Основные виды и жанры народного художественного творчества
алтарном прирубе. Срубы могли ставиться один на другой и образовывать конструкции: «восьмерик на четверике», «восьмерик на восьмерике», и т.п.
Схема 3. Основные конструкции срубов культовых построек.
деревянного зодчества в России
|
Истоки деревянного культового зодчества
|
Истоками
культового
являлись:
а) византийские традиции храмового строительства;
б) архитектурно-строительные приемы, сложившиеся
при возведении крестьянского жилища, крепостей и хором;
в) отголоски языческих культовых сооружений;
г) традиционные представления и ценностные ориен
тиры народа, уходящие корнями в дохристианские времена.
Постройки культового назначения
Классификация различают по назначению
культовых построек (часовнИ) церквИ) отдельно
стоящие колокольни), по общему
объемному решению (клетские, ярусные), по покрытиям (шатровые, многоглавые, кубоватые), по форме алтарной части.
В основе конструкции культовых построек лежит четырехугольный («четверик»), восьмиугольный («восьмерик») или реже шестиугольный («шестерик») сруб. К стенам основного сруба часто делались дополнительные пристройки - «прирубы», (см. схему 3) Алтарь помещался в
Рассмотрим типы культовых построек:
1. Часовни. Часовня отличалась от церкви отсутст
вием алтаря, в ней не могла совершаться литургия. Часовни
были особенно распространены на Севере, где служили с £
древних времен храмами Виды часовен: часовня-амбар '"
(маленький срубик на столбе, предназначавшийся исклю-э
чительно для хранения культовых предметов), часовня- А
навес (сооружалась над предметами религиозного поклоне-5
ния), часовня-храм (представляла собой сруб с двухскатной i
крышей, с главкой, а иногда и с небольшой звонницей на
крыше или даже с приставленной колоколенкой), часовня- *
гробница (заупокойный храм). *
2. Церкви.
а) Клетские церкви. Они были распространены по
всеместно, представляли собой сруб (клеть) с двухскатной
крышей и с одной главкой на ней. Иногда к церкви при
страивалась колокольня. Если в Карелии, например, крыши
таких церквей были невысокими, то в Костромской, Воло
годской, Владимирской губерниях крыши были высокими,
заостренными, клиновидными. Характерно сочетание таких
крыш и широких галерей-гульбищ, окружавших церковь.
Народная художественная культура
б) Ярусные церкви. Были наиболее распространены
в средней полосе России. Конструкция ярусной церкви
представляла собой как бы пирамидку из нескольких сру
бов, поставленных друг на друга. Чаще всего встречался
следующий вариант: на «четверик» ставились два яруса
восьмериков.
в) Шатровые церкви. Их отличает конструктивное
покрытие - шатер, представлявший собой идеальную связь
конструкции и формы, по архитектурно-строительным
приемам наиболее органичную для деревянного зодчества.
Шатровые церкви были особенно распространены на Севе
ре. Для Заонежья наиболее характерен тип храма: «восьме
рик на четверике с повалами» (бревенчатыми карнизами
вверху срубов) Для Архангельской, Новгородской, Воло
годской губерний - «восьмерик до основания» (т.е. до зем
ли) и шатер над крестообразной в плане постройкой. В Ме
зенском и Пинежском краю была распространена очень
красивая конструкция - «шатер на крещатых бочках» (дву
скатные крыши «бочкой» образовывали крест) На Северо-
Западе Архангельской области и Восточной Карелии
строили многошатровые храмы - с несколькими шатровы
ми главами (3-5 шатров). По одной из версий, многошатро
вым был деревянный Софийский собор в Новгороде X века,
имевший 13 глав.
г) Многоглавые церкви. Эти церкви имели 5, 9 и
более главок. Многоглавие могло сооружаться на одном
объеме, т.е. венчать крышу одного сруба. Примером может
служить Покровская церковь в Кижах (1764г.), где девять
глав венчают крышу «восьмерика». Но многоглавие могло
создаваться и на основе ярусной конструкции. Пример -
знаменитый Преображенский собор в Кижах (1714 г.), в
основе конструкции которого четыре яруса «восьмериков».
д). Кубоватые церкви. Основное здание церкви имело покрытие «кубом». Форма куба была более всего приближена к куполу. Считается, что к этой форме народные мастера прибегли после запрещения строительства шатровых церквей во времена церковных реформ XVII ве-
Воспользуйтесь поиском по сайту: