Творческий путь А. П. Сумарокова. Журнал «Трудолюбивая пчела»
Александр Петрович Сумароков (1717-1777) Родился в аристократической, но обедневшей семье. В 1732 году поступил в Сухопутный шляхетный корпус, там у него сложились представления о дворянской чести, необходимости общественного служения Отечеству.
конец 30-х годов — его первые стихотворные упражнения (любовные стихотворения, под влиянием Ломоносова и Тредиаковского – потом он отрицал это влияние), к которым впоследствии он будет относиться скептически. 1740 год — Сумароков заканчивает шляхетский корпус, после чего становится адъютантом Минниха. Затем служил у вице-канцлера Головкина, потом опять же адъютантом, у графа Разумовского. В 1745 году из полковника становится генеральс-адъютантом. 1747 год — Сумароков пишет 2 эпистолы (о русском языке и стихотворстве(о том, что каждый жанр должен соответствовать своим канонам – в соответствии с системой жанров Буало). Эпистолы подвели черту под первым этапом творческого пути. 2й период творчества: В 1747 году Сумароковым написана его первая трагедия — «Хорев». Отсюда берёт начало драматургический виток его творчества, с этого же времени начинается самостоятельная деятельность Сумарокова в качестве одного из трёх (наряду с Ломоносовым и Тредиаковским) деятелей русского классицизма середины 18 века. Всего Сумароков написал 9 трагедий, 6 из них во 2й период: 1748 год- «Гамлет»(не имела успеха. Это переделка трагедии Шекспира, написанная в соответствии с принципами классицизма, он выкинул всё «лишнее» и поменял сюжет. Убийцей отца Гамлета здесь оказался Полоний),
С 1750 года пробовал свои силы в жанре комедии. Вот 3 из них: «Тресотиниус», «Пустая ссора», «Чудовищи». Эти три были написаны Сумароковым в жанре популярных итальянских одноактных комедий того времени («дель арте»), сначала представлялись как интермедии – в антрактах трагедий.
Одна из главных сфер его деятельности — русский профессиональный театр и его создание. В 1756 году выходит указ императрицы о создании театра. 1756-1761 годы проводит в ранге его директора, он сам учил актёров читать. По его собственным словам, Сумароков испытывал постоянное унижение и просился в отставку; в ходе работы директором рассорился со всеми влиятельными людьми при дворе. Денег не давали ни актёрам в жалованье, ни на костюмы, ни на жалованье самому Сумарокову. Одно из его прошений неожиданно было рассмотрено и удовлетворено в 1761 году. 1761 год - после пятилетней работы на посту первого профессионального русского театра Сумароков по собственному прошению отправлен в отставку, после чего становится своего рода «вольным художником».
С 1761 до 1777 года Самый плодотворный период творчества Александра Петровича — 60-е годы. С 1764 по 1768 написано 6 комедий, в том числе «Опекун» - «комедии характеров» — обличительные; предмет насмешки — пороки людей, в финале торжествует добродетель. 1772 год - самая значимая комедия «Рогоносец по воображению» (бытовая). Примкнул к дворянской оппозиции, поддерживающей Екатерину II, но, когда она взошла на престол, его ожидания не оправдались. После 10летнего перерыва в 1768-1773 годы написал ещё три остро-политические трагедии: «Димитрий Самозванец» (1771),»Вышеслав», «Мстислав». Известно, что первая жена Сумарокова ушла от него, узнав, что он изменяет ей с крепостной крестьянкой, на которой Сумароков потом женится. 70-е годы — особенно трагичные и тяжёлые - В 1769 году вторая жена Сумарокова умирает; постоянные прошения денег и долги не способствуют увядающему перу Сумарокова, он начал спиваться, заболел и умер в 1777 году.
«Трудолюбивая пчела»: - первый частный журнал в России (до него правительство держало монополию на печатные издания), издавался на деньги Сумарокова - первый номер журнала вышел в конце января 1759г., последний – в декабре 1759г. - издавался тиражом в 1200 номеров - состоял из сатирических очерков, эпиграмм, притч, фельетонов - этот журнал положил начало сатирическому направлению в журналистике XVIIIв. - логично, что частные журналы, в отличие от официальных, носили часто оппозиционный характер по отношению к правительству (в данном случае, против Елизаветы Петровны и в поддержку находящейся в опале Екатерины II) - видное место занимает сатирическая борьба с наиболее отвратительными проявлениями лихоимства, казнокрадства и взяточничества, процветавшими при правительстве Елизаветы (с принципами самодержавия и крепостничества начали бороться их последователи, но не они сами) - Сумароков получил разрешение печатать журнал в канцелярии Академии наук и согласился на их цензурные условия с одной оговоркой. Они могут просматривать журналы в поисках всякой ереси, но слог его изменять не могут (он им очень дорожил). - в журнале работали также Тредиаковский, Ржевский, Дмитриевский, Козицкий и др., однако большая часть материалов принадлежала Сумарокову - его стихи, заметки на разные темы, где он делился с читателями своими мыслями. - в первые полгода журнал был больше похож на сборную солянку (статьи по философии, филологии, истории, например: «О первоначалии и созидании Москвы», «О истреблении чужих слов из русского языка», «Об остроумном слове» и др.), но в дальнейшем в журнале усиливаются отличительные тенденции. - журнал открывается посвящением жене наследника престола Петра III Екатерине II (будущей императрице). Сумароков называл ее «Минервой» (так называли Афину в римской мифологии) и просил ее покровительства. Екатерина тогда находилась в опале, ее подозревали в политических интригах и связях с иностранными дипломатами.
- в своих статьях Сумароков полемизировал с Тредиаковским и Ломоносовым. В частности, он считал, что блестящий, торжественно-напряженный, пафосный стиль поэзии Ломоносова лишен естественности, строгой логичности. - статьи Сумарокова всегда начинались неожиданно, с какого-либо тезиса, потом получающего развитие и аргументацию. Например: «Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка» (статья «О истреблении чужих слов из русского языка»). - Сумароков был убежденным монархистом, но возражал против злоупотребления властью, считал крепостное право естественным и необходимым явлением. Однако он резко протестовал против рабства крестьян, отданных в бесконтрольное владение жестоким помещикам. Сумароков высмеивал недостатки дворянства и отдельных его представителей. Он считал, что только личные достоинства дворянина могут дать ему право занимать руководящие должности в государстве. Происхождение не должно играть никакой роли. - к числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков «пчелы» можно отнести «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обличается взяточничество. - в очерке «О домостроительстве» автор клеймит жестокость и бессердечие помещиков по отношению к крепостным. - В письме «О достоинстве» (опубл. в «пчеле» в мае 1759г.) Сумароков утверждает, что чины, богатство и знатность не составляют достоинств человека. «Справедливо ли говорится вместо «человек, имеющий великий чин», и вместо «человек знатного рода», - честный человек. Из сего следует, что все крестьяне бесчестные люди, а это неправда; земледелие не воровство, не грабительство, но почтенное упражнение». - В статье «Четыре ответа» (июнь 1759г.) Сумароков с сарказмом отвечает на вопрос, что бы он сделал, если бы был «малый человек и малый господин, великий человек и малый господин, великий человек и великий господин». В первом случае он изображает жалкого прихлебателя, фигуру ненавистного ему подъячего, будущего воеводу. Великий человек и малый господин будет преданно служить отечеству, но заслугу его не оценят, он сойдет с ума. «Малый человек и великий господин» станет жить великолепно, «а что бы я делал, этого я не скажу», добавляет Сумароков. «Великий человек и великий господин» - крупный государственный деятель, дворянин по личным достоинствам, а не только по происхождению. Он должен заботиться о благополучии отечества, о наказании за взятки, грабежи, покровительствовать наукам и т.д.
- В утопии «Сон. Счастливое общество» (декабрь 1759г.) Сумароков выдвинул свою положительную, но неясную и сбивчивую программу. Автор говорит о том, что он был «в мечтательной стране и рассмотрел подробно мечтательное оныя благосостояние». Во главе страны стоит великий человек и великий государь. У этого государя «достоинство не останется без воздания, беззаконие без наказания, а преступление без исправления. Сам имеет он народную любовь, страх и почтение». Далее Сумароков рисует положение духовного, военного сословия, говорит о судебном и чиновничьем аппарате. Утопические мечтания Сумарокова об идеальном дворянском государстве подчеркивали его критическое отношение к окружающей действительности. Этой утопией и кончается журнал: вслед за ней идут прощальные реплики Сумарокова и стихотворение «Расставание с музами». - на 12-ом номере журнал закрылся по причинам не только материального, но главным образом общественного порядка: слишком резкий характер носили нападки Сумарокова на правящий класс. Нехватка денег тоже сыграла свою роль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|