Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. Донорский регион — Ямало-Ненецкий автономный округ




Рис. 3.7. Графическая модель сравнительного позиционирования Ямало-Ненецкого автономного округа

В Ямало-Ненецком автономном округе, богатом полезными ископаемыми, социально-экономическое развитие возможно в результате роста самостоятельности, который может быть обеспе­чен только в результате распределения полномочий между феде­ральной ^региональной властью.

Обобщая результаты графического моделирования социально-экономического развития регионов с разным экономическим по­тенциалом, можно сделать вывод о том, что характер распределе­ния находится в прямой зависимости от темпов экономического развития и в конечном итоге от эффективности экономики реги­онов.

В результате визуально-графического анализа мы пришли к выводу, что чем богаче регион, тем больше он выплачивает нало­гов в центр, тем меньше в этот регион поступает трансфертов и тем больше он получает полномочий распоряжаться внутренни­ми ресурсами территории. И наоборот: чем беднее регион, тем меньше у него налогов и сборов, тем больше трансфертов и дру­гих субсидий из центра и тем меньше у него полномочий по уп­равлению внутренними ресурсами региона, соответственно мень­ше самостоятельности. Некоторых региональных лидеров (реци­пиентов) такая зависимость от федерального центра, как патронаж, устраивает, поскольку напоминает старые формы пря­мого диктата центра по отношению к периферии и освобождает, таким образом, местные органы власти от ответственности.

Основными механизмами распределения и перераспределения общественного продукта выступают, во-первых, трансферты и раз­личного рода субсидии, поступающие из федерального центра по различным ведомственным каналам в регион, и во-вторых, нало­ги и сборы, осуществляемые на региональном уровне и направ­ляемые в зависимости от установленных Бюджетным кодексом РФ пропорций в федеральный бюджет.

В условиях перехода к новой экономической системе проис­ходит трансформация и механизма распределения, на который воздействуют два фактора:

· форма собственности на средства производства;

· способ координации хозяйственной деятельности субъектовобщественного производства.

Государственное регулирование распределительным процессом в условиях реформирования экономической системы предполагает реформирование как отношений собственности, так и самой сис­темы управления экономики в целом.

Оценка хода реформ в регионах как важнейший элемент мони­торинга. Технология мониторинга хода реформирования экономи­ки и воздействия реформ на ситуацию в регионах имеет свою спе­цифику и основывается на следующих принципах:

1. использование системной методологии;

1. вычленение собственно воздействий реформы на оценива­емую региональную ситуацию;

2. раздельная оценка обязательных и возможных, немедлен­ных и отдаленных результатов реформ;

2. учет результатов сопряженного реформирования.

Использование системного подхода предполагает анализ вза­имосвязанных изменений в возможно большем числе элементов региональной системы под воздействием конкретных реформаци-онных действий (например, региональные последствия приватиза­ции следует оценивать не столько с позиций широты и темпов этого процесса, сколько с позиций его воздействия на все важ­нейшие социально-экономические, экологические, демографиче­ские и другие параметры каждого конкретного региона).

Для корректной оценки рассматриваемого вопроса особое зна­чение имеет вычленение именно реформенной составляющей из всей совокупности внешних и внутренних воздействий на пара­метры регионального развития. Такое вычленение никогда не производилось, что отрицательно сказалось на общественном вос­приятии реформ и на формировании их социально-политической базы. Особенно важна оценка реформационного фактора при обо­сновании решений по наиболее регионально опосредованной со­циальной сфере, поскольку кардинальные перемены в политике, условиях и механизмах распределения социальных благ самым тесным образом связаны со всей совокупностью многофакторно формируемых социальных отношений и с параметрами уровня и качества жизни, которые, в свою очередь, определяются и эконо­микой, и состоянием финансово-бюджетной сферы, и социальны­ми стереотипами поведения, и даже геополитической ситуацией (миграция и т.п.).

Весьма важно также использовать методы раздельной оценки хода реформ (количественных параметров собственно реформаци-онных действий) и их результатов (системных проявлений этих действий в сфере экономики, социальной политики и т.д. и соот­ветственно их влияния на экономический рост, уровень жизни, демографическую ситуацию и т.п.). При такой раздельной оцен-

ке хода и результатов реформ можно прийти к внешне парадок­сальному выводу: реформа в данном регионе может быть прове­дена блестяще, а результаты ее для региона могут оказаться нуле­выми или даже отрицательными. Проблема состоит в том, что результативность реформ не исчерпывается, более того, не опре­деляется ходом реформ.

При системной оценке последствий реформ в регионах край­не важно различать обязательные и возможные (вероятные), не­медленные и отдаленные их результаты. При этом следует учиты­вать, что ход реформ в регионе со стороны населения чаще всего воспринимается по тем их последствиям, которые проявляются немедленно, а это, как правило, далеко не самая важная часть си­стемного результата реформирования. С другой стороны, следует учесть, что оценка отдаленных последствий реформ весьма слож­на и ответственна уже потому, что самые ощутимые результаты преобразований (и положительные, и отрицательные) во всей их системной полноте могут проявиться лишь в перспективе. Эти положения отчетливо проявляются, например, в региональных оценках реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...