Основные виды и жанры народного художественного творчества
рехскатная крыша была широко распространена в южнорусских губерниях. (См. схему 2)
Схема I. Способы вязки бревен. Облик древнерусских городов и поселений создавали срубные дома с двускатными крышами и маленькими узкими прорезями в стенах - волоковыми окнами. В деревенских домах такие окна были вплоть до XIX века. Изнутри они задвигались задвижками. Слюдяные или «стекольчатые» окна Народная художественная культура были известны уже в Древней Руси, но были принадлежностью только богатых хором. Их называли «косящатыми» (косяк - оконница из толстых колод). В рядовом городском жилище они распространяются в XVIII веке. В сельском доме XIX века сначала только одно среднее фасадное окно дела XX века они не открывались. Створчатая конструкция полу
В разных частях России существовали свои региональные традиции в конструкции, внешнем облике и декоративном убранстве сельского жилища. Большинство из них сформировались на основе избы-пятистенки, известной уже в X-XI веках. Пятая стена внутри четырехугольного сруба делила помещение на собственно избу и сени. Вплоть до XVII-XVIII веков городское жилище мало чем отличалось от сельского, в нем было лишь меньше хозяйственных построек и помещений для скота. Региональные традиции во многом определялись природно-климатическими условиями и наличием строительного материала. В соответствии с региональным принципом можно выделить следующие типы русского жилища: 1. На Севере и Северо-Востоке дома были срубными, на высоком подклете, иногда двухэтажные, с кровлей «на самцах». Одно строение было замкнутым жилищно-хозяйственным комплексом: изба и двор под одной крышей. В подклете и крытом дворе хранились орудия труда и транспортные средства, находились помещения для скота и даже баня. Таким образом, зимой можно было не выходить на улицу без особой нужды. Исследователи считают, что в величественном облике огромных северных
Основные виды и жанры народного художественного творчества домов отразились древние черты жилищ новгородцев, издавна осваивавших северные территории. 2. В центральных районах и Поволжье дома также были 3. На Западе (Псков, Витебск, Смоленск) основу конструк 4. В южнорусских районах срубы иногда обмазывались 5. В районах расселения казачества дома имели свои харак 6. Дома в бассейнах Кубани и Терека имели много общих
7. При освоении русскими обширных территорий Сибири Народная художественная культура усадьбы-крепости. Дом и хозяйственные постройки представляют собой единый комплекс, обнесенный мощным глухим забором. Практически ни одно окно не выходит на улицу, окна дома защищены ставнями на железных замках. В усадьбах, как правило, два двора - «чистый» и «хозяйственный». Помимо региональных особенностей в основу классификации может быть положено такое понятие как связь (определяет планировочную связь с крытым двором и другими постройками). Остановимся на основных типах такой связи: а) однорядная связь или «брус» (двор и сени примы б) двухрядная связь или «кошель» (двор пристроен к в) дома усложненной конфигурации, имеющие в пла
Знание как экстерьера, так и интерьера избы имеет важное значение для художественно-образной системы крестьянского жилища. Пространство избы делилось на несколько зон или «углов», составляющих определенную иерархию. Выделялся прежде всего «красный» или «святой» угол - парадное помещение с полкой-»божницей». «Бабий угол» или «куть» - пространство около печи- традиционно воспринимался как женская половина избы. «Подпорожье» или «кут» — мужское пространство, где хозяин дома занимался разным хозяйственным ремеслом Существует несколько региональных типов внутренней планировки избы В основу типологии положены такие критерии, как расположение печи, красного угла и направление устья печи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|