Четвертая сессия. Пятая сессия. Шестая - восьмая сессии
Четвертая сессия На этой сессии арт-терапевт зачитала Даше третью, заключительную часть сказки, предупредив ее, что, также, как и на предыдущих занятиях, прослушав сказку, Даша сможет вместе с арт-терапевтом создать композицию или даже проиграть историю, используя ящик с песком, фигурки лягушонка, икринки, и трех рыбок, а также березу, камни, магнитофон и аудиокассету со звуками журчания воды. «Жизнь на голубом озере вновь стала проявляться в радужных цветах, снова со всех сторон были слышны песни и смех. Синяя Рыбка и Маленький Полосатик любили проводить время вместе. Особенно радостно было перелетать с листочка на листочек, передразнивая бабочек. Рядом с озером росла береза. Она всегда была рядом, поэтому в нужный момент помогала, давала советы или просто пела песни. И вот в один из солнечных дней, когда рыбки забавлялись любимой игрой, подул ветер и унес один из листочков далеко от голубого озера. На этом листочке был Маленький Полосатик. Когда ветер стих и рыбка посмотрела вокруг, то увидела, что рядом с ним другое озеро, вместо бабочек здесь много лягушек и на берегу уже не растут ароматные цветы. Знакомой была только большая береза. — Привет! Ты как здесь оказался? — спросил зеленый Лягушонок, подойдя к Полосатику. — Прилетел, —ответила рыбка. — Ты летучая рыбка! Здорово! — А кто это рядом с тобой? — спросил Полосатик, указывая на рыжий комочек рядом с лягушонком. ; — Это Икринка — мой друг! Хочешь, он будет и твоим другом? — Очень хочу! Я буду о нем заботиться, ведь икринка такая маленькая. — Слушай, а куда ты полетишь теперь? — поинтересовался Лягушонок. — Я бы хотел найти Синюю Рыбку. Только полететь я смогу, когда подует ветер, но разве его дождешься?!
Тут в разговор вмешалась береза. — Зачем ждать ветер? Вы можете соединить два озера и переплыть из одного в другое. — Как я могу, ведь у меня нет лапок, — пожаловалась рыбка, прижимая к себе икринку. — Зато они есть у меня, — отозвался Лягушонок, — я буду делать канавку, а ты поплывешь по ней. — А как же наш друг Икринка? — Мы возьмем его с собой. Мы же должны заботиться о нем. А потом, когда озера соединятся, будем ходить друг к другу в гости, не дожидаясь ветра. — Хорошо! — согласился Полосатик, и друзья принялись за работу. Береза помогала им советом, показывая дорогу. Во время дождя или жаркого солнца прятала в зелени своих листьев. И очень скоро Икринка, Лягушонок и Маленький Полосатик почувствовали ароматный запах прибрежных цветов. » Прослушав сказку, Даша стала с удовольствием возиться руками в песке. Затем отвлеклась от работы и стала примерять цветочки из гербария к своей голове, смотрелась в зеркало, улыбалась. После этого стала поливать песок большим количеством воды, пыталась разорвать резиновую рыбку пополам, говорила, что хочет вырвать рыбке глазки. Озеро из сказки Даша устроила в раковине. На предложение закрасить воду откликнулась тем, что выбрала черный цвет. Заселила в озеро рыбку, лягушонка и икринку. Спустила эту воду. Затем поочередно окрашивала воду в розовый, коричневый, снова в розовый, белый и бледно-зеленый цвета. С удовольствием неоднократно спускала получившуюся воду и набирала новую. В очередной раз закрасив воду в черный цвет, Даша сказала, что это ночь, и ей страшно жить в ней, но, не скрывая удовольствия, настойчиво, все сильнее затемняла воду. После этого девочка стала красить губы черной краской, брала кисточку в рот, делала ею толкательные движения. Затем Даша сказала, что она — грустный клоун. Данные действия повторяла несколько раз, заостряя внимание на том, что это уже не клоун, а женщина. После этого с особой увлеченностью закрасила синей краской губы арт-терапевту, очень радовалась этому, смотрела в зеркало на свое отражение и отражение арт-терапевта. Спустя некоторое время Даша сама стала мыть арт-терапевту лицо.
Пятая сессия В процессе арт-терапевтического сопровождения детей-сирот арт-терапевт неоднократно использовала технику работы с представлением о семье. В качестве исходного материала детям даются шаблоны фигур (женской, мужской, детской), а затем им предлагается раскрасить эти шаблоны и, при желании, прокомментировать свою работу. На очередном занятии Даше также была предоставлена возможность поработать с использованием этой техники. Во время комментирования своей работы девочка говорила, что папа бьет маму, после чего «идет красный снег, а девочка спит в кроватке и ничего не видит». Шестая - восьмая сессии Постепенно в работах девочки стали более активно проявляться определенные особенности. Даша стала более активно загрязнять пространство вокруг себя (пачкала кабинет красками, клеем ПВА). Нередко ее действия, имея символический характер, говорили о стремлении заблокировать визуальный канал восприятия. Так, например, во время использования техники «Кукла», когда арт-терапевт предложила Даше раскрасить куклу так, как он, захочет, Даша закрасила кукле желтым цветом тело, а красным — ноги, волосы и лицо. Затем она долго закрашивала глаза (рис. 17).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|