Социальное развитие региона
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. При этом следует отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. Политика, проводимая государством в целях сглаживания социального неравенства, может осуществляться как из бюджетных, так и из внебюджетных средств. Государство устанавливает размер минимальной заработной платы, взимает налоги и осуществляет трансфертные выплаты нуждающемуся населению. Таким образом, одной из важных задач, стоящих перед правительством для проведения эффективной социальной политики, является определение прожиточного минимума населения и соответственно черты бедности. Государство, выбирая экономическую политику, должно учитывать ее возможные последствия и находить некий компромисс между критериями эффективности и справедливости, учитывать не только степень дифференциации доходов, но и их структуру, от которой во многом зависит склонность населения к потреблению и накоплению. Существуют трудности получения достоверной информации о реальных доходах населения. К причинам неравенства доходов ранее были отнесены безработица и инфляция. Поэтому межрегиональные различия в регулировании занятости и в регулировании цен предопределяют неодинаковый уровень экономического неравенства и бедности по территориям Российской Федерации. Многие социальные функции государства не реализуются в ряде регионов России в тех количественных и качественных параметрах, которые предусмотрены законом. Существенно возрос уровень фактической платное-
ти услуг здравоохранения и образования, что сделало многие из этих услуг недоступными для малообеспеченных слоев населения. Глубина и масштабы всех этих негативных явлений в значительной мере определены состоянием экономики, а также тем, что Россия пока только вышла на траекторию устойчивого социального развития. В стране еще находятся в самом начале реформы жилищно-коммунального хозяйства, образования, пенсионная, местного самоуправления и др. Нуждается в реформировании система социальной защиты населения. В связи с этим повышение эффективности государственной политики регулирования доходов на современном этапе развития рыночных отношений представляет собой актуальную научно-практическую задачу. Существуют причины неравенства доходов, не связанные с экономической политикой государства, — пол и возраст, образование и квалификация. Следовательно, различия в половозрастной структуре, в образовательном и квалификационном составе населения тоже предопределяют региональные различия в дифференциации доходов. Различия регионов по степени дифференциации доходов обусловлены как проводимой региональной экономической и социальной политикой, так и причинами, не зависящими от вмешательства органов власти, а именно имеющимися в распоряжении региона ресурсами и существующими в регионе климатическими и географическими условиями. Важными становятся рассмотрение основных направлений смягчения неравенства доходов населения, исследование бедности в современной России, ее особенностей и социально-экономических последствий, а также механизмов государственного регулирования доходов населения и их дифференциации.
Основными механизмами государственного перераспределения доходов являются налоговая политика, которая рассмотрена в главе 2, система трансфертных платежей (социальных трансфертов). Трансфертные платежи являются материальной поддержкой малообеспеченных слоев населения государством на безвозмездной основе. Для смягчения влияния рыночной экономики на дифференциацию доходов населения, рост бедности формируется эффективная система социальной защиты населения. Повышение уровня жизни трудоспособного населения предполагает обеспечение эффективной занятости, совершенствование механизма регулирования заработной платы. В настоящее время регулирование оплаты труда осуществляется в следующем порядке: · в область централизованного (государственного) регулирования входят определение величины минимальной заработной платы и порядка исчисления средней заработной платы, установление размеров тарифных ставок и должностныхокладов для работников, занятых в бюджетной сфере, а также утверждение определенных гарантий по оплате труда; · в область отраслевого регулирования входят определениеразмера минимальной заработной платы в отрасли (минимальная заработная плата в отрасли может быть выше, чемминимальная заработная плата, утвержденная государственными органами) и установление соотношений размеров заработной платы между категориями работающих в отрасли; · в область локального регулирования, т.е. регулирования науровне предприятия, входят определение размеров тарифных ставок и должностных окладов для работников предприятия, установление соотношений размеров заработнойплаты между категориями работающих на предприятии, утверждение размеров премий по итогам работы предприятияза год. В настоящее время при практически полном отсутствии ограничений со стороны государства предприятия имеют полную свободу на установление заработной платы. Организация оплаты труда, существовавшая до реформы, и регулирование заработной платы, установленное на сегодняшний день, с экономической точки зрения неприемлемы, так как в обоих случаях не принимается во внимание цена рабочей силы, складывающаяся в зависимости от спроса и предложения на рынке труда.
Следовательно, необходимо пересмотреть и усовершенствовать (а может быть, и реформировать) организацию заработной платы. Для этого требуется: · увеличить удельный вес заработной платы в общем объемедоходов населения; · способствовать функционированию рыночного механизмарегулирования заработной платы; · корректировать механизм рыночного регулирования в случае, если рынок несправедливо ущемляет интересы работников (или работодателей). К проблеме дифференциации доходов населения очень тесно примыкает такая социально-экономическая проблема, как пробле- ма бедности. Бедность может порождаться причинами, не имеющими никакого отношения к дифференциации доходов населения, и являться следствием чрезвычайной ситуации, например, войны, природных катаклизмов. Углубление и обострение бедности в России — это и результат (хотя не только) неприемлемой дифференциации доходов. В России в соответствии с действующим законодательством в качестве границы бедности используется прожиточный минимум1, дифференцированный по регионам и представляющий собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека. Для того чтобы отнести семью или отдельного человека к категории бедных, прожиточный минимум сопоставляют с доходами данной семьи или лица. Учитывая, что в России значительная доля населения удовлетворяет свои потребности за счет личного подсобного хозяйства, представляется наиболее правильным использовать при идентификации бедных показатель располагаемых ресурсов, который наряду с денежными расходами домохозяйства включает условно исчисленную стоимость потребленной продукции собственного производства и натуральных трансфертов. Сложившаяся в стране модель бедности является также результатом низкого уровня доходов от занятости. Работники, занятые неполный рабочий день и неполную неделю, а также находящиеся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы работники бюджетной сферы, работники предприятий, допускающих задержки выплаты заработной платы, по существу образовали группу «новых бедных». Вот почему в России сложилась ситуация, при которой значительная часть бедных — это работающие лица трудоспособного возраста и высокой квалификации. Главным образом за счет этих категорий уровень бедности существенно выше уровня, который может быть объяснен «естественными» причинами: безработица, чрезмерное число иждивенцев, болезни, старость и т.п.
Исследование регионального аспекта бедности в России показывает, что наиболее значительные группы беднейшего населения сконцентрированы в регионах с низким уровнем экономического развития и слабыми возможностями обеспечения за счет собственных ресурсов приемлемого уровня развития социальной сферы. В таких регионах, как правило, пониженный по сравнению с другими территориями удельный вес занятого населения. Существует множество ловушек, связанных с перераспределением доходов, в которые может попасть экономика. Самые значимые из них представлены на рис. 3.2. Рис. 3.2. Ловушки бедности · О А представляет ярко выраженную ловушку безработицы,т.е. индивиды находятся в лучшем финансовом положении,когда они безработные, чем при наличии работы. Обычноэто выражает значение коэффициента замещения, превышающего 100%. Коэффициент замещения измеряет чистые (безналогов) заработки минус затраты, связанные с работой, всравнении с трансфертными выплатами, получаемыми безработными. Однако, несмотря на популярность данной концепции, лишь некоторые индивиды и семьи оказываются вданном положении. · АВ отражает «слабую» ловушку безработицы, которая можетбыть типичной для неквалифицированных рабочих, получающих низкую заработную плату, для которых коэффициент замещения высокий, но меньше 100%. · Отрезок BE показывает «слабую» ловушку бедности, означающую, что при прямом и косвенном налогообложении посредством потери выплат располагаемый доход практически остается неизменным. · При «сильной» ловушке бедности (отрезок CD) располагаемый доход уменьшается при повышении номинального дохода. Это происходит вследствие того, что налоговая ставкаи уровень оттока прибыли превышают единицу. Единственным способом избежать данной ситуации является обложение налогом дохода, не включающего в трансфертные выплаты. Следовательно, если уровень оттока выплат составляет 60%, а налоговая ставка 30%, то общая налоговая ставкабудет равна 60 + 0,3 (100 — 60) = 72%. Если уровень оттокавыплат превышает 100%, то положение индивида будетухудшаться.
· Однако это создает пороговую ловушку в точке Е. Если правительство, например, расширит границы налоговой ставки до 100%, это будет стоить очень дорого для индивида,находящегося справа от данной точки и платящего прямыеналоги. Устранение ловушек влечет за собой появление новых. В качестве критерия эффективности политики регулирования доходов можно рассматривать как динамику индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) по России в целом, сокращение разрыва между Россией и развитыми экономиками, так и сокращение асимметричности этого показателя по регионам России. По оценкам развития человеческого потенциала Россия в 2002 г. находилась на 57-м месте и вслед за Болгарией возглавляла группу стран со средним развитием человеческого потенциала. По сравнению с 1990 г. этот показатель снизился к 2002 г. с 0,813 до 0,795. Разрыв с Норвегией (0,956), возглавлявшей список в 2002 г., составил 0,161, тогда как разрыв с ведущей страной в 1990 г. — Канадой (0,928) составлял 0,115. Для оценки региональной асимметрии наиболее часто используется сравнение максимального и минимального значений показателя, зафиксированного для регионов, — размах региональной асимметрии (W) будет рассчитан по следующей формуле: где Рr — значение показателя в r-м регионе, при r = 1, 2, 3,... R; R —число регионов. В 1996 г. максимальное значение (0,867) было в Москве, а минимальное (0,520) в Республике Тыва. В 2001 г. самый высокий показатель ИРЧП по Москве 0,866 был прежним, а минимальный показатель страны в Республике Тыва вырос до 0,579. На основании этих показателей можно сделать вывод о положительной динамике. Размах асимметрии показывает степень региональной асимметрии по крайним значениям, однако этот показатель не содержит информации о региональной дифференциации внутри интервала, ограниченного минимальным и максимальным значениями. Между тем возможны случаи, когда по подавляющему числу регионов будут наблюдаться близкие значения какого-либо показателя, а существенное расхождение максимума и минимума определяться одним-двумя регионами, резко отличающимися в ту или, другую сторону. Оценка региональной асимметрии станет более надежной, если при расчете максимума и минимума будут учитываться несколько регионов с лучшими и худшими значениями показателя с каждой стороны. В случае большого отрыва отдельных регионов от основного рассматриваемого массива они изымаются от совокупности, и графическое распределение регионов будет представлено без их учета. Рассеивание регионов (S) (среднее линейное отклонение) будет рассчитано по формуле: где — простое среднее значение показателя по регионам. Вариация регионов (среднее квадратическое отклонение) рассчитывается по формуле: Среднее квадратическое отклонение, как и среднее линейное отклонение, показывает, насколько в среднем отклоняются конкретные варианты признака от его среднего значения. Показатели рассеивания и вариации дают наиболее общую оценку региональной асимметрии. Эта оценка может быть использована как при сопоставлении региональной дифференциации по одному показателю в динамике, так и при сравнении степени этой дифференциации по различным показателям в одном временном периоде. Рассеивание и вариация регионов формируют качественно близкие оценки региональной дифференциации. Значения показателей дифференциации, рассчитанные на один период, малоинформативны, более интересна динамика показателей асимметрии. Коэффициент региональной асимметрии (AS) — не зависящая от масштаба, выбранного при измерении варианта, безразмерная характеристика (нормированный момент третьего порядка), рассчитывается по формуле: Благодаря безразмерности этого показателя коэффициент региональной асимметрии наиболее точно оценивает изменение дифференциации в динамике. Расчеты дифференциации регионов России приведены в табл. 3.1. Для оценки этого показателя используется ВРП: он представляет собой вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенных на территории региона, и определяется как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением. Показатель ВРП является по своему экономическому содержанию весьма близким показателю ВВП. Однако между показателями ВВП (на федеральном уровне) и ВРП (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма ВРП по России неравнозначна ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и т.д.), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом. Ввиду особой важности в настоящее время проблемы экологии мониторинг устойчивого развития должен включать в объект своего наблюдения состояние окружающей среды и прогноз их изменения под воздействием природных и антропогенных факторов Цель создания такой системы — оперативное отслеживание уровней достижения целевых показателей — индикаторов устойчивого развития (социальная, экономическая и экологическая сферы) и своевременная разработка предложений по принятию необходимых управленческих решений в случае недовыполнения отдельных заданий. Система индикаторов включает общесистемные индикаторы и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития социальной, экономической и экологической сфер, которые являются основными звеньями системы «человек — окружающая среда — экономика». Общесистемные индикаторы характеризуют процессы устойчивого развития всех сфер в целом, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Они количественно измеримы и сопоставимы в динамике, обеспечивают возможность сравнения аналогичных процессов с другими странами и, кроме того, дополняются и конкретизируются индикаторами, характеризующими развитие основных компонентов системы устойчивого развития. В качестве общесистемных индикаторов приняты следующие: · интегральный показатель устойчивого развития, базирующийся на ИРЧП; · производство ВВП на душу населения; • уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду.По методике ООН ИРЧП отражает на общенациональном уровне основные процессы устойчивого развития лишь в социальной (продолжительность жизни, уровень образования) и экономической сферах (ВВП на душу населения) и недостаточно отражает их в экологической сфере. В связи с этим при определении интегрального показателя устойчивого развития в расчет ИРЧП необходимо включить индекс, характеризующий экологическое состояние страны, — объем выбросов вредных веществ в расчете на единицу ВВП. Этот агрегированный показатель должен включать выбросы вредных веществ в почву, в атмосферу, в водный бассейн и должен быть приведен к единой размерности. Расчет индекса экологического состояния производится аналогично другим составляющим ИРЧП по формуле: Уровень антропогенной нагрузки характеризует воздействие хозяйственной деятельности человека на экосистему и рассчитывается как частное от деления объемов потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов (в т.у.т) на 1 кв. км территории. Для целей мониторинга и обеспечения согласованности система индикаторов строится по иерархическому принципу с выделением следующих характеристик: · пороговое значение, ниже которого нельзя опускаться, таккак в противном случае произойдут необратимые измененияи ноосфера может быть подвергнута разрушению; · фактическое значение индикатора; · ранг (вес) индикатора, характеризующий степень его влияния на интегральный показатель (обычно коэффициент, устанавливаемый экспертным путем, или коэффициент взаимосвязи (эластичности) исследуемого и интегрального индикатора). К участию в реализации мероприятий по устойчивому развитию и контролю за их выполнением должны привлекаться широкие слои общественности, неправительственные организации, население.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|