Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль любовной интриги в комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.М. Фонвизина




 

Но Фонвизин писал не сатиру, а комедию. Для того чтобы объединить своих героев сценическим действием, он обращается к испытанному средству — к любовной интриге, которую доводит в «Бригадире» до слишком условных и неправдоподобных границ, втягивая в нее почти всех действующих лиц. Советник волочится за Бригадиршей, Бригадир — за Советницей. Иван также ухаживает за Советницей и тем самым становится соперником своего отца. Четвертую «любовную» пару составляют Софья и Добролюбов. Это дает автору возможность еще раз сопоставить отрицательных и положительных героев, по характеру их влюбленности. Любовь «злонравных» персонажей, заявляет Добролюбов, «смешна, позорна и делает им бесчестие. Наша же любовь основана на честном намерении и достойна того, чтоб всякий пожелал нашего счастия». Любовные объяснения каждого из героев выдержаны в полном соответствии с их характером и манерой речи, что является благодарным материалом для ряда комических сценок. Так, например, Советник и здесь остается ханжой и лицемером, прикрывающим свои грешные помыслы морально-религиозными рассуждениями. «Каждый человек, — уговаривает он Бригадиршу, — имеет дух и тело. Дух, хотя бодр, да плоть немощна. К тому же несть греха, иже не может быти очищен покаянием... Согрешим и покаемся». Бригадир в любовном объяснении с Советницей сравнивает ее с «фортецией», «которая, как ни крепка, однако все «брешу» в нее сделать можно». Глаза Советницы, по его словам, «страшнее всех пуль, ядер и картечей».

В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма положена любовная интрига, но Фонвизин подчиняет её задачам социальной сатиры. Однако любовная интрига не раскрывает чрезвычайно важную для автора крепостническую тему. В связи с этим драматург дополняет любовную интригу социальной коллизией, выраженной в пьесе конфликтом между Правдиным и Простаковой. Интрига и коллизия связаны между собой общим для них образом Простаковой. В последнем действии обе линии сходятся и Простакова терпит двойное фиаско.Любовь Софьи и Милона способствует прояснению характеров корыстолюбивых, злонравных помещиков. Характерно, что комедия не кончается благополучным решением судьбы Софьи и Милона и прощением «презлой фурии» Простаковой. Развязка комедии – оглашение Правдиным указа об опеке, вызвавшего новый прилив бешенства Простаковой. Почувствовав освобождение от нависшей над ней грозы, Простакова кричит, обращаясь к слугам: «Всех прибить велю до смерти!».

 

36. Сатирические журналы 1769-1774 гг. (общая характеристика)

Рост оппозиционных настроений в канун и во время Пугачевского восстания, усилившееся воздействие литературы на формирование общественного сознания вынудили Екатерину прибегнуть к новой возможности оказать влияние на общественное мнение. С начала 1769 г. она начинает издавать сатирический журнал под названием «Всякая всячина». Это издание обильно черпала материал из английского сатирического журнала «Зритель». Формально издателем журнала считался секретарь Екатерины Козицкий, но фактически руководство журналом осуществляла сама императрица.

Екатерина поощряла других литераторов к изданию подобных «сатирических» журналов, причем желающие издавать подобные журналы могли не открывать своих имен.

Так как «Всякая всячина» была объявлена журналом сатирическим, Екатерина поспешила объяснить, что она имеет в виду под сатирой. «Всякая всячина» не признавала критики социальных недостатков действительности, она порицала и то в «улыбательном духе», явления, нежелательные для правительства, или такие пороки, как скупость, мотовство и щегольство дворянства, суеверия, неумение держать себя в обществе. Она предлагала «не целить на особ, а единственно на пороки», предписывала «никому не думать, что он один весь свет может исправить».

«Всякая всячина» пыталась затушевать реальные пороки русской действительности. В журнале объявлялось, что взяточничество в России осуждено и те, кто продолжает жаловаться на судей, повинны сами, так как они сами искушают судей взятками.

Большинство материалов в журнале принадлежало Екатерине, но в его создании принимали участие и Козицкий, Аблесимов, Сумароков.

«Бабушка» русских журналов, как называла себя «Всякая всячина», вскоре разочаровалась в своих «внучатах», которые не хотели идти по тропе, проложенной ею. Наиболее сатирически острыми из них были «Трутень», «Адская почта» и «Смесь».

Вышедшие в 1769 году журналы просуществовали недолго. Например, журнал «Поденщина» В.В. Тузова – всего 5 недель (выпускался ежедневно, объемом в 4 странички).

Журнал «Адская почта» был ежемесячным изданием одного автора, писателя-разночинца Ф.А. Эмина, который построил журнал в форме переписки двух бесов – Кривого и Хромоногого. В конце каждой книжки журнала (их было выпущено шесть с июля по декабрь 1769 г.) помещались «Ведомости из ада». И «Адская почта», и еще в большей степени журнал «Смесь», публиковали материалы, в которых содержалась сатира на лица. В переписке бесов современники угадывали намеки на конкретные события и лиц своей эпохи. Выбор фантастической формы издания делал его более доступным для демократической аудитории. И в «Адской почте», и в «Смеси» издатели поднимали те вопросы, которые Екатерина стремилась погасить.

В 11-м листе «Смеси» содержался резкий выпад против «Всякой всячины». В письме к издателю спрашивалось, на каком основании включает она всех писателей журналов в свое племя: «…последние ее внучата поразумнее бабушки».

В «Смеси» печатались и остросоциальные статьи. Такой явилась статья, названная «Речь о существе простого народа». Автор рассуждает по поводу распространенного среди дворян мнения, будто нет разума в простом народе»: «Я никогда не читал похвальной оды крестьянину, так же как и кляче, на которой он пашет».

«Адская почта» и «Смесь» сразу стали на сторону издателя самого сатирического журнала «Трутень», который был полемичен по отношению к «Всякой всячине».

Журнал Новикова «Трутень» появился в 1769 году. Его идейную направленность раскрывал эпиграф «Они работают, а вы их труд ядите» из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы». Трутни – помещики-тунеядцы, которые бессовестно грабят работающих на них крепостных крестьян. Сразу же между «Трутнем» и «Всякой всячиной» разгорелась ожесточенная полемика. Настроенность «Всякой всячины» на «улыбательную» критику вызвала резкую критику Новикова, который был убежден, что только та сатира, которая писана на лицо, может быть действенной. В предисловии к I листу «Трутня» издатель говорит о своем намерении исправлять нравы, видя возможность этого в издании трудов, особенно сатирических. Девизом Новикова как издателя и активного масона - нужно добиваться истинного правосудия, действовать, а не просить помощи.

Полемика «Трутня и «Всякой всячины» носила политический характер. За подписью Правдолюбова Новиков высмеивает «человеколюбие», проповедуемое журналом Екатерины и выступающее в роли кафтанов для пороков. По мнению Новикова, тот, кто исправляет пороки, человеколюбив более, чем тот, кто потакает им. В ответ «ВВ» напечатал предположение о том, что Правдолюбову «хотелось за все да про все кнутом сечь». Новиков не замедлил ответить в довольно резком тоне, несмотря на то, что знал автора полемичных статей. В заметках издателя он раскрывал сущность политической игры Екатерины, объясняя реакционность позиции официозного журнала, распространяющего несостоятельную легенду о «просвещенном» характере самодержавного правления императрицы. Екатерина при этом изображена пожилой дамой нерусского происхождения, плохо знающей по-русски, похвалами избалованной, болтающей о человеколюбии, но действующей так, что видны кнуты да виселицы.

Однако тематика «Трутня» не ограничивается борьбой с императрицей. Журнал резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворян, щегольство и ложно понимаемое воспитание и образование (сообщение о молодом российском поросенке, который ездил по чужим землям и возвратился уже совершенною свиньей).

Но основная тема «Трутня» - тема взаимоотношений помещика и крепостного крестьянина. Новиков создает ряд сатирически острых портретов жестоких, невежественных крепостников: Змеяна (помещик должен быть тираном), Злорада, Недоума (кичиться породой), Безрассуда (крестьянин – не человек) и др. Новиков снимает личину с «благородного» сословия, веря в силу слова. Он предлагает «рецепт» решения проблемы: рассматривать кости господские и крестьянские, пока не найдет отличие. Однако важно отметить, что Новиков не выступал против самого института крепостничества.

Начиная с 1770 года, Новикову пришлось быть очень осторожным, возобновление журнала потребовало отказа от острой и обличительной критики. Новый эпиграф «Трутня» говорил: «Опасно наставление строго, Где зверства и безумства много». Исчез со страниц Правдолюбов. От этого журнал проигрывал в глазах читателя, терял тиражи: с 1240 до 750). На XVII выпуске «Трутень прекратил свое существование (журнал «Барышек от всякой всячины», который остался после того, как к «ВВ» утих интерес Екатерины, выпустил 18 номеров). Обстоятельства, на которые Новиков намекал в последнем номере, крылись в правительственной цензуре.

Очень скоро, в июне 1770 года Новиков попытался издать новый журнал «Пустомеля», но и он был закрыт на втором номере.

Третий сатирический журнал Новикова – «Живописец» - увидел свет в 1772 году. Приурочив выход первого номера к премьере пьесы Екатерины «О, время», Новиков ставит журнал под защиту «неизвестного сочинителя комедии и тут же развертывает программу социальной сатиры. Программа журнала – «порочный человек во всяком звании равного достоин презрения». Продолжая линию «Трутня», Новиков помещает ряд сатирических портретов, изображая хулителей наук, «благородных невежд», зараженных «чужебесием». На данном этапе работы Новикова содержат более тонкую психологическую и социальную характеристику, персонажи обладают речевыми характеристиками, что способствует более точной типизации. Таким образом, в жанр портрета Новиков внес социальное содержание.

В «Живописце» печатается «Опыт модного словаря молодого щеголя», раскрывающий психологию, обычаи, нравственную распущенность «благородных невежд».

Большое распространение получает жанр письма в редакцию, переписки между частными лицами. Это одна из самых распространенных форм сатиры у Новикова. В них с новой силой развертывается крестьянская тема: критика дворянства, произвола помещиков, тяжелое положение крестьян являются основным идейным стержнем таких произведений как «Письма к Фалатею» и «Отрывок путешествия в И** Т**» (возможно авторства Радищева или Новикова).

В «Отрывке» повествование ведется от лица путешественника, который на протяжении многих лет останавливался почти в каждом селе, но нигде не нашел похвали достойного (деревня Разоренная). В «Отрывке» описаны детали крестьянского быта, дано реальное изображение русской деревни, разговоры крестьян с путешественником. Причиной всех бед Новиков по-прежнему видит помещиков. Эта точка зрения противоречила той картине России, которую пыталась создать Екатерина. Однако Новиков был осторожен: на протяжении издания «Ж» ему не раз приходилось из тактических соображений расточать похвалы Екатерине. К тому же, автор по цензурным причинам обещал продолжение с изображением деревни Благополучной (его, естественно, не последовало) В целом же, «Отрывок» стал одним из самых сильных обличений крепостничества в русской литературе.

Напечатанные в XV листе «Ж» «Письма Фалалею» состоят из пяти очерков и дают картину жизни провинциального помещика, его нравов и быта. Новиков вновь стремится к документальности изображения, хотя бы и условной. Вновь показана нищенская, вызывающая сострадание жизнь крестьян. Кроме того, раскрывается психология крепостника. Затрагиваются и тема влияния окружающей среды на формирование личности, и тема воспитания.

Несмотря на тактические ухищрения Новикова, реверансы в сторону Екатерины, «Живописец» возбудил не менее яростные нападки, чем «Трутень». И в июле 1773 года издание было прекращено. Второе издание журнала вышло в том же 1773 году. Третье – в 1775 году, в году пугачевского восстания. Но и тогда Новиков не прекращал издание обличительных сатирических материалов, что требовало большой гражданской смелости.

С июля по сентябрь 1774 года Новиков также издает журнал «Кошелек», но он уступает предшественникам по широте и социальной остроте изображения отрицательных сторон русской жизни. Основной причиной этого было время (пугачевский бунт). Главной темой этого журнала становится борьба с дворянским чужебесием. Назвав свой журнал «Кошельком», он намекал на «превращение русского кошелька во французский» и бессмысленную трату денег на модные иноземные затеи.

В журналах Новикова большинство материалов принадлежало самому издателю, но кроме него в них публиковались Фонвизин, Радищев, Попов, Аблесимов, Эмин, Сумароков и др. То есть Новиков сумел привлечь наиболее талантливых литераторов своего времени, сохраняя за собой ведущее место редактора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...