Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем.
Региональный мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему по отслеживанию региональной ситуации как базы выработки региональной и национальной политики. Под региональным мониторингом понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки состояния, тенденций развития и остроты региональных проблем. Главная его задача состоит в создании надежной и объективной основы для выработки государственной политики регулирования территориального развития и определения ее приоритетов в целях принятия мер селективной (выборочной) государственной поддержки тех или иных регионов и решения конкретных региональных проблем. При множестве различных региональных ситуаций и проблем количество их типов как предметов мониторинга относительно невелико, и это обстоятельство существенно повышает реальность его проведения. Важно своевременно предупредить негативное развитие региональных ситуаций и обострение региональных проблем. Необходимость регионального мониторинга связана с особенностями современного периода, которые состоят в резком сокращении объектов, масштабов и полноты обязательной статистической отчетности. Из поля зрения официальной статистики выпадают целые пласты социально-экономической действительности (теневая экономика, самозанятость населения, реальные доходы населения и т.п.). Практически разрушается и без того, слабая структура муниципальной статистики — основа регионального мониторинга. Задачей регионального мониторинга является формирование системы сбора точной, надежной и своевременной информации о происходящих в регионах страны событиях, процессах и явлениях.
Предметом регионального мониторинга являются региональные ситуации и региональные проблемы, описываемые количественными и качественными, статическими или динамическими параметрами. Региональная ситуация характеризуется совокупностью количественных (редко — качественных) показателей, определяющих состояние или динамику функционирования каждого из указанных потенциалов территории, а также различными комбинациями этих показателей (в первую очередь для обозначения удельных характеристик). Под региональной ситуацией понимается общее состояние региональной среды, т.е. состояние природно-климатического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного, общественно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов территории, чаще всего в пределах административных границ субъектов Федерации и (или) муниципальных образований. Важной составляющей множества региональных ситуаций являются внутрирегиональные пропорции в развитии экономической системы. Например, соотношение социального и экономического, природно-ресурсного и экологического потенциалов, баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждой территории. Столь же обязательны данные о состоянии и развитии нормативно-правовых условий территориального развития. Под региональной проблемой понимается системное проявление дисбаланса в функционировании (состоянии, развитии) одного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий. К числу региональных проблем можно отнести и пока еще редкие проявления «точек роста», нуждающихся в особом внимании.
Региональные ситуации более инерционны, чем возникающие на их фоне региональные проблемы. Последние представляют собой сгустки конкретных региональных противоречий, возникших в ходе развития региональных ситуаций. Региональная проблема должна осознаваться как нечто поддающееся решению (упорядочению, смягчению и т.п.) в обозримом будущем. Основанием для включения той или иной региональной проблемы в ограниченный (из-за постоянного и жесткого лимита ресурсов) перечень тематики мониторинга могут быть: · ее значимость в федеральном масштабе (с позиций внутри-и внешнеполитической безопасности, негативного воздействия на конституционные основы государства, массовогонарушения законных прав и свобод, прогнозируемого неизбежного и социально небезопасного государственного вмешательства в ход ситуации или развитие проблемы); · необратимый характер и невозможность саморазрешения наместном или региональном уровне за счет собственных ресурсов. Проблемы такого уровня могут проявляться, например, в виде формирования зон системной депрессии в регионе или же могут быть связаны с необходимостью сезонного обеспечения труднодоступных территорий жизненно необходимыми ресурсами и т.п. Можно выделить следующие региональные проблемы: социально-демографические и этнонациональные (активная депопуляция, социальная избыточность, угроза воспроизводству коренных национальностей, неадаптивное изменение национально-этнического состава, в том числе из-за нерегулируемой миграции, и т.п.), связанные с ресурсоистощением (сокращением естественных источников, например добываемых полезных ископаемых, пастбищ и т.п.), носящие геополитический характер (образование анклавов, зон приграничных конфликтов и т.п.), вызванные внешними причинами быстрой утраты хозяйственного профиля территории (проблемы региональной перепрофилизации). Периодически возникают ситуации и проблемы, относящиеся к типу чрезвычайных и требующие специфических решений и специально резервируемых ресурсов, а следовательно, и особого массива информации для описания и диагностики. При всей значимости специально организованных мониторинговых исследований (преимущественно социологической ориентации) основной информационной базой мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем может и должна быть статистика. Именно на статистической информации основывается большинство известных нам систем регионального мониторинга.
Проблемы количественных и качественных оценок событий. Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров (характеристик), которые могут быть корректно выражены совокупностью численных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки («норма», «лучше», «хуже» и т.п.) возможны лишь при устойчивых представлениях о региональном «благе» или региональных «ценностях», сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического критерия. Качественные и количественные оценки не выступают как антиподы, а дополняют друг друга, причем только наличие первых (при их неизбежном субъективизме) позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик каждой региональной ситуации и региональной проблемы как нечто целостное. Можно сформулировать следующие критерии оценки региональных ситуаций: а) объективность и достаточность исходной информации; б) сравнительный и многокритериальный характер оценок; в) отбор минимума необходимых и достаточных критериев; г) поиск и отбор дополнительных (к статистическим) источников информации. Объективность и достаточность исходной информации — наиболее очевидное и наименее реализуемое методическое требование. Сравнительный характер оценок проявляется в том, что любая оценка региональной ситуации или проблемы может быть дана только в сравнении с состоянием, принимаемым за норму, с прежним состоянием, с состоянием соседней или условно аналогичной территории и т.д. Оценить — значит доказать, что анализируемая ситуация или проблема отличаются (или не отличаются) от других, и показать, насколько и по каким параметрам эти различия имеются.
Многокритериальный характер оценки определяется объективной невозможностью правильно описывать, а тем более корректно сравнивать региональные ситуации и проблемы по одному частному или интегральному показателю. Так, при оценке проблем, связанных с региональными рынками труда (локальная массовая безработица), нельзя корректно оценить ситуацию, ориентируясь только на показатели занятости. Здесь необходимо привлечение не менее полусотни других показателей (в сфере экономики, финансов, малого предпринимательства, социальной политики, демографии и т.п.), в том числе характеризующих региональную ситуацию и рассматриваемую частную проблему за пределами данного региона. Отбор необходимых и достаточных критериев осуществляется по единственному признаку — соответствию сути ситуации или проблемы. Несмотря на то что практически все параметры региональных ситуаций и проблем взаимосвязаны и взаимодополняемы, включение в число критериев избыточного числа параметров чаще всего лишь затрудняет, а во многих случаях делает невозможной процедуру такого отбора. Поэтому следует прежде всего сформулировать ключевые понятия генезиса и проявления данной ситуации и проблемы, а затем уже подобрать минимально необходимое и достаточное число адекватных критериев. Привлечение сопутствующей информации. В региональной проблематике особенно важны те стороны ситуаций и проблем, которые почти невозможно выразить на языке статистики. Это настроения, мотивации, образ жизни, экономическое и социальное поведение, национально-этническое самочувствие и другие аспекты индивидуального и коллективного быта населения. Поэтому крайне важно иметь соответствующую информацию по половозрастным группам, по участникам различных форм хозяйственной деятельности городского и сельского населения, по отдельным социальным группам и т.п. В настоящее время такую информацию можно получить только в ходе специально организованных социологических обследований. (?)41. Метод имитационно-экспертного моделирования. В целях объективной оценки региональной ситуации, количественной и качественной оценки регионального развития целесообразно применить методы социологического моделирования в сочетании с экспертным опросом представителей регионов. Разновидностью социологического моделирования являются имитационные модели, которые решают целый ряд исследовательских задач. Эти модели относятся к классу наиболее перспективных. Моделирование этого плана является одним из способов наглядного представления замысла и концептуальной схемы реализации вариантов развития экономики и социальной сферы региона. Гипотезы развития, закладываемые в имитационной модели, как правило, содержат ряд сценариев развития объекта: оптимистический, пессимистический и реалистический.
Использование метода имитационного моделирования наиболее целесообразно для проверки главного вопроса, возникающего перед исследователем, — оценки эффективности сложившегося характера распределения между федеральным центром и региональными органами власти функций по обслуживанию населения и финансовых ресурсов. Информационной базой для проведения такого рода исследований является выделение четырех групп регионов, различающихся по уровню обеспеченности денежными доходами. Первая группа (А) — депрессивные регионы (в среднем на одного человека приходится менее 1,5 прожиточных минимума).(К этой группе относятся Дагестан, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Марий-Эл, Алтайский край, Хакасия, Тыва, Бурятия, Читинская область, Еврейская автономная область, Сахалинская область, Чукотская АО — всего 14 субъектов Федерации.) Вторая группа (Б) — малообеспеченные (дотационные) регионы (на одного человека в среднем 2 прожиточных минимума). (В эту группу входят: Калининградская, Ленинградская, Псковская, Тверская, Брянская, Курская, Воронежская, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Тамбовская, Пензенская, Нижегородская, Рязанская, Московская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Архангельская, Челябинская, Курганская, Новосибирская, Амурская, Магаданская, Камчатская области; республики: Северная Осетия, Мордовия, Чувашия, Алтай, Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский, Красноярский края, Корякский, Ненецкий автономные округа — всего 35 субъектов РФ.) Третья группа (В) — регионы относительного благополучия (на одного человека приходится 3 прожиточных минимума). (К этой группе относятся: Мурманская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Смоленская, Калужская, Тульская, Липецкая, Орловская, Белгородская, Ростовская, Кировская, Пермская, Екатеринбургская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская области; Красноярский, Ставропольский края, республики Карелия, Коми; Санкт-Петербург; Эвенский, Таймырский, Коми-Пермяцкий автономные округа — всего 26 субъектов Федерации.) Четвертая группа (Г) — регионы высокой обеспеченности населения (доноры) (в среднем на одного человека приходится более 5 прожиточных уровней). В эту группу вошли только 4 субъекта Федерации: Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа1. Дифференциация регионов по уровню обеспеченности населения свидетельствует о разных потенциальных возможностях их экономического развития и, соответственно, о разных объемах внутреннего регионального продукта, который может так или иначе перераспределяться. Анализ характера распределения регионов по уровню доходов является основой для экспертов при оценке возможных путей развития данного региона. Процедура изучения мнения экспертов состояла из трех этапов. На первом этапе применялся визуальный экспресс-метод графического моделирования с параллельным обсуждением результатов визуализации. Это позволяет дать общую характеристику социально-экономических процессов, происходящих в регионах. На втором этапе выявляется существо исследуемой проблемы. На третьем этапе экспертами проводилась количественная оценка показателей. Примененный метод позволяет получить графическую картину характера распределительного процесса в стране (см. рис. 3.3). На рисунке наглядно видно, как распределены регионы страны в пространстве четырех измерений: финансовые поступления из федерального бюджета, поступления из регионального бюджета, эффективное развитие экономики и обеспечение роста жизненного уровня населения. При этом проведена группировка регионов на четыре типа: депрессивные — А, дотационные — Б, самодостаточные — В и регионы-доноры — Г. Рис. 3.3. Группировка регионов РФ по характеру распределительных отношений Графическое моделирование позволяет определить социально-экономический статус каждой группы регионов в выбранной системе координат. Депрессивные регионы находятся в полной и прямой зависимости от поступлений средств из федерального бюджета (в виде трансфертов, дотаций, субвенций). На рис. 3.3 положение депрессивных регионов позиционировано в виде «цилиндра» — А, устремленного по оси координат к федеральному бюджету. Для депрессивных регионов характерны минимальное использование внутренних ресурсов региона, низкий уровень жизни населения, неэффективная экономика, они не заинтересованы в четком разделении полномочий между центральной и местной властями, у них преобладают иждивенческие настроения и центростремительные силы (таковых примерно 17% от общего числа субъектов Федерации). Группа дотационных регионов (квадрат Б): позиционирование несколько ниже по вертикальной оси координат и представляет собой форму, близкую к квадрату (их около 44%). Их позиция несколько лучше по сравнению с депрессивными, они не только ждут поступлений из федерального центра, но и пытаются использовать свой экономический потенциал. При этом существуют позитивные устремления к социально-экономическому росту и развитию. Эксперты указали на такие положительные моменты, как проведение грамотной социально-экономической политики, улучшение инвестиционного климата, эффективная распределительная политика, использование внутренних социально-экономических ресурсов территории. К негативным факторам, препятствующим экономическому росту и развитию регионов, отнесены: низкий уровень развития банковской системы; отсутствие программы экономического развития региона; криминализация экономики. Положение самодостаточных регионов (прямоугольник В): отличаются устойчивым средним достатком. На осях координат они позиционируются равноудаленными от центра. Таковых приблизительно 30%. Самодостаточные регионы имеют устойчивую экономику, средний уровень жизни, среднюю бюджетную обеспеченность. Группа регионов-доноров характеризуется высокой бюджетной самообеспеченностью и низкой долей поступлений из федерального бюджета, они позиционируются большей частью на нижней вертикали координат в форме прямоугольника Г. Основой социально-экономического развития регионов является вовлечение в процесс воспроизводства всех видов ресурсов региона — от трудовых, финансовых и природных до интеллектуальных и духовно-культурных. Но чтобы воспроизводственный процесс осуществлялся полноценно, важно своевременно решать возникающие в регионах проблемы, а это требует обоснованного распределения полномочий между федеральным центром и регионами. Как показал опрос экспертов, во всех регионах, в том числе благополучных, существуют решаемые и нерешаемые проблемы. К числу первых относятся проблемы социальной сферы, жилищное и дорожное строительство. Были названы проблемы, которые по разным причинам не решаются: износ оборудования муниципальной собственности, медицинское обслуживание, устаревшие транспортные средства. Однако, помимо названных, существуют проблемы, которые в силу своей неразрешимости «загоняются во внутрь»: это социально-демографические проблемы народов Севера и Восточной Сибири (низкая рождаемость), проблемы энергоснабжения и коррупция в органах местной власти. Решение проблем второго рода зависит как от федерального центра, так и от региональной власти. Кто и в какой мере должен решать эти проблемы, определяется законодательным путем через разграничение полномочий между центром и регионами. Руководствуясь Европейской хартией местного самоуправления и федеральным законодательством Российской Федерации, необходимо четко разграничить полномочия, за которые отвечают местные органы власти, а за которые — федеральные. Это предполагает определение трех функциональных позиций: кто разграничивает полномочия, кто их финансирует и кто управляет. В некоторых странах эти функциональные позиции находятся в ведении федерального органа власти, а в некоторых — децентрализованы. Так, распределение финансовых ресурсов по территориальному принципу ведет к неравенству распределения и перераспределения средств. Однако во многих странах децентрализации средств мешают политические факторы. Там срабатывает принцип: кто осуществляет компенсацию, тот ее и обеспечивает, а кто управляет, тот и должен финансировать расходы. В настоящее время формируется новая парадигма регионального саморазвития, к которой тяготеют самодостаточные регионы. Они заинтересованы в ускорении социально-экономического развития своих территорий при условии передачи им необходимых для этого средств, а это, в свою очередь, требует существенной корректировки бюджетного и налогового законодательства. Стремление к перераспределению пропорций налоговых поступлений особенно отчетливо проявляется в результате проведенного экспертного опроса. Так, 31,2% из числа опрошенных экспертов считают, что в федеральном бюджете должно остаться 30% поступлений, а в региональном — 70, другие считают что федеральному центру следует оставить 40, а регионам — 60% налоговых поступлений. Эксперты назвали три основных условия, способствующих саморазвитию регионов: распределение полномочий по сырьевым ресурсам региона, финансовая самостоятельность и законодательная инициатива. Таким образом, визуальный экспресс-метод графического моделирования позволил выявить уровни социально-экономического развития регионов, провести их типологию (депрессионные, дотационные, самодостаточные и доноры) и, самое главное, нарисовать визуальную картину распределительного процесса в регионе, которая основывается на принципиально ином понимании путей социально-экономического развития регионов. Инверсионная концепция многоэтапного развития регионов Это новое понятие, которое предполагает разработку специфической концепции, позволяющее описать, каким образом переходная криминализованная экономика может трансформироваться в рыночную экономику цивильного типа. Такая инверсионная концепция многоэтапного социально-экономического развития регионов требует особого исследовательского инструментария, где методы визуализации оказываются исходными в понимании той или иной социально-экономической позиции конкретного региона. Эта концепция включает разработку конкретных региональных проектов, которые должны стать инвестиционно привлекательными. Ее методологической основой оказывается определенный вектор путей развития, который наглядно можно представить графически (рис. 3.4). При этом визуальное представление вектора путей развития данного региона желательно давать в таком виде, чтобы экспертам можно было постоянно отслеживать фактическое состояние региона и желаемое его состояние, достижение которого могло быть возможно на основе реализации прогнозируемой социально-экономической программы. Рассмотрим ситуацию с векторами развития по отдельным регионам, выделяя депрессивные, дотационные, самодостаточные регионы и регионы-доноры. На основе этих данных оказывается, что реализацию прогнозируемых «шагов» социально-экономической программы развития депрессивного региона важно начинать с сельского хозяйства и увеличения добычи нефти. Регион, по данным экспертного опроса, обладает достаточным совокупным потенциалом для его перерастания в самодостаточный. Для Оренбургской области характерно равномерное распределение рисков нереализуемости мероприятий намеченной программы. Тем не менее и здесь вырисовываются приоритетные направления усилий местной администрации, к которым относятся строительство жилья на селе, а также увеличение объемов производства в базисных отраслях (металлургическая, нефтяная, газовая промышленность), обеспечивающих значительные поступления в бюджет региона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|