Петр I как герой русской истории в изображении М.В. Ломоносова
Ломоносов постоянно стремился обратить науку в практику. Основные темы его од, как говорит Татаринова: Россия, Отечество, Петр, мир, возлюбленная тишина, науки, просвещение, вера в талантливость молодых людей. Его оды не то, что есть, а то, что должно быть (но в то же время это не утопии). Оды выходили тиражом 200-200 000 экз. Порой одам свойственно повторение одних и тех же образов. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана высоким штилем и прославляет дочь Петра 1. отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», «доброму и прекрасному лику», стремлению расширять науки, поэт заводит речь о ее отце, которого называет «человеком каков не слыхан был от века». Петр 1 – это идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей – ведущая во всем творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэты. Ломоносов возвеличивал Петра I, раскрывал его заслуги в развитии промышленности России, торговли, в разработке недр земли, в создании регулярной армии и флота, распространении просвещения, преодолении отсталости страны. Ломоносов постоянно величает Петра Великого Героем и в других стихах - достаточно вспомнить пять надписей "К статуе Петра Великого" (с 1743 по 1747 г.), открывающихся стихом: Се образ изваян премудрого Героя. Определения "премудрый Герой" и "премудрый Петр" перешли и в героическую поэму "Петр Великий". Надписи "К статуе Петра Великого" - это пример характерного для Ломоносова и его культурной миссии прикладного жанра. Произведения такого рода (Ломоносов написал их немало) помещались на транспарантах во время придворных празднеств и были наглядной, лозунговой поэзией "на случай" (спуск кораблей, изобретение роговой музыки или, как в случае со статуей Петра Великого, установка монумента). Ломоносов подошел к работе инициативно, заготовив свои надписи заранее, когда еще не был сделан окончательный выбор в пользу той или иной статуи; его надписи годились и для пешей, и для конной статуи. Жанр надписи предполагал открытую публицистичность в панегирическом духе, Ломоносов в них вдохновенно занимается пропагандой своего героя, Петра Великого. Утверждение культа Петра было важнейшим пунктом просвещенческой концепции Ломоносова-идеолога. Два стиха первой надписи являются вольным переводом из "Энеиды" ("Когда он строил град…"). Герой Эней - воспетый Вергилием легендарный предтеча великого Рима - был весьма подходящим аналогом Петру из мифологической истории. Так М. В. Ломоносов вводил русского героя в контекст мировой героики, но уже в героической поэме "Петр Великий" он упомянет Вергилия и Гомера в дискуссионном духе, противопоставляя их баснословной героике подлинную и реальную героику Петра.
В то же время проведение образа Петра было главной миссией Ломоносова-героизатора - в этом М. В. Ломоносов продолжил и развил миссию Феофана Прокоповича. Петру посвящена и первая "русская Илиада" (за ней последуют подобные попытки М. М. Хераскова) - героическая поэма "Петр Великий". В этом произведении представления Ломоносова об идеальном герое отразились наиболее полно. Ломоносов гордится тем, что Петр - его соотечественник и старший современник по веку, и определяет как концепцию тот факт, что его героем является не вымышленный, а реально правивший Российской империей царь, не мифологическое, а историческое лицо. В послании И. И. Шувалову, предваряющем поэму (Начало моего великого труда \\ Прими, предстатель муз, как принимал всегда…"), Ломоносов заявляет:
Хотя вослед иду Виргилию, Гомеру, Не нахожу и в них довольного примеру. Не вымышленных петь намерен я богов, Но истинны дела, великий труд Петров. Ещё раз вспомним прямое обращение к "Энеиде", вошедшее в первую надпись "К статуе…" и отметим эволюцию героического образа Петра у Ломоносова. Державин в своем "Памятнике" как заслугу упомянет свой приоритет в воспевании Екатерины, Ломоносов утверждает собственный приоритет в воспевании Петра и пишет Шувалову: Что тем я заслужу парнасские венцы: Что первый пел дела такого Человека, Каков во всех странах не слыхан был от века. Это логическое построение станет традиционной фигурой торжественной поэзии - поэты не раз будут признаваться в том, как они счастливы и горды тем, что "первыми" воспели того или иного героя (героиню). Первая песнь героической поэмы была окончена в 1760-м году, вторая - в 1761. Поэма так и осталась не оконченной, замысел поэта не получил полного воплощения, а ведь это произведение было своего рода итогом многолетних исканий поэта и идеолога. Ломоносов подходит к замыслу поэмы с капитальной обстоятельностью. Он начинает с традиционной, не раз варьировавшейся им самим в отношении того же Петра, запевки, напоминающей слог ломоносовских петровских надписей: Пою премудрого российского Героя… Прославить Героя, прославить Петра - во имя народной памяти, во имя торжества патриотического чувства, ибо Петр "С каким усердием Отечество любя, \\ Ужасным подвергал опасностям себя". Градация героев, разделяющая их на мифологических и исторических (о которой писал в "Сочинениях Державина" В. Г. Белинский - см. ниже) осознавалась Ломоносовым, и поэт совершенно осознанно отдает приоритет герою историческому, память о котором может быть полезной как рычаг просвещения и усиления России. Ломоносов создает поэтический миф об историческом Петре - и он останется в русской поэзии очень и очень жизнеспособным, как проявятся в строках других поэтом ломоносовские строки. Петр предстает у Ломоносова царем-тружеником, царем-работником:
Познают, что монарх и что отец прямой, Строитель, плаватель, в полях, в морях Герой. В подобном духе позже писали о Петре позднейшие поэты. Культ Петра необходим Ломоносову для утверждения славы России, для утверждения права России на великих, бессмертных героев. По Ломоносову, самые сильные сцены "Илиады", "Одиссеи" и "Энеиды" затмились бы изображениями победа Петра. Эта гиперболическая идейная установка сопровождает образ Петра на протяжении всей поэмы. Характерно, что Ломоносов включает в свой эпос и были о современных ему героях - героях Семилетней войны. С отступления, адресованного им, начинается вторая песнь поэмы. Здесь Ломоносов демонстрирует свое мастерство одописца елизаветинского времени и еще раз демонстрирует свой метод исторической поэзии (ярко отразившийся в торжественных одах), включающей в себя сюжеты разных эпох, объединенные общей идеей. В поэме это идея преемственности русского героизма: О войско славное, потомки тех героев, Что, следуя Петру по жатве многих боев, Торжественные ввек приобрели венцы, Отечество в земны прославили концы, Я вашим мужеством в труде сем ободряюсь И сердцем и умом меж вами обращаюсь: Воюйте счастливо, сравните честь свою Со предков похвалой, которую пою. Смысл этого обращения прозрачен. Величие петровского героизма, по Ломоносову, и состоит в том, что он заложил традиции, продолженные героями елизаветинского времени, поразившие Европу на полях сражений. Ломоносова интересует герой, создавший новую Россию, с величественной имперской идеей и преемственностью героизма. Героизму новой России, олицетворенному Петром, и посвящен эпос Ломоносова. Просветитель и естествоиспытатель, Ломоносов не мог придать своему герою черты победителя природы, подчинившего себе ее силы в апофеозе науки. Ломоносов любуется тем, как Петр, не боявшийся смелых замыслов, подчинил себе природу, ждущую человеческих трудов, готовую обогатить труженика, неутомимого работника:
И в сердце положил великий труд. Канал, Дабы российскою могущею рукою Потоки Волхова соединить с Невою. Здесь М. В. Ломоносов закладывает влиятельную традицию. Подобные черты были присущи и советской героике, воспевавшей строителей Беломорканала и Днепрогэса, канала имени Москвы и т. п. Ломоносов, гениальный сын века энциклопедистов, умел видеть героизм в победе над природой, в утверждении человеческого гения и могущества, в пафосе всепобеждающего труда. Здесь у Ломоносова возникает род героизма, редкий у поэтом XVIII века (даже у Державина), но утвержденный русской поэзией века ХХ (В. Брюсовым, В. Маяковским, Н. Заболоцким и др.) - героизм труда. Петр у Ломоносова пророчески оценивает и богатство русского севера, озвучивая мысли самого Ломоносова-северянина: Сказал: "Ты можешь мне произвести, Россия, Целебны влажности и жилы золотые. Но ныне для твоей бессмертной похвалы Спешу против врагов чрез горы и валы; Железо мне пролей, разжженной токи меди… Здесь Петр пророчествует, как вергилиевский Эней (все-таки Эней остается ключевой мифологической фигурой для понимания образа Петра у Ломоносова), проникая в славное будущее создаваемой им империи (Ломоносов ставит именно такую идеологическую задачу). Пророчество Петра содержит и характерный для Ломоносова апофеоз науки и географических исследований, героизация которых входит в программу поэта: Колумбы русские, презрев угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша досягнет в Америку держава… Эти строки перекликаются с прославлением героизма Витуса Беринга, которое встречается в елизаветинской оде Ломоносова 1742 года: К тебе от встречных стран спешат Уже Американски волны В Камчатской порт, веселья полны… Герои науки, герои-первопроходцы (именно в 1742 году было получено известие о достижении берегов Америки экспедицией В. Беринга) становились, наряду с героями-монархами и воинами, национальными героями России, утверждёнными и воспетыми в поэзии - и в этом заслуга Ломоносова, его мощного поэтического и культуртрегерского энтузиазма. В поэме присутствует и новый для Ломоносова (и русской поэзии) исторический герой - московский царь Иван Третий, Иван Великий, о котором поэт помнит, что: Сей бодрый государь в Россию первый ввел На бранях новый страх земных громовых стрел. Неслыханны пред тем и сильные удары Почувствовав от нас против себя татары,
Вовек отчаялись над россами побед: Скончался с гордостью ордынскою Ахмет. "Бодрый государь" - то есть, под стать Петру, работоспособный, активный, неутомимый (таким и был Иван Великий, строитель московского Кремля). "Бодрый государь" - это близкое к постижению идеала и потому исключительно важное как для Ломоносова, так и для эпохи, определение (вспомним тезис В. Кожинова о единстве стиля эпохи и стиля поэта-классика). И Петр, создатель новых традиций, является в свою очередь продолжателем традиций русского героизма защитников нашей государственности, освободителей от ордынского ига, из которых поэт вспоминает Ивана III.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|