Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды и жанры народного художественного творчества




композицией вырезали 40-60 форм, что превышало в два-три раза число использующихся красок.

Русские шали первой половины XIX века имели свои стилевые особенности. Композиционные решения были раз­нообразными; узорная кайма по краю с гирляндами цветов, чередующихся с красным, голубым и зеленым цветами. Гео-метризированные формы орнамента были лишены строгой схематичности. В узорах русских шалей мастера предпочита­ли чистые нежные тона красного, зеленого, синего, фиолето­вого, желтого цветов. Павловские мастера использовали не только белый фон, но и черный, синий, зеленый, желтый, красный. На контрастном фоне яркие цветы собирались в гирлянды или букеты, а иногда свободно размещались на пустом поле платка.

В XIX в. узорные платки и шали, которые в России но­сили и в крестьянской, и в городской среде, стали выполнять в костюме роль цветного акцента. В настоящее время в Пав­ловском Посаде применяют фотопечать, ручную набойку и набивку на плоскопечатных машинках. Ежегодно выпускает­ся более 200 видов шалей, платков, шарфов. Эту богатую коллекцию ежегодно пополняют изделия, которые создаются по новым рисункам художников.

Вышивка

Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и пере­давалось из поколения в поколение. С течением веков посте­пенно сложился традиционный круг узоров, характер рас­цветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки.

Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваи­вая их и запоминая вместе с освоением самого процесса ис­полнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день.


Народная художественная культура

Заслуженной славой пользуется русская народная вы­шивка. Она подразделяется на северную, вышивку средне­русской полосы и южных районов. Основным материалом, на котором русские женщины - вышивальщицы исполняли свои композиции, был крестьянский домотканый холст, так назы­ваемого полотняного переплетения.

На русском Севере - в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской областях, а также в Верхнем По­волжье преобладала строгая вышивка — белая по белому или двухцветная, красная с белым. Вышивка выполнялась льня­ными, шерстяными, шелковыми нитками, а также золотым шитьем, особенно на головных уборах. В северной вышивке на одежде и предметах домашнего обихода значительное ме­сто занимали сложные тематические рисунки. На шитых се­верных подзорах, особенно в XVIII в., можно видеть сложные жанровые сцены: замки с башнями, раскидистые деревья; ка­реты, запряженные горделивыми рысаками. Во многих се­верных народных вышивках встречается изображение барса с угрожающе поднятой передней лапой.

В узорах вышивок среднерусской полосы и юга преоб­ладали геометрические формы. При общем геометрическом строе орнамента эти вышивки отличались большим много-цветием. Техника выполнения этих вышивок была счетная: роспись, крест, набор.

Владимирская народная вышивка. Издавна бытовала вышивка на владимирских землях. Наиболее крупными вы­шивальными промыслами во второй половине XIX в. во Вла­димирской губернии были мстерский и холуйский. К концу XIX в. вышивкой во Мстере занималось около 400 мастериц. Большое развитие здесь получила белая гладь. Белой гладью вышивали белье, платки, полотенца. Работа владимирских вышивальщиц отличалась большой тонкостью исполнения и ценилась очень высоко. По мере развития техники и техноло­гии качество и внешний вид вышитых изделий становились на более высокий уровень. Стремясь к сохранению традиций, мастера промысла искали свой стиль, свой орнамент, форми­ровали свой ассортимент. Удивительные произведения вла-302


Основные виды и жанры
_______ народного художественног о творчества

димирских вышивальщиц создаются с помощью незамысло­ватого инструмента - пяльцев, иглы и вышивальных ниток. Умелые и проворные руки рукодельниц выполняют в натяну­том полотне те дивные узоры, мимо которых нельзя пройти.

Народные мастера фабрики им. Н.К.Крупской в на­стоящее время продолжают традиции мстерской гладевой вышивки. Здесь распространена вышивка белой и цветной гладью. Белой гладью вышивают на белых тонких тканях: креп-жоржете, маркизете, батисте - белыми нитками. Анало­гична белой глади специфичная для мстерской фабрики тех­ника вышивки «русская гладь». Это вышивка белыми нитка­ми по суровому полотну.

Другой разновидностью владимирской вышивки явля­ется «владимирский шов». Сочетание растительного орна­мента, выполненного выпуклой рельефной гладью, с про­зрачным геометрическим узором посредине цветов и частич­но выстроченным пространством фона, придает особую вы­разительность мстерской вышивке.

Наиболее распространенный мотив мстерской вышивки - цветок розы в окружении листьев и разнообразных цветов. Иногда растительные узоры дополняются изображением птиц, бабочек и т.д.

Цветная перевить. Цветная перевить как самобытный вид русской народной вышивки выполняется по продернутой сетке, перевитой цветными нитками. Места бытования - Ря­занская, Смоленская, Тульская, Калужская области. Традици­онные виды орнамента цветной перевити - геометрический, растительный, антропоморфный. Малиновый оттенок с вкра­плением белого, синего, зеленого, желтого цвета - преобла­дающее колористическое решение цветной перевити Калуж­ской и Тульской областей. Цветовая гамма смоленской пере­вити - белоснежный фон с четким красным узором. Синие тона - традиционный колорит рязанской цветной перевити. Основной узор дополняют мережки. Лен - традиционный ма­териал для выполнения цветной перевити.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...