Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды и жанры народного художественного творчества




алтарном прирубе. Срубы могли ставиться один на другой и образовывать конструкции: «восьмерик на четверике», «восьмерик на восьмерике», и т.п.

■оеьнсрнк с

Схема 3. Основные конструкции срубов культовых построек.


 


Культовые постройки
деревянного зодчества в России
Истоки деревянного культового зодчества

Истоками

культового

являлись:

а) византийские традиции храмового строительства;

б) архитектурно-строительные приемы, сложившиеся
при возведении крестьянского жилища, крепостей и хором;

в) отголоски языческих культовых сооружений;

г) традиционные представления и ценностные ориен­
тиры народа, уходящие корнями в дохристианские времена.

Постройки культового назначения

Классификация различают по назначению

культовых построек (часовнИ) церквИ) отдельно

стоящие колокольни), по общему

объемному решению (клетские, ярусные), по покрытиям (шат­ровые, многоглавые, кубоватые), по форме алтарной части.

В основе конструкции культовых построек лежит че­тырехугольный («четверик»), восьмиугольный («восьме­рик») или реже шестиугольный («шестерик») сруб. К сте­нам основного сруба часто делались дополнительные при­стройки - «прирубы», (см. схему 3) Алтарь помещался в


Рассмотрим типы культовых построек:

1. Часовни. Часовня отличалась от церкви отсутст­
вием алтаря, в ней не могла совершаться литургия. Часовни
были особенно распространены на Севере, где служили с £
древних времен храмами Виды часовен: часовня-амбар '"
(маленький срубик на столбе, предназначавшийся исклю-э
чительно для хранения культовых предметов), часовня- А
навес (сооружалась над предметами религиозного поклоне-5
ния), часовня-храм (представляла собой сруб с двухскатной i
крышей, с главкой, а иногда и с небольшой звонницей на
крыше или даже с приставленной колоколенкой), часовня- *
гробница (заупокойный храм). *

2. Церкви.
а) Клетские церкви. Они были распространены по­
всеместно, представляли собой сруб (клеть) с двухскатной
крышей и с одной главкой на ней. Иногда к церкви при­
страивалась колокольня. Если в Карелии, например, крыши
таких церквей были невысокими, то в Костромской, Воло­
годской, Владимирской губерниях крыши были высокими,
заостренными, клиновидными. Характерно сочетание таких
крыш и широких галерей-гульбищ, окружавших церковь.


Народная художественная культура

б) Ярусные церкви. Были наиболее распространены
в средней полосе России. Конструкция ярусной церкви
представляла собой как бы пирамидку из нескольких сру­
бов, поставленных друг на друга. Чаще всего встречался
следующий вариант: на «четверик» ставились два яруса
восьмериков.

в) Шатровые церкви. Их отличает конструктивное
покрытие - шатер, представлявший собой идеальную связь
конструкции и формы, по архитектурно-строительным
приемам наиболее органичную для деревянного зодчества.
Шатровые церкви были особенно распространены на Севе­
ре. Для Заонежья наиболее характерен тип храма: «восьме­
рик на четверике с повалами» (бревенчатыми карнизами
вверху срубов) Для Архангельской, Новгородской, Воло­
годской губерний - «восьмерик до основания» (т.е. до зем­
ли) и шатер над крестообразной в плане постройкой. В Ме­
зенском и Пинежском краю была распространена очень
красивая конструкция - «шатер на крещатых бочках» (дву­
скатные крыши «бочкой» образовывали крест) На Северо-
Западе Архангельской области и Восточной Карелии
строили многошатровые храмы - с несколькими шатровы­
ми главами (3-5 шатров). По одной из версий, многошатро­
вым был деревянный Софийский собор в Новгороде X века,
имевший 13 глав.

г) Многоглавые церкви. Эти церкви имели 5, 9 и
более главок. Многоглавие могло сооружаться на одном
объеме, т.е. венчать крышу одного сруба. Примером может
служить Покровская церковь в Кижах (1764г.), где девять
глав венчают крышу «восьмерика». Но многоглавие могло
создаваться и на основе ярусной конструкции. Пример -
знаменитый Преображенский собор в Кижах (1714 г.), в
основе конструкции которого четыре яруса «восьмериков».

д). Кубоватые церкви. Основное здание церкви имело покрытие «кубом». Форма куба была более всего приближена к куполу. Считается, что к этой форме народ­ные мастера прибегли после запрещения строительства шатровых церквей во времена церковных реформ XVII ве-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...