Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное управление как разрешение противоречий между управляющими и управляемыми системами.




Часть 1.

  1. Особенности социологического подхода к управлению.
  2. Основные категории социологии управления.
  3. Социальное управление как разрешение общественных противоречий.

 

I.вопрос

При исследовании управленческой деятельности социология управления уделяет приоритетное внимание определению структуры и функции этой деятельности. Соответственно субъект управления – это группа или специальный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект и осуществляющий деятельность, направленную обеспечение нормального функционирования и успешного движения к заданной цели.

Объект управления – это социальная система, на которую направлены все виды управленческого воздействия. Классификация объектов управления:

  1. по масштабам и уровням управленческого воздействия – страна, регионы, отрасли, предприятие;
  2. по видам регулируемой деятельности – производственная, политическая, социо-культурная, социальная;
  3. по адресату управленческого воздействия – население городских, районных общностей, персонал предприятий;

Задачи управленческой деятельности:

  1. определение основной цели организации + стратегия;
  2. формирование корпоративной культуры (вся совокупность писанных и неписанных правил);
  3. организация системы мотивации персонала;
  4. формирование долговременных иерархических связей (формирование организационной структуры);
  5. разработка и осуществление технологии изменения;
  6. определение системы диагностики управления;
  7. реализация управленческого решения;
  8. разработка системы контроля.

 

 

 

Функции управления:

  1. организационная;
  2. технологическая;
  3. информационная.

 

II.вопрос

  • Социальная структура – совокупность социальных институтов, ролей и статусов.
  • Социальный институт – стандартизированная форма выполнения социальной функции во имя удовлетворения конкретной фундаментальной потребности.
  • Фундаментальная потребность – потребность, в которой совпадают потребности общества и конкретного индивида.
  • Социальный статус – это социальное положение в обществе.
  • Социальная группа – совокупность людей, которые занимают одну и ту же социальную позицию.

Они бывают:

  1. половозрастные;
  2. национальные;
  3. профессиональные;
  4. религиозные;
  5. политические.

· Социальный состав – это совокупность социальных групп в процентном соотношении.

· Социальная стратификация – это иерархическая организация социальных групп;

это различие социальных групп по объему власти и доходов, соответственно – это пирамида, выстроенная на основе неравенства доступа к социальным благам. Эти группы связываются между собой посредством разделения труда.

За правильным усвоением норм следит социальный контроль – его инструментами являются санкции.

 

III.вопрос

Социальное управление может рассматриваться как процесс разрешения общественных противоречий. Противоречие – это отношение противоположностей, т.е. таких свойств предмета, которые взаимно предполагают друг друга, обуславливают и, вместе с тем, отрицают друг друга. (Работник-работодатель, упр-ий - упр-ый)

Фазы развития противоречий:

  1. единство соответствие сторон - равновесие;
  2. раздвоение единого; проявление различий;
  3. разрешение или преодоление противоречий= 1 фаза, если же данная фаза отсутствует, тогда:
  4. резкое усиление противоречия = конфликт;
  5. кризисное состояние- деформация сфер общественной жизни.

Задачи социального управления в плане управления общественными противоречиями:

  1. выявление и оценка противоречий;
  2. разрешать, преодолевать противоречия;
  3. регулирование развития общественных противоречий
  4. предупреждение возникновения субъективных противоречий.

Вопрос

 

3 модели взаимодействия управляющих и управляемых:

1. субординация(интересы управляющих удовлетворяются за счет интересов управляемых)

2. реординация

3. координация

 

 

Часть 2.

1. Социальная направленность функций управления.

2. Связь социального управления с другими науками.

 

I.

Власть реализуется одним человеком по отношению к другим людям, причем оба эти элемента являются составной частью больших социальных групп. Вследствие этого власть затрагивает социальные отношения, являясь по своей сути одним из видов этих отношений.

Самоуправляемые социальные системы являются самоорганизующимися и саморегулируемыми.

Принципы социального управления:

  1. принцип органической обусловленности и целостности субъекта и объекта управления;
  2. принцип государственной законности системы управления организации;
  3. принцип обеспечения внутренней регламентации создания организации;
  4. принцип единства специализации и унификации процессов управления – органическое сочетание общей стратегии и ситуативного подхода;
  5. принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде;
  6. принцип единства руководства.

 

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА.

 

Парксонс (американский социолог) – теория социального действия. Эта теория призвана объяснить, как общество развивается и двигается вперед. Механизм управления системы состоит из 4х уровней:

  1. первичный – определяет непосредственное взаимодействие индивидов. Уровень контроля со стороны системы самый низкий;
  2. менеджериальный – к этому уровню относится бюрократия. Выделяются сферы деятельности: посредничество между потребителем и первичной организацией; приобретение необходимых для производства средств и кадры; наблюдение и контроль за первичными звеньями организации;
  3. институциональный – на нем определяется какой тип функций необходимо выполнять в данных условиях. «Попечительские советы» - представители этого уровня;
  4. социетальный уровень – это единственный центр, в котором могут быть собраны все процессы интеграции.

Он разработал 4х функциональную парадигму самоорганизации общества:

  1. адаптация (экономика);
  2. целедостижение (политическая система);
  3. интеграция (социальная подсистема);
  4. латентность (идеология).

 

A G I L
Адаптация Целедостижение Интеграция Латентная ф-я
Экономка Политика Социалка Идеология

Управление имеет социальную природу, являясь продуктом объединения труда, но не разделения. Управление существовало и до появления государства.

 

II.

Кравченко – менеджмент – это инструмент коммерческого управления организацией.

Романов – менеджмент – это социальная деятельность по организации производства с целью получения максимальной прибавочной стоимости.

Дракер считает, что неправомерно разделять администрирование и менеджмент.

Социальное управление – это универсальная категория, которая отражает управленческие отношения на любом этапе развития общества.

Менеджмент возникает на этапе становления товарно-рыночных, т.е. капиталистических отношений, но необоснованно его связывать только с коммерческой сферой.

Менеджмент – это особый конкретно-исторический вид социального управления, принципиальное отличие которого от ранее существующих заключается в том, что менеджмент опирается на достижение науки и предполагает такое взаимодействие интересов управляющих и управляемого субъектов, при котором происходит не подчинение одних интересов другим, а их согласование посредством достижения баланса или компромисса. (Наша кафедра).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...