Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отражение и преодоление опыта насилия в процессе индивидуальной арт-терапии, проводимой в доме ребенка: описание случая




Глава 5

ОТРАЖЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ОПЫТА НАСИЛИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ, ПРОВОДИМОЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА: ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ

Дети могут становиться в семье не только свидетелями, но и объектом насилия. В этом случае дом уже не ассоциируется у них с безопасностью, любовью и надежностью. В доме ре­бенка, где автор этой главы работает в качестве арт-терапевта, находятся дети, многие из которых перенесли травматичный опыт насилия. Хотя установить это не всегда возможно, име­ющиеся у них эмоциональные и поведенческие нарушения указывают на полученную психическую травму. Участие та­ких детей в арт-терапевтических занятиях позволяет получить свидетельства их эмоционального неблагополучия и в то же время дает детям возможность преодоления последствий пси­хической травмы.

В данной главе описывается пример арт-терапевтической работы с четырехлетней девочкой по имени Даша (имя изме­нено), находящейся в доме ребенка и имеющей негативный ранний опыт пребывания в семье. Имелись эмоциональные и поведенческие признаки перенесенного ею насилия. Специа­листы дома ребенка отмечали наличие у девочки таких проявлений посттравматического стрессового расстройства, как аутоагрессивные действия, расстройства питания, ночные кошмары, чрезмерный самоконтроль (на окружающих Даша производила впечатление «девочки-паиньки»), избегающее поведение, плохая концентрация внимания.

Участие девочки в индивидуальных арт-терапевтических за­нятиях позволило подтвердить перенесенное ею насилие во время нахождения девочки в семье. Поскольку насилие является сложным предметом для обсуждения, в частности из-за того-, что его жертвы часто подвергаются шантажу во избежание раз­глашения обстоятельств преступления, арт-терапевтический подход является эффективным средством установления с ре­бенком диалога, мобилизации его защитно-приспособительных реакций и достижения лечебно-реабилитационных эффектов. С девочкой был проведен курс индивидуальных арт-терапев­тических занятий. Арт-терапевт использовала различные тех­ники и задания, позволяющие организовать поведение девочки и предоставляющие ей определенные символические средства для выражения и проработки травматичного опыта. Учитывая высокую вероятность хаотичного поведения, характерного для жертв насилия, арт-терапевт считала такой подход к работе оп­равданным. Она также предоставляла девочке различные мате­риалы и плотные физические объекты, такие, в частности, как гипсовые маски, куклы, природные объекты с устойчивыми границами, полагая, что это будет способствовать контейнированию и организации сложных переживаний. Арт-терапевт так­же сознательно использовала такие объекты, которые могут затрагивать опыт, связанный с детско-родительскими отноше­ниями и домом, а также помогать в выражении чувств и пред­ставлений, связанных с восприятием девочкой самой себя и других людей. Такие соображения также лежали в основе ис­пользования в ходе занятия повествовательного подхода, свя­занного с чтением сказки и созданием девочкой образов, отра­жающих ее восприятие повествовательного материала.

Несмотря на активное использование арт-терапевтом орга­низующих интервенций, во время арт-терапевтических заня­тий Даша тем не менее могла свободно выбирать любые изоб­разительные материалы и переходить от одних видов деятель­ности к другим.

Описание процесса арт-терапевтической работы с Дашей

Начало работы

Во время первых арт-терапевтических сессий девочка была скована, особой активности не проявляла. Возникало ощущение, что она живет в своем мире и не желает никого в него впускать. На сессиях либо молчала, либо говорила несколько незначительных фраз. Арт-терапевтическая работа с Дашей поначалу строилась в форме знакомства с разными изобрази­тельными материалами, что даже без создания какой-либо образной продукции могло обеспечить снятие психоэмоционального напряжения. Хотя Даша попробовала работать с раз­ными материалами, но особого интереса они у нее не вызвали. Даша впервые оживилась, когда арт-терапевт предложила ей порисовать на зеркале, которое имелось в арт-терапевтическом кабинете. Зеркало было в полный рост ребенка. Арт-терапевт предложила Даше воспользоваться для рисования на зеркале красками, кисточками и емкостью с водой чтобы на­рисовать на зеркале то, что ее пугает, либо то, как может выг­лядеть страх. -:

Во время рисования на зеркале ребенок видит свое отраже­ние через нарисованный им страх. Происходит соединение изображения с фигурой ребенка, что может провоцировать усиление у него ощущения собственной «нечистоты» и «заг­рязненности» страхом. С другой стороны, у него есть возмож­ность отстраниться от страха и сохранить над ним контроль, что обеспечивает безопасность в работе с фобией. Поскольку страх девочки связан с окном, при подготовке к занятию арт-терапевт прикрепила к стене нарисованное окно. В начале сес­сии девочка попросила поставить музыку. Слушала музыку  Хачатуряна «Танец с саблями» очень внимательно, глубоко дышала. Затем нарисовала на зеркале зеленого человека и до­бавила красный цвет (рис. 15).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...