Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное управление и социальное манипулирование.




Часть №1.

  1. Понятие управленческой среды.
  2. Основные способы формирования социальной среды управления.
  3. Манипулирование как специфический способ управления.

 

I.

Управленческая среда - это сложная совокупность социальных систем различной степени сложности и уровня организации, а также процессы и отношения, которые складываются между ними, и которые испытывают целенаправленное воздействие управляющего субъекта.

Социальная среда управления макроуровнем – это все многообразие социальных общностей и ассоциаций, процессов и отношений, которые происходят между ними и испытывают целенаправленное воздействие управляющего субъекта. Поэтому в социологии управления принято различать следующие виды среды управления:

  1. инертная – характеризуется отсутствием всякой активности и инициативы со стороны управляемого объекта. В данной среде социальные субъекты довольствуются достигнутым, не имеют собственной позиции, предпочитают избегать изменений, нововведений и т.д. В данной среде управляющие воздействие должно быть нацелено на активизацию управляемой среды посредством эффективного стимулирования, более детального контроля, убеждения и даже принуждения;
  2. оптимальная – сложная система социальных субъектов, которые доброжелательно воспринимают действия управляющих, не боятся нововведений и занимают активную жизненную позицию. Здесь управленческие действия смещаются от принуждения к побуждению, от контроля к самоконтролю, от управления к самоуправлению;
  3. агрессивная – предполагает враждебную настроенность управляемых против любых инициатив со стороны управляющих. Здесь необходимо выявить причины агрессивного отношения и выработать механизмы преодоления конфликта между управляющей и управляемой системой.

Если управляющий субъект реализует только свои интересы за счет интересов управляемых, то автоматически формируется агрессивная среда управления с присущим ей враждебному отношению к управляющей системе.

Если управляющий субъект стремиться реализовать свои интересы в условиях частичного учета интересов управляемых, то формируется инертная среда управления.

Если управляющий субъект согласовывает свои интересы с интересами управляемых субъектов, то возникает благоприятная среда управления.

С одной стороны состояние социальной среды управления предопределяет цели с средства управленческих воздействий, с другой стороны, цели, которые ставит управленческая система и средства, которые она использует, во многом предопределяют характеристики среды.

 

II.

Все способы делятся на 3 большие группы:

  1. административные (организационно-распорядительные) – предполагают принятие законодательных актов, нормативных документов и положений, характеризующихся обязательным характером. В случае невыполнения следует применение санкций. Конкретные способы:
    • регламентирование – позволяет четко определить состав органа власти, функции управления, права и обязанности каждого из них;
    • нормирование – выделяется качественно-техническое нормирование, технологическое нормирование, организационно управленческое, трудовое и т.д.;
    • методологическое инструктирование – разработка рекомендаций и инструкций по выполнению определенных операций.
  2. экономические – базируются на действии экономического механизма мотивации и стимулирования, активной производственной и непроизводственной деятельности. К экономическим методам относятся:
    • индикативное планирование;
    • налоговая система;
    • кредитно-денежные инструменты;
    • социальная политика.
  3. социально-психологические – обеспечение растущих социальные потребностей человека, его всестороннее развитие. К ним относятся:
    • моральное поощрение;
    • социальное планирование;
    • убеждение – метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу психики человека. Приемы убеждения: воздействие источника информации; воздействие содержания информации – доказательность и убедительность информации, аргументация, основанная на последовательности фактов; воздействие ситуации информирования;
    • внушение – метод психологического воздействия на сознание личности, основанной на некритическом (часто неосознанном) восприятии информации. В процессе внушения аналитико-синтезирующая активность сознания либо отсутствует, либо сознательно ослаблена. Способы внушения: приклеивание ярлыков, перенос (основан на том, чтобы вызвать через преподносимый образ ассоциаций с чем-либо или кем-либо имеющих в глазах субъекта и объекта бесспорный престиж), «свидетельства» (цитирование высказываний личности, которое пользуется авторитетом у объекта воздействия), перетасовка фактов (тенденциозный подбор положительных или отрицательных реальных фактов), общая платформа (побуждение социального объекта к принятию идеи на том основании, что она разделяется большинством членов его социальной группы);
    • личный пример;
    • манипулирование.

 

III.

Манипуляция – это ухищрение (1 подход), подтасовка фактов для достижения неблаговидной цели.

Манипуляция – система способов психологической обработки (2 подход) с целью внедрения ложного или иллюзорного сознания.

Манипулирование ( от лат. manus – рука, plere -наполнять ) – это система способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам.

Манипулирование (в широком смысле слова) – это воздействие на управляемый объект с целью создания ложного впечатления об объективной реальности и тем самым побудить его к действиям выгодным управляющей системе.

Манипулирование (в узком смысле слова) – процесс внедрения в сознание управляемых несуществующих образов, которое осуществляется тайно и независимо от управляемых.

Характеристики манипулирования:

  1. стремление получить односторонний выигрыш;
  2. использование слабостей управляемых;
  3. формирование искусственных потребностей и мотивов.

 

Часть №2.

  1. Управление социальной организацией и порядок.
  2. Управление социальной организацией и организационное развитие.
  3. Эволюция моделей управления социальными организациями. От администрирования к лидерству.

 

I.

Организация – это свойство объекта, которое означает его упорядоченность.

Организация – это определенная субъективная деятельность по достижению, обеспечению организации. Это функциональный аспект. Здесь под организацией понимается определенная совокупность процессов, которые направлены на соединение отдельных частей в единое совокупное целое.

Организация – это особое социальное учреждение по организации общественных отношений и процессов. Это институциональный аспект.

«Организация данной организации должна быть приведена в более организованное состояние».

В социологии управления трактовка понятия «социальная организация» сводится к институциональному аспекту.

Организационный порядок предполагает определение и закрепление наиболее эффективных организационных структур, определенную взаимосвязь и взаимодействие элементов их составляющих.

Организационный порядок обеспечивает взаимодействие элементов в системе. Порядок социальной организации поддерживается за счет стихийно возникающих или сознательно выработанных норм. Эти нормы формируются самими людьми, но потом от них отделяются, становятся независимыми и выступают для вновь приходящих в организацию в качестве нормативной системы. Чем выше нормооформленность, тем выше уровень организованности социальной системы.

Источники норм в организации:

  1. продукция «прошлого» управленческого труда;
  2. спонтанное взаимодействие (обыкновение, традиция).

 

II.

Категория развития характеризует такой процесс, который отмечается глубокими преобразованиями системы, относительно необратимыми изменениями ее структуры и характера функционирования.

Социальные нормы, которые поддерживают организационный порядок, со временем в значительной мере устаревают, соответственно:

  1. либо упразднить данную норму;
  2. либо адаптировать.

Социальное управление – это диалектическое единство поддержания порядка, стабильности, а с другой стороны, перевод ее в новое состояние силами изменений. Целенаправленное изменение в социальных организациях называется новшеством или нововведением (инновация). Социальные инновации:

1. новые организационные структуры;

2. новые формы стимулирование.

Соотношение традиции и инновации. Они являются взаимосвязанными.

Факторы инновационного преодоления норм:

  1. неоднородность нормативной структуры;
  2. относительная нежесткость норм.

Причины отрицательной реакции субъектов на инновации:

  1. «это уже у нас есть»;
  2. «у нас это не получится»;
  3. «это не решает главных проблем»;
  4. «это требует доработки»;
  5. «это преждевременно».

Объективные причины антиинновационного поведения:

  1. психологические – ориентация на достижение успеха слабее, чем на избежание неудач;
  2. социальные – наличие людей или социальных групп, которые заинтересованы в сохранении существующего положения;
  3. экономические: дешевизна рабочей силы, несбалансированность инвестиций.

 

III.

С течением времени экономическая зависимость между управляющими и управляемыми возрастает, и она приводит к появлению новой формы управленческих отношений:

  1. руководство – подчинение (капиталистическая формация) – такая модель социального управления предполагает согласование социальных интересов управляющих и управляемых субъектов посредством установления того или иного баланса. Полное игнорирование интересов исключается. Удельный вес административного управления уменьшается. Возрастает рост материального и морального стимулирования с упором на поощрение. Модель управления социальной организации преобразуется в отношение лидер - последователь;

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Часть №1

  1. Социальные нормы как инструмент управления общественными отношениями.
  2. Сущность и назначение социальных санкций в системе управления общественными отношениями.
  3. Социальный контроль как способ управляющего воздействия на общество.

 

I.

Инструментами или средствами осуществления социального регулирования в обществе и его подсистемах являются социальные нормы.

Социальные нормы – это предписания, требования и ожидания соответствующего поведения, которые выступают как средство социальной регуляции поведения индивидов и их групп.

Функционирование социальных норм призвано согласовывать деятельность и поведение отдельных индивидов, их групп и объединений. Следовательно, социальные нормы представляют собой инструмент сохранения социальной системы, воспроизводство системности и общественных отношений.

Существует несколько классификаций социальных норм:

  1. первая основана на содержащихся требованиях:
    • обязывающие нормы;
    • запрещающие нормы;
    • разрешающие нормы.

Исходя из этих 3х видов, нормы могут выступать как:

· норма-правило – обязанность одного лица по отношению к другому лицу или группе лиц;

· норма-ожидание – это то, что ожидают от индивида его социальное окружение.

  1. по сфере функционирования норм:
    • экономические нормы – отражают существующее состояние производительных сил и производственных отношений, выражают согласованность экономических интересов через нормирование экономической деятельности по следующим показателям:

- целевые задания;

- условия, средства и методы их реализации;

· политические нормы – вырабатываются в процессе политической жизни и служат для регуляции или реализации тех или иных политических действий. Когда политические и правовые нормы совпадают – это есть проявление государственного поведения;

· правовые нормы – это правила общего поведения, которые установлены государством, и которые наделяют индивидов юридическими правами и обязанностями;

· моральные нормы – являются хранилищем и накопителем вырабатываемых в обществе норм и представлений о должном и желательном и формирует нравственную сферу общественного сознания и систему моральных образцов. Выступает как прямой регулятор большинства людей;

· социо-культурные нормы – стандарты культурной деятельности людей, которые регулируют их поведение.

 

II.

Социальные санкции – это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм и наказаний за отклонение от норм. Соблюдение норм – конформизм. Отрицание норм – дивиантное поведение.

Санкции могут быть позитивными – негативными и формальные – неформальные. Схемы:

  1. формальные – позитивные санкции – публичное одобрение;
  2. неформальные – позитивные санкции – публичное одобрение со стороны неформальных организаций (похвала, признание);
  3. формальные – негативные санкции – наказания, которые предусмотрены нормативно-правовой базой в широком смысле слова;
  4. неформальные – негативные санкции – наказания, непредусмотренные социальными институтами.

 

III.

Социальный контроль был введен французским социологом Тардом. Он трактовал социальные контроль как способ возвращения преступника нормальному способу поведения.

Росс и Парк – они интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, которое обеспечивает адекватное соотношение между социальными силами и требованиями и природой человека.

Сегодня социальный контроль – это способ саморегуляции социальной системы, который обеспечивает взаимодействие ее компонентов посредством нормативного регулирования.

Схема социального контроля включает два вида действий:

  1. индивидуальное действие – контролируемая деятельность индивидов;
  2. коллективное действие – контролирующая деятельность социальных институтов.

Динамическая модель социального контроля:

  1. индивид;
  2. социальная общность;
  3. индивидуальное действие;
  4. социально-групповое действие.

Иерархизированная система социального контроля:

  1. индивидуальное действие;
  2. реакция социального окружения;
  3. система идеалов, ценностей и норм, присущих данной социальной общности;
  4. категоризация индивидуального поступка;
  5. общественное сознание и групповое мнение;
  6. применяемые санкции.

Социальный контроль может быть внешним и внутренним. Деятельность органов формального контроля строится на 3х принципах:

  1. предупреждать (предотвращать) отклонение от нормы: Фельсен и Колен;
  2. сдерживать уклонение от нормы: Гиббс – «Теория сдерживания» - базируется на том, что важна не только строгость наказания, но так же его скорость и обязательность. Чем скорее будет наказание, тем меньше будет преступности;
  3. применять санкции за отклонение от нормы.

 

Часть №2

  1. Сущность, признаки и значение социальных технологий в системе социального управления.
  2. Социальные технологии и творчество в системе социального управления.

 

I.

После промышленного переворота производство достигло такого уровня развития, при котором происходит целенаправленное разграничение производственного процесса на отдельные этапы и последовательно сменяющие друг друга операции. Соответственно, непременным условием достижения искомых результатов становится фиксирование способов выполнение каждой фазы и операции. Производство приняло массовый характер. Требования стандартизации и взаимозаменяемости приняло ключевой характер. Характерной особенностью современного этапа стал тот факт, что технологии стали признаком, характеризующим социальные процессы и управление ими.

Причины необходимости технологизации социального управления:

  1. усложнение общественных процессов;
  2. любой вид социальной деятельности получает внутреннюю логику своего внутреннего развития;
  3. только технология позволяет управлять социальными процессами в контексте первых 2х факторов.

Социальные технологии не могут не отличаться от производственных:

  1. социальные технологии не столь однозначны как промышленные;
  2. новаторский характер социальных технологий.

Для технологизации любого процесса необходимо наличие 2х условий:

  1. сложность объекта технологизации;
  2. изыскание средств, которые бы позволили систематизировать действия субъектов, должны быть больше, чем результат, полученный вне технологий.

Виды управленческой деятельности, которые можно будет технологизирновать:

  1. планирование;
  2. организация;
  3. принятие решений;
  4. контроль.

Такого рода деятельность необходимо подразделять на ряд рабочих позиций, имея в виду то обстоятельство, что задача каждой из них заключается в обосновании оптимального варианта совершения соответствующей части общего сложного действия.

Признаки технологий:

  1. разделение, расчленение определенного процесса на внутренне связанные между собой фазы, операции, этапы и т.д. Чем точнее будет разделение процесса соответствовать его внутренней логике, тем эффективнее будет социальная технология;
  2. координированность, поэтапность действий;
  3. однозначность выполнения процедур и операций.

Технология – это фактор, необходимый для обеспечения конечного искомого результата, это также совокупность способов выполнения отдельных частных операций определенной единой деятельности.

Технология (наше определение) – это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение максимальной эффективности. В технологии выделяются 2 ключевых понятия:

  1. операции – логически неделимая часть управленческого процесса;
  2. процедуры – это набор действий, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс, фаза, этап и т.д.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ.

Социальная инженерия – совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированны, на целенаправленное изменение организационных структур. В основе социальной инженерии лежит комплексный подход к изменению социальной реальности. Социальная инженерия – это есть комплекс практически ориентированных знаний и навыков в области управления социальными структурами и процессами.

Направления социальной инженерии:

  1. строительство социальных институтов;
  2. региональное строительство;
  3. формирование местных сообществ;
  4. строительство организаций;
  5. создание команды.

 

II.

Технология и творчество – это антиномия, диалектическое единство. Технология стремиться узаконить, формализировать процесс, а творчество подразумевает новаторство. Диалектическая взаимосвязь технологии и творчества проявляется, с одной стороны принятием решения, с другой при выполнении принятого решения. В проблемных ситуациях, которые связаны с функционированием производства можно применять решения, которые были получены с помощью ЭВМ.

Существенно важной позицией для анализа отношений технологии и творчества является идея о риске. Чтобы стать фактором, способствующем эффективности управления, риск должен иметь в своей основе максимально глубокий анализ возможных альтернатив, т.е. не быть интуитивным решением.

Творчество – это способность, заложенная в генах, но чтобы она выявилась, ее нужно формировать, развивать и воспитывать. Современный руководитель должен способствовать тому, чтобы творчество стало своеобразной нормой для его подчиненных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...