Г. Донорский регион — Ямало-Ненецкий автономный округ
Рис. 3.7. Графическая модель сравнительного позиционирования Ямало-Ненецкого автономного округа В Ямало-Ненецком автономном округе, богатом полезными ископаемыми, социально-экономическое развитие возможно в результате роста самостоятельности, который может быть обеспечен только в результате распределения полномочий между федеральной ^региональной властью. Обобщая результаты графического моделирования социально-экономического развития регионов с разным экономическим потенциалом, можно сделать вывод о том, что характер распределения находится в прямой зависимости от темпов экономического развития и в конечном итоге от эффективности экономики регионов. В результате визуально-графического анализа мы пришли к выводу, что чем богаче регион, тем больше он выплачивает налогов в центр, тем меньше в этот регион поступает трансфертов и тем больше он получает полномочий распоряжаться внутренними ресурсами территории. И наоборот: чем беднее регион, тем меньше у него налогов и сборов, тем больше трансфертов и других субсидий из центра и тем меньше у него полномочий по управлению внутренними ресурсами региона, соответственно меньше самостоятельности. Некоторых региональных лидеров (реципиентов) такая зависимость от федерального центра, как патронаж, устраивает, поскольку напоминает старые формы прямого диктата центра по отношению к периферии и освобождает, таким образом, местные органы власти от ответственности. Основными механизмами распределения и перераспределения общественного продукта выступают, во-первых, трансферты и различного рода субсидии, поступающие из федерального центра по различным ведомственным каналам в регион, и во-вторых, налоги и сборы, осуществляемые на региональном уровне и направляемые в зависимости от установленных Бюджетным кодексом РФ пропорций в федеральный бюджет.
В условиях перехода к новой экономической системе происходит трансформация и механизма распределения, на который воздействуют два фактора: · форма собственности на средства производства; · способ координации хозяйственной деятельности субъектовобщественного производства. Государственное регулирование распределительным процессом в условиях реформирования экономической системы предполагает реформирование как отношений собственности, так и самой системы управления экономики в целом. Оценка хода реформ в регионах как важнейший элемент мониторинга. Технология мониторинга хода реформирования экономики и воздействия реформ на ситуацию в регионах имеет свою специфику и основывается на следующих принципах: 1. использование системной методологии; 1. вычленение собственно воздействий реформы на оцениваемую региональную ситуацию; 2. раздельная оценка обязательных и возможных, немедленных и отдаленных результатов реформ; 2. учет результатов сопряженного реформирования. Использование системного подхода предполагает анализ взаимосвязанных изменений в возможно большем числе элементов региональной системы под воздействием конкретных реформаци-онных действий (например, региональные последствия приватизации следует оценивать не столько с позиций широты и темпов этого процесса, сколько с позиций его воздействия на все важнейшие социально-экономические, экологические, демографические и другие параметры каждого конкретного региона). Для корректной оценки рассматриваемого вопроса особое значение имеет вычленение именно реформенной составляющей из всей совокупности внешних и внутренних воздействий на параметры регионального развития. Такое вычленение никогда не производилось, что отрицательно сказалось на общественном восприятии реформ и на формировании их социально-политической базы. Особенно важна оценка реформационного фактора при обосновании решений по наиболее регионально опосредованной социальной сфере, поскольку кардинальные перемены в политике, условиях и механизмах распределения социальных благ самым тесным образом связаны со всей совокупностью многофакторно формируемых социальных отношений и с параметрами уровня и качества жизни, которые, в свою очередь, определяются и экономикой, и состоянием финансово-бюджетной сферы, и социальными стереотипами поведения, и даже геополитической ситуацией (миграция и т.п.).
Весьма важно также использовать методы раздельной оценки хода реформ (количественных параметров собственно реформаци-онных действий) и их результатов (системных проявлений этих действий в сфере экономики, социальной политики и т.д. и соответственно их влияния на экономический рост, уровень жизни, демографическую ситуацию и т.п.). При такой раздельной оцен- ке хода и результатов реформ можно прийти к внешне парадоксальному выводу: реформа в данном регионе может быть проведена блестяще, а результаты ее для региона могут оказаться нулевыми или даже отрицательными. Проблема состоит в том, что результативность реформ не исчерпывается, более того, не определяется ходом реформ. При системной оценке последствий реформ в регионах крайне важно различать обязательные и возможные (вероятные), немедленные и отдаленные их результаты. При этом следует учитывать, что ход реформ в регионе со стороны населения чаще всего воспринимается по тем их последствиям, которые проявляются немедленно, а это, как правило, далеко не самая важная часть системного результата реформирования. С другой стороны, следует учесть, что оценка отдаленных последствий реформ весьма сложна и ответственна уже потому, что самые ощутимые результаты преобразований (и положительные, и отрицательные) во всей их системной полноте могут проявиться лишь в перспективе. Эти положения отчетливо проявляются, например, в региональных оценках реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|