Случай лечения нервной анорексии у перенесшего насилие подростка средствами арт-терапии
Глава 6 СЛУЧАЙ ЛЕЧЕНИЯ НЕРВНОЙ АНОРЕКСИИ У ПЕРЕНЕСШЕГО НАСИЛИЕ ПОДРОСТКА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ Нервная анорексия проявляется в навязчивом стремлении сохранить низкий вес. На сегодняшний день данное расстройство признается в качестве одного из наиболее трудно поддающихся психотерапевтическому лечению нарушений поведения, которое может отмечаться как у взрослых, так и детей и подростков. Эпидемиологические данные свидетельствуют о преимущественном распространении нервной анорексии среди лиц женского пола (95%). Это заболевание особо часто встречается среди девочек-подростков, причем пик заболеваемости приходится на 17-18 лет. Рост заболеваемости нервной анорексией отмечается начиная с 70-х годов XX в., в индустриально развитых странах. В качестве причин развития данного заболевания признаются биологические предрасполагающие факторы в сочетании с психосоциальными факторами, что приводит к формированию дезадаптивных защитных психологических реакций. К психосоциальным факторам, играющим особую роль в развитии нервной анорексии, относят нарушение внутрисемейных отношений, наличие симбиотической зависимости девочки от матери, психологические трудности подросткового возраста, транслируемые социумом и культурой стандарты «привлекательной» женской внешности, распространенные среди представителей среднего класса формы пищевого поведения и другие факторы. Одним из психосоциальных факторов развития нервной анорексии могут также выступать разные формы насилия в отношении ребенка и подростка, в том числе ранний опыт сексуального насилия. Основным неосознаваемым содержанием имеющейся у пациентов фобической установки на еду выступает компенсация заниженной самооценки стремлением к нереалистическому идеалу, попытка подростка зафиксировать себя в роли ребенка из страха перед нарастающей ответственностью и другими трудностями взрослого, в том числе сексуального функционирования: «Начавшееся патологическое пищевое поведение замыкает. патогенетический порочный круг биохимических, нейроэндокринных и психопатологических отклонений. К последним относятся расстройства самовосприятия, сопровождающиеся отрицанием собственной истощенности, слабости, голода» (Попов Ю. В Вид В. Д 1997, с. 237).
Характеристика девочки Маше (имя изменено) 15 лет. На консультацию к психотерапевту ее привела мама, которая пожаловалась, что Маша в течение последних шести месяцев теряет в весе. За три месяца до обращения к психотерапевту девочка проходила двухнедельный курс комплексной терапии в отделении неврозов: она получала инъекции церебролизина, эглонил, цефранил, аминокислоты, глюкозу, беатридин и другие препараты в сочетании с психотерапией. Однако эффекта от лечения не было. Девочка продолжала терять в весе. На момент обращения к психотерапевту, при росте 162 см вес Маши составлял 29 кг. Из анамнеза известно, что беременность матери протекала на фоне стресса, связанного с неустойчивыми отношениями с отцом девочки. Отец девочки неоднократно избивал мать во время беременности и уже после рождения дочери. Ее родители расстались, когда Маше не было еще и года. Спустя два года у Маши появился отчим, а затем и младшая сестра. С детства у девочки отмечались проблемы с приемом пищи: нередко была капризна в еде, кормление иногда сопровождалось драматическими эпизодами. Так, однажды мать закрыла девочку с тарелкой каши в ванной комнате, пригрозив ей, что не выпустит ее, пока та не съест всю кашу. Попытки матери заставить девочку принимать пищу в дальнейшем неоднократно сопровождались насилием.
До 10 лет Маша страдала пищевой аллергией, была вынуждена соблюдать диету. Также отмечались частые простудные заболевания и инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта. В 13 лет она перенесла сальмонеллез, затем на фоне лечения антибиотиками развился дизбактериоз. На момент обращения менструаций у девочки еще не было. В связи с состоянием здоровья девочка с начала учебного года была переведена на домашнее обучение. Вместе с родителями Маши и ее сводной младшей сестрой в семье проживают дедушка и бабушка по материнской линии. Мать и бабушка склонны к гиперопеке и гиперпротекции девочки. Отчим в воспитании девочки участия не принимает. Эмоционального контакта с ним у Маши нет. Она не знает о том, что он не ее родной отец. С сестрой у Маши отношения теплые, но она признается, что ее сестра — совершенно другой по характеру человек. Характеризует ее как беспечную, простодушную, решительную, имеющую множество друзей, но без глубоких интересов. Маше нередко кажется, что родственники больше любят сестру, чем ее, хотя она получает достаточно внимания с их стороны. Семья характеризуется как среднеобеспеченная. В отличие от сестры, Маша всегда характеризовалась серьезностью, целеустремленностью, высокой ответственностью. Старалась быть во всем первой, и ей это во многом удавалось (везде училась «на отлично», закончила музыкальную школу, успешно училась в художественной школе), но всегда была недовольна своими достижениями. Считает себя недостаточно усердной (что не соответствует реальности). У Маши отмечаются трудности в общении со сверстниками: признается, что в коллективе не знает, о чем говорить. Всегда ощущала себя одинокой, «никогда не умеющей внести радость в общество». Дружеских отношений с мальчиками не было. Было достигнута договоренность о проведении курса индивидуальной арт-психотерапии с частотой занятий один раз в неделю. На момент обращения девочка с критикой относилась к своему состоянию, понимала, что ее вес приблизился к критическому уровню, и ей необходимо лечение. В конце первой встречи с Машей и ее матерью психотерапевт объяснила необходимость ведения девочкой пищевого дневника с регистрацией приема пищи и кратким описанием своего состояния и фиксацией массы тела. Число посещений специалиста заранее не оговаривалось. Фактически Маша посетила психотерапевта десять раз, курс арт-психотерапии продолжался около трех месяцев. С целью установления контакта с девочкой и получения дополнительных сведений о ее интересах и отношениях, психотерапевт попросила ее принести на следующую встречу некоторые личные фотографии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|