Творческий путь Д.И. Фонвизина.
Предыстория. После недолгой службы в Петербурге под началом кабинет-министра И.П. Елагина, выделявшегося из сановников Екатерины своим интересом к литературе (он сам был стихотворцем и переводчиком), Фонвизин вновь поступил в Коллегию иностранных дел, где сблизился с Н.И. Паниным, известным государственным деятелем екатерининской эпохи. Будучи идеологом дворянского либерализма, Фонвизин стремился к ограничению самодержавной деспотии «фундаментальными» законами и к некоторому смягчению крепостнических порядков. И хотя эта оппозиция носила дворянско-аристократическпй характер, тем не менее, она способствовала развитию прогрессивных взглядов в обществе, требуя от самодержавия законодательных актов, а от дворянства - честного служения на пользу государству. Став секретарем Н.И. Панина, Фонвизин полностью разделял его оппозицию «самовластию» и своим творчеством драматурга и публициста боролся против деспотии и неограниченного произвола самодержавно-дворянской верхушки, против крепостного рабства. В трактате «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей», написанном по «мыслям» Панина, в резкой полемике Фонвизина с Екатериной на страницах «Собеседника любителей российского слова» и в других публицистических сочинениях писателя отчетливо проявились его политические взгляды. В 1777—1778 гг. Фонвизин выехал за границу и довольно долго жил во Франции (в Париже он пробыл свыше 5 месяцев). Из Франции он писал письма к своей сестре Ф.И. Аргамаковой, П.И. Панину (брату Н.И. Панина), Я.И. Булгакову. Эти частные письма, несмотря на эпистолярный жанр, носили ярко выраженный социальный характер и явились замечательным памятником русской публицистики XVIII в.
Франция для культурных людей России обладала особенно притягательным интересом. Однако непосредственное знакомство со страной, где Фонвизин наблюдал подобное России нравственное разложение дворянского общества, фаворитизм при дворе, экономическое неравенство, нищету народа, вызвало не только разочарование, но и резкую критику со стороны писателя. Он нарисовал исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции и дал оценку всему увиденному. Его поражает, с одной стороны, нищета народа, а с другой – безумная роскошь королевского дома: Стремление писателя в процессе познавания французской жизни глубже понять явления, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического строя придавало фонвизинским письмам остроту публицистического пафоса. В складывающемся на Западе буржуазном обществе Фонвизин увидел, что «право сильного остается правом превыше всех законов» и что деньги суть первое божество здешней земли». Вместе с тем автор оценивает по достоинству положительные стороны западноевропейской жизни. Многое здесь оказывалось не в пользу России. Особенно это относилось к французской торговле и промышленности. Письма Фонвизина написаны метким, образным, живым языком. Они носят глубоко скептический и иронический характер, ирония часто переходит в сатиру, когда речь идёт о социальной сущности явлений. Нельзя не обратить внимания на отрицательную оценку им французских просветителей. В письмах сказалась классовая ограниченность мировоззрения автора, который не видел исторической роли буржуазии и отрицательно оценивал ее идеологов. Резки отзывы Фонвизина о Вольтере, д’Аламбере и др. Ему сильно претили «ласкательства» философов к Екатерине, их чрезмерные похвалы ей. И только для «славного Руссо» он делает исключение, видя в нем «самого независимого и принципиального».
Тем не менее идеи просветителей, особенно учение Монтескье, были во многом близки Фонвизину, что найдет отражение в «Рассуждении о непременных государственных законах», где будет идти речь о «фундаментальных законах», которые необходимы для устройства идеального государства. «Письма из Франции» отличаются критическим восприятием современной писателю Франции и глубоким социальным осмыслением действительности, хотя их автор был далёк от каких-либо революционных идей. Политические выступления Фонвизина, стремившегося к ограничению самодержавия и крепостного права путем введения законов, которые должны неукоснительно соблюдаться, были тесно связаны с политической деятельностью главы дворянской либеральной оппозиции Н.И. Панина. Так, именно под его непосредственным влиянием, по «мыслям» Панина, незадолго до своей кончины Фонвизин написал публицистический трактат « Рассуждение о непременных государственных законах». Идеи Панина он сумел облечь в яркую литературную форму, благодаря которой «Рассуждение», весьма умеренное по своему содержанию, приобретает черты резко обличительного памфлета. В России Фонвизин увидел ужесточение реакции после подавления восстания Пугачёва, фаворитизм, расхищение государственной казны, то «зыблемое состояние», которое может привести государство к полному разорению. Однако Фонвизин при всей социально-политической остроте своей критики самодержавного произвола и крепостничества рассчитывал не на революционный, в отличие от Радищева, а на мирный путь социального обновления страны. «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 — начало 1783 г.) явилось одним из лучших произведений русской публицистики XVIII столетия. Предназначалось оно для воспитанника Никиты Ивановича Панина — будущего императора Павла I. Но если рассуждения об обязанностях монарха перед подданными были поданы в духе общих просветительских идей времени, то куда более определенно прозвучала мысль о праве подданных на насилие отвечать насилием, хотя Фонвизин и имел в виду только дворцовый переворот, способный сместить монарха-тирана, а не народную революцию.
Фонвизин считает, что русскому народу еще рано давать «преимущества, коими наслаждаются благоучрежденные европейские народы», и в отношении крепостного права считал необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Фонвизина пугала возможность новой пугачевщины, поэтому необходимо, он полагал, пойти на уступки, на социальные, преобразования, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование — введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха: закон должен быть обязательным для всех. Нарушение его народом влечёт за собой рабство народа, нарушение законов царём-тираном грозит ему гибелью. Наиболее сильной оказывается нарисованная сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления, все сферы тогдашней жизни. В этом страстном обличительном пафосе Фонвизин проявил немалую для того времени смелость. Несомненно, что некоторые высказанные здесь мысли и наблюдения предвосхищают гневное обличение крепостного права в знаменитой книге младшего современника Фонвизина А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Взрывная сила этого памфлета могла вести к самым решительным выводам. Недаром «Рассуждение» оставило значительный след в развитии русского освободительного движения, став известным и декабристам. В рукописном виде оно распространялось среди членов тайного общества, оказывая влияние на воззрения дворянских революционеров. Борьба Фонвизина с Екатериной II и царствующим в стране злом и несправедливостью особенно активизировалась в 1782—1783 гг. Она развернулась на страницах журнала, издававшегося Академией наук, «Собеседник любителей российского слова». Это был наиболее значительный журнал после прекращения в 1764 г. «Ежемесячных сочинений». Характерно, что в нём впервые печатались только оригинальные литературные произведения, не переводы.
Стремясь по-прежнему возглавлять общественное мнение, Екатерина в период нового оживления общественной мысли в России, ее наибольшей оппозиционности и радикализма, решила предпринять издание журнала, фактической руководительницей которого была она сама. Официально издателем и редактором журнала была занимавшая в это время пост директора Академии наук княгиня Е.Р. Дашкова. Помимо Фонвизина в «Собеседнике» сотрудничал Г.Р. Державин, а также писатели В.В. Капнист, Я.Б. Княжнин, П.А. Плавильщиков, М.М. Херасков, И.Д. Богданович и др. Н.А. Первый номер журнала открывался державинской «Одой к Фелице». Здесь же, в «Собеседнике любителей российского слова», Екатерина II печатала свои фельетоны «Были и небылицы». «В них все легко, шутливо, неглубоко...». Это была попытка возродить «улыбательную» сатиру «Всякой всячины». Однако если раньше Екатерина встретила резкий отпор со стороны Новикова, то теперь в смелую полемику с ней вступил Фонвизин, напечатавший в третьей книжке «Вопросы к автору «Былей и небылиц». Полемика носила ярко выраженный политический характер, недаром Екатерина была возмущена «дерзостью» Фонвизина. В «Вопросах» сатирик касался различных проблем внутреннего положения России: фаворитизма при дворе, отсутствия гласности в суде, падения нравственного уровня дворянства и т.д. В той же книжке, где были напечатаны «Вопросы», Екатерина поместила и свои ответы (здесь можно привести примеры вопросов Фонвизина и ответов: нужно отметить и то, что Екатерина нигде не дает прямого ответа на вопрос, и все ее ответы уклончивы). В «Собеседнике любителей российского слова» (1783) Фонвизин помещает еще несколько статей сатирико-публицистического характера: «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Опыт российского сословника», в котором, разъясняя слова-синонимы, Фонвизин так подбирает примеры их употребления, что читатель ясно понимает скрытый в них иронический и сатирико-обличительный подтекст. В «Сословнике» даны объяснения 105 словам-синонимам (пример: «Люди и скоты […] имеют между собою ту разницу, что скот никогда человеком сделаться не может, но человек иногда добровольно становится скотом»). Не была разрешена к напечатанию в журнале «Собеседник» и еще одна публицистическая статья Фонвизина - «Всеобщая придворная грамматика» (1783), где сатирическому осмеянию подвергались приближенные императрицы. Статья распространялась среди читающей публики в списках и была одним из наиболее ярких образцов фонвизинской публицистической сатиры. Она построена в виде вопросов и ответов, в которых посредством уподобления, путём объяснения грамматических терминов и правил давалась сатирическая картина придворных нравов. «Придворная грамматика» определялась как наука «хитро льстить языком и пером».
Используя столь необычную форму сатиры, Фонвизин смело обличает придворную знать, окружающую императрицу, и порядки при дворе. Эта сатира, направленная против екатерининского двора, перекликается со словами Стародума из комедии «Недоросль» о том, что двор болен «неисцельно». Екатерина II никак не могла простить Фонвизину его независимости и «дерзости» в полемике с ней на страницах «Собеседника». Весной 1788 г. был запрещен журнал Фонвизина «Друг честных людей, или Стародум», рукопись которого писатель представил в Управу благочиния. Журнал, в подзаголовке которого стояло: «Периодическое сочинение, посвященное истине», должен был выходить 3 раза в год, каждый комплект журнала — состоять из 12 листов. Фонвизин возлагал большую надежду на журнал, выход которого означал активное возвращение писателя к сатирико-обличительной и литературной деятельности. Но именно этого императрица и не хотела допускать. Материалы дошедших до нас листов журнала принадлежали перу Фонвизина и распространялись в рукописном виде. Помимо «Всеобщей придворной грамматики», включенной в состав журнала, среди сатирических очерков выделялись: «Письмо к Стародуму от дедиловского помещика Дурыкина», «Разговор у княгини Халдиной». В этих произведениях сатирически изображались отношения дворянских детей к нанятым домашним учителям, с которыми обращались ненамного лучше, чем с крепостными рабами, нравы, которые господствовали в то время, и так называемое воспитание дворянских деток, выражавшееся в закармливании их на убой всякой домашней снедью. В журнале большое место отводилось и любимому герою Фонвизина — Стародуму, переписку которого с разными корреспондентами собирался публиковать писатель, продолжая, о чем мы скажем ниже, развивать идеи и образы своего лучшего создания – комедии «Недоросль». Большой сатирической остротой отличаются «Письмо, найденное по блаженной кончине надворного советника Взяткина» и «Наставление дяди своему племяннику». В этих произведениях показано, как, пренебрегая честью и долгом, используя, говоря современным языком, служебное положение, наживаются чиновники в самодержавно-бюрократическом государстве. В своей сатирико-публицистической деятельности Фонвизин на новом этапе продолжал и развивал проблематику и формы сатиры Новикова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|