Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение и основные этапы развития социального управления.




ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

  1. Понятие управления и социальное управление.
  2. Объект, предмет, основные подходы и методы социологии управления.
  3. Социальное управление как проявление единства объективного и субъективного в общественном развитии. (Реферат)
  4. Социальное управление как стихийное саморегулирование и как целевое общественное регулирование.

 

I.

Управление – это способность материальных систем сохранять в постоянстве свои основные параметры в условиях изменяющейся среды, обеспечивать самовоспроизводство и самосовершенствование.

Процессы управления, которые осуществляются в обществе и его подсистемах и опираются на законах, познанных социальными науками, называют социальным управлением. На обстоятельство связанное с объектом управления (люди) делали акцент следующие ученые: Суворов, Аверин, Бабосов.

Суворов – социальное управление – действия, обеспечивающие, упорядочивающие и контролирующие деятельность людей и их общности в рамках той или иной общественной системы

Хан – социальное управление – это особая форма связи между субъектом и объектом управления по поводу осуществления управленческого труда на основе познаний и использования объективных законов общественного развития.

 

II.

Объектом социологии управления это большие социальные группы и институты, действующие в сфере управления.

Предмет социологии управления – являются управленческие процессы, протекающие в обществе и его подсистемах.

Социология управления – это специальная социологическая теория, изучающая процессы управления в различных типах общности.

Задачи управления:

  1. изучение реальных фактов, связанных с управленческой деятельностью (главная задача);
  2. из многообразия этих фактов выделить наиболее типичные;
  3. объяснить причины;
  4. построение сценариев развития управленческой деятельности в будущем;
  5. разработка рекомендаций, связанных с управленческой деятельностью.

Подходы:

  1. междисциплинарный подход – СУ стоит на стыке нескольких наук, но имеется ряд ограничений;
  2. системный подход – исходит из понятия системы;
  3. системно-исторический и системно-структурный – С-И позволяет увидеть динамику момента устойчивости и изменчивости в развитии социальных систем. Время носит относительный характер; С-П заключается в том, что система исследуется в состоянии относительного покоя или статики. Соответственно упор делается на структуру системы;
  4. диалектический подход – предполагает рассмотрение явления действительности в их развитии или самодвижении, которые вызываются внутренними противоречиями;
  5. детерминистский подход (дополнение к системному) – общество рассматривается как целостная система, которая состоит из нескольких подсистем:
    • экономическая – главным является отношение к собственности;
    • социальная;
    • политическая;
    • идеологическая.
  6. ситуационный подход – анализ наиболее типичных и значимых переменных в ситуации.

Методы при синхроническом анализе:

  1. типологический метод – установление некоторых общностей. Выявление устойчивых сочетаний на основе типичных признаков;
  2. сравнительный метод – опирается на предпосылку, что существуют некоторые закономерности проявления социального поведения;
  3. структурно-функциональный метод – исследование системы в статике

Методы исследования систем в динамике:

1. исторический;

2. генетический – анализ происхождения и развития социальных явлений;

3. лонгитюдное исследование – ведется длительное наблюдение за одними и теми же лицами или явлениями. Фиксируется динамика и взаимообусловленность внутренних факторов при относительном постоянстве внешних.

 

III. IV.

Обществу присуще 2 механизма управления:

  1. стихийный – при нем результатом управленческого воздействия будет являться усредненный результат столкновения, переплетения различных единичных актов. Характеризуется отсутствием, каких либо социальных институтов на первоначальном этапе становления национальных государственных образований
  2. сознательный – это целенаправленная деятельность людей. Оно подразделяется на:
    • сознательное на эмпирической основе;
    • научной основе.

Методики сознательного управления: прогнозирование (нормативное – ставится задание удвоить ВВП к 2010 году и поисковое (генетическое) – современная ситуация анализируется и прогнозируется ситуация на будущее), планирование, моделирование управленческой деятельности с одной стороны, с другой стороны – общественного развития.

Свобода – это осознанная необходимость.

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

  1. Этапы развития управленческого знания.
  2. Развитие социологии управления в России.
  3. Революция моделей социального управления.

 

I.

1й этап – донаучный этап развития социологии – 3 тыс. до н.э. – 18 век н.э. Древний Восток (Египет и Вавилон), Античная Греция (Сократ, Платон, Аристотель), Средневековые учения (Лютер, Кальвин), Английская школа социологии (Пети, Смит), Французская социальная школа (Конт, Дюркгейм).

2й этап – классический этап развития социологии – 19 век. Марксистская школа (Маркс и Энгельс). Немецкая историческая школа (Зомбарт, Вебер). Особенности последней:

  1. отрицательное отношение к попыткам создания универсальной экономической теории. Мировая экономика не является единой, потому что каждое национальное хозяйство обладает рядом специфических черт;
  2. антикосмополитизм – на первое место ставятся национальные факторы в хозяйственном развитии;
  3. отрицательное отношение к абстрактно-дедуктивным методам анализа;
  4. отрицательное отношение к концепции «экономического человека» - человек – это культурное существо, ориентированное на общественные ценности;
  5. хозяйство трактуется как одна из составляющих социальной жизни;
  6. стадиальность развития хозяйства.

Немецкая социология труда (Зиммель, Вебер). Последний ввел понятие «идеального типа» - теоретическая конструкция, он не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. По его точке зрения, социальное действие подразумевает 2 момента: субъективная мотивация индивида или группы и ориентация на социальное.

Американский институционализм (Вэблен, Комманс). Отрицание принципа оптимизации – заключается в том, что хозяйственные субъекты действуют как оптимизаторы целевой функции, постоянно ее совершенствуя. Субъекты следуют сложившимся «привычкам» - приобретенные правила поведения. Отрицание методологического индивидуализма – цели различных субъектов формируются обществом, а не наоборот. Благосклонное отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику.

3й этап – научный. Школа научного управления (Тейлор, Оуэн), Административная школа (Орвик, Файоль), Школа Человеческих отношений (Фолет, Мейо, Маслоу), Концепция постиндустриального общества (Белл) – демосифицированная культура, отличается высоким уровнем инновативности и сложности. Появление этой новой культуры Белл связывает с появлением нового интеллектуального класса (консультанты, эксперты и технократы). Массовое общество – положительное явление. Масса – преобладающая часть населения, удовлетворенная своим положением и, вследствие этого, отказавшаяся от социально-политической борьбы. Социологическая инженерия (Лазарсфельд) – исследование эффекта СМИ в избирательном процессе, соответственно влияние СМИ на формирование политических ориентаций избирателя. СМИ не являются единственным источником политического информирования, личное общение также очень важно. Следовательно, политические предпочтения избирателей объясняются с помощью социально-детерминированных характеристик: социальный статус, профессия, доход, религия.

 

II.

Российские практики управления: Ордин-Нащокин, Посошков, Волынский, Богданов, Гастев, Ерманский, Держенский, Берг, Глушков.

III.

Эволюция механизма социального управления может быть рассмотрена не только как сознательная и стихийная диалектика, но и как эволюция социального управления, как способов согласования интересов управляющей и управляемой подсистем.

Первобытная община – не было четко выраженных управляющих и управляемых, что объясняется неразличностью интересов. Функции управленческой деятельности сочетались с функциями трудовой деятельности.

Возникновение института частной собственности. Общинные органы обособляются от общества и превращаются в орудия защиты интересов одной части общества от интересов другой. Рабовладельческий строй, формации, феодализм. Модель согласования интересов – субординация.

Капиталистическое общество – признание личных свобод, равенства перед законом. Появилась категория – собственник рабочей силы. Частичная координация. Переходная модель от субординации к координации называется реординация. Это такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...