой — не проявлялись вовсе.

В качестве наиболее показательных рисунков можно было бы привести следующие. Автором первого рисунка (рис. 5) яв­ляется девочка 10 лет, находящаяся на воспитании в детском доме; ее родители лишены родительских прав. Для девочки ха­рактерны депрессивные реакции. Она пережила сексуальное насилие и в настоящее время проходит реабилитацию.

Рис. 5. Рисунок девочки 10 лет, перенесшей сексуальное насилие.

Ее рисунок дополняется следующим рассказом: «Был весен­ний день; девочка играла и увидела собаку. Потом собака уку­сила ее, и она горько заплакала. Девочка тяжело переживала эту травму».

По шкале эмоционального содержания данный рисунок можно оценить в 1 балл (изображение деструктивного взаи­модействия); по шкале оценки образа «я» — также в 1 балл (идентификация с одиноким, беспомощным персонажем).

Автор другого рисунка (рис. 6) — мальчик 11 лет. Он также находится на воспитании в детском доме, был подвергнут сек­суальному насилию и, так же как вышеназванная девочка, уча­ствует в специализированной реабилитационной программе, проводимой амбулаторно. К своему рисунку он придумал сле­дующий рассказ: «Пошел мужчина гулять, и вдруг собака его покусала. У мужчины было много крови и его отвезли в боль­ницу». Оценки этого рисунка по шкалам эмоционального со­держания и оценки образа «я» аналогичны предыдущему.

Рис. 6. Рисунок мальчика 11 лет, перенесшего сексуальное насилие.

Данные рисунки указывают на высокую вероятность деп­рессии. Наличие симптомов депрессии у этих детей было под­тверждено клиническим обследованием у психиатра. Мы обра­тили внимание на то, что на многих рисунках с изображением одинокого и беспомощного, а также находящегося в смертель­ной опасности персонажа (оцененных по обеим шкалам в 1 балл), этот персонаж подвергался нападению со стороны жи­вотного. Возможно, что пережитый ребенком опыт насилия, совершенного родителем, в силу действия защитных механиз­мов перерабатывается таким образом, что ребенок замещает в своих фантазиях родительскую фигуру образом животного.

Примером рисунка с иной — самодеструктивной тематикой является работа мальчика 11 лет, многократно подвергавшегося сексуальному насилию. ;

Под его рисунком (рис. 7) он написал: «Однажды один маль­чик засунул себе в голову нож, и его похоронили в гробу».

Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — также 1 балл.

Изображен одинокий, пытающийся покончить жизнь само­убийством персонаж, с которым идентифицируется автор ри­сунка. На данном рисунке, в отличие от предыдущих, отсутству­ет изображение какого-либо иного персонажа, который мог бы выступать источником неприятных переживаний и провоци­ровать другой персонаж к самоубийству. Возможно, что это яв­ляется следствием механизма диссоциации и вытеснения из со­знания связи между травмой и ее обстоятельствами.

Рисунки некоторых детей свидетельствовали о проявлении как элементов гипотимии (образы, несущие угрозу и вызываю­щие неприятные чувства), так и раздражения, причем аффек­ты раздражения и гнева в изобразительной продукции нередко имели завуалированное выражение, как, например, на приво­димом ниже рисунке (рис. 8). Его автором является мальчик 9-летне­го возраста, неоднократно подвер­гавшийся в семье физическому насилию. В момент обследования отмечено сниженное настроение. Родители находятся в ситуации развода. У мальчика имеется пси­хосоматическое заболевание (тя­желая форма ангины, перешедшая в затяжной бронхит).

Подпись под рисунком 8: «Од­нажды в стране чудес на солнеч­ном вулкане случилось чудо. Он начал извергаться ножами, и ря­дом росли из ножей деревья».

Оценка по шкале эмоциональ­ного содержания 1 балл, по шкале образа «я» — 2 балла. Изображе­ны деструктивные объекты — вул­кан, ножи. По всей видимости, ав­тор рисунка идентифицируется с вулканом.

 

Рис. 7. Рисунок мальчика 11 лет, многократно подвергавшегося сексуальному насилию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...