Виды регионального мониторинга
Следует различать тотальный (всеобщий) и проблемно-ориентированный региональный мониторинг. Задачей тотального мониторинга являются постоянный анализ и диагностика региональной ситуации, в масштабах всей страны и основных единиц ее государственного устройства, в масштабах любой выделенной по какому-либо признаку территории (ареалу, зоне и т.п.); при этом предметом тотального мониторинга становится региональная ситуация как таковая во всем разнообразии ее составляющих. Цель проблемно-ориентированного мониторинга — отслеживание тенденций развития (разрешения) той или иной региональной проблемы, которая отобрана по определенным критериям, признана общественно значимой и требует особого государственного внимания в течение ряда лет. В отличие от тотального проблемно-ориентированный мониторинг имеет предметом не постоянно и повсеместно наблюдаемую и диагностируемую региональную ситуацию, а конкретные региональные явления, спорадически возникающие в недрах той или иной ситуации, на определенной территории. Однако в некоторых случаях тотальный мониторинг может к даже должен включать проблемно-ориентированный в качестве самостоятельного фрагмента или использовать соответствующую информацию в невыделенном, латентном виде. Проведение мониторинга региональных ситуаций и проблем направлено на оценку различных видов безопасности регионов: социальной, экологической, экономической, политической. Экологическая безопасность региона — ситуация благополучия в регионе с точки зрения обеспечения безопасных условий жизни и деятельности человека, животного и растительного мира, характеризуемая набором критериальных (реперных) показателей жизнедеятельности флоры и фауны региона.
Критериальные показатели развития экономики региона представляют собой систему индикаторов, характеризующих состояние и динамику природного комплекса региона. К числу критериальных показателей относится систематизированный набор параметров, характеризующих наиболее важные стороны экологии региона: уровень загрязнения суши, водного и воздушного бассейнов региона, проведение мероприятий по восстановлению первоначальных природных условий. Политическая безопасность региона — ситуация благополучия в объекте со стороны стабильности политической системы. Критериальными индикаторами политической безопасности могут служить показатели доверия населения органам власти (федеральным, региональным, муниципальным), показатели крими-ногенности ситуации, степень обеспеченности жизни населения и деятельности предпринимателей законодательными нормами и правилами. Социально-экономическая безопасность региона — ситуация благополучия в объекте исследования, характеризуемая набором критериальных показателей функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса. Критериальные показатели социально-экономического развития региона — это система индикаторов, характеризующих состояние и динамику хозяйственного комплекса региона, хорошие условия для жизнедеятельности предпринимательской деятельности и людей. К числу критериальных показателей относится систематизированный набор параметров, характеризующих наиболее важные стороны функционирования и развития экономики и социальной сферы региона. В частности, сюда относятся: ВРП на душу населения и его динамика, уровень и эффективность использования ограниченных производственных ресурсов (трудовых, природных, капитальных, инвестиционных, знаний и опыта населения и предпринимателей, инфляция и ее динамика, платежный баланс региона, криминальная ситуация в области бизнеса).
Анализ социально-экономического положения региона целесообразно строить на основе многофакторных эконометрических моделей. В основу может быть положена система моделей, ядром которой является методология UNITAR исследовательского института ООН, с адаптацией указанной методологии применительно к условиям Российской Федерации. Модель строится на базе набора показателей, характеризующих различные стороны и уровни социально-экономической ситуации в регионе в сравнении с другими регионами страны. По каждому показателю рассчитывается рейтинг, характеризующий место, занимаемое регионом по данному показателю, и вес, характеризующий отклонение показателя от среднего по России значения. Показатели нижнего уровня объединяются в группы, характеризующие определенные сферы социально-экономической ситуации, такие как материальная база развития, человеческий потенциал, уровень материального потребления и т.д. Для каждой группы, подобно отдельным показателям, рассчитываются рейтинги и веса. Данные показатели представляют собой основу для анализа социально-экономического положения в регионе и происходящих в нем процессов. При переходе от индивидуальных показателей к групповым правило пересчета рейтингов и весов определяется следующим образом: пусть — некоторый показатель (к — номер региона — субъекта Федерации). После упорядочения х получает рейтинг р(к) — новую нумерацию регионов. Перейдем к показателю, нормированному относительно среднего по России. Веса вычисляются по следующей формуле: где н — количество показателей. Интегральный показатель рассчитывается следующим образом: На основании интегрального показателя составляется интегральный рейтинг по группе показателей. Аналогично может производить расчет интегрального показателя региона на основе данных по группам показателей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|