Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народная художественная культура




изображением разных городов, великих людей и событий Зрители глядят в стекло. Раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому номеру, часто очень замысловатые».

Раек пользовался большой популярностью в народе Раёшник не просто показывал картинки, но и комментировал их, рассказывая об изображенных там событиях, иногда кри­тикуя власть и установленный порядок, словом, затрагивал животрепещущие проблемы.

Основой райка выступали лубочные картинки, которые составляли своеобразную народную библиотеку. В конце XVLLI — начале XIX столетия картинки раскупались простым народом, они украшали стены в избе. По вечерам неграмот­ные собирались на них смотреть, а грамотные читать подписи и толковать их.

Раешники развернули эти картинки в «потешную пано­раму», прибавили к этому игру со зрителем, и получилось занимательное действо.

Самым главным в раешном представлении было то, что оно включало три вида воздействия на публику: изображе­ние, слово и игру.

«Потешные панорамы» откликались на разные события внутри России и за ее пределами. Раёшники по-своему про­свещали посетителей ярмарки, расширяли их кругозор, но делали это, занимая и потешая зрителей. Своими прибаутка­ми они оживляли картинки, лубочные изображения утрачи­вали статичность. Пояснения раёшника делали их злободнев­ными, отражающими сегодняшний день.

Раёк вошел в историю фольклорного театра как одно из ярких, самобытных явлений народной художественной куль­туры.

Наряду с райком широкую популярность приобретает балаган. В XVIII веке ни одна ярмарка не обходилась без ба­лаганов. Их строили прямо на площади из досок и полотна. Внутри размещались сцена, занавес и скамейки для зрителей.


 


Основные виды и жанры
____________ народного художественного творч ест в а

Снаружи балаган украшали гирляндами, вывесками, а когда появилось газовое освещение - разноцветными лампочками.

Труппа балагана, как правило, состояла из бродячих ак­теров. Они давали в день по несколько представлений. В ос­новном это были интермедии, фокусы, клоунады. Здесь -вы­ступали певцы, танцоры и просто «диковинные люди».

Народные драмы ставились на праздники в деревнях и городах. Это были своеобразные спектакли на исторические бытовые, религиозные темы и сюжеты. Они разыгрывались обычно в избе, в просторных сараях или под открытым не­бом. Их тексты, которые как правило относят к произведени­ям устного народного творчества, были созданы неизвестны­ми авторами. Эти тексты, как и все остальные элементы по­становок, варьировались исполнителями из простонародной среды - крестьянами, ремесленниками, и другими.

До наших дней сохранились тексты таких народных драм, как «Лодка», «Царь Максимилиан», и другие.

Наряду с русским фольклорным театром существовали близкие ему по форме представления, устраивавшиеся в дни церковных праздников в православных храмах. Они получи­ли название литургические действа. Расцвет литургических действ относится к XVI веку.

До наших дней дошли сюжеты нескольких литургиче­ских действ. «Хождение на ослята» или «Действо цветоно-сия» исполнялось весной в Вербное воскресенье и иллюстри­ровало евангельский рассказ о въезде Иисуса Христа в Иеру­салим.

Действо «Омовение ног» совершалось на Страстной неделе, перед Пасхой. В нем воспроизводились основные эпизоды Тайной Вечери.

Наибольшей театральностью отличалось «Печное (пещное) действо». Оно являлось инсценировкой библейско­го предания о трех отроках, благочестивых, отстаивающих истинную веру. Язычники хотят предать их огню за отказ от поклонения идолам. Однако Ангел Господень освобождает праведников.


Народная художественная культура


Основные виды и жанры народного художественного творчества


 


338


Литература

Гусев В.Е. Истоки русского народного театра Л 1977

ВВЕУССКИЙ Ф°ЛЬКЛОрный теат? ХУ"Г- начала

Дмитриев Ю.А, Хайченко Г.А История русского театра.

Дмитриев Ю.А. На старом московском гуля­нии// 1еатральный альманах ВТО. Кн. 6. М 1947

?М РЯЖСН ЙТрадиционной

 

Истоки Русского театра. М, 1976. Русская народная драма ХУ11 — XX веков. М.,1953 Савушкина НИ. Русский народный театр. М,1976. Фольклорный театр. М,1988.


Глава 7. Народный танец

Народный танец на многих этапах истории человечест­ва начиная с древних времен был основой хореографической культуры общества.

Что же такое хореографическая культура? Современная научная литература отражает разногласия по поводу данного понятия. В качестве его синонимов употребляются такие сло­восочетания, как «национальное хореографическое искусст­во», «танцевальная культура», «танцевальное искусство», «национальная хореография», «национальная пляска», «на­родно-сценический танец» и другие. Под «хореографической культурой» многими авторами подразумевается исключи­тельно профессиональное балетное искусство, но никак не традиционный национальный танец.

Вместе с тем хореографическая культура современного общества включает фольклорный (традиционный) танец, на­родную хореографию; народно-сценический (обработанный для сцены) танец; эстрадный танец; балетное искусство. Невозмож­но вычленить и обозначить как главенствующий, определяю­щий ни один из составляющих элементов этого сплава.

У каждого народа есть свои традиционные танцы, особенности которых связаны прежде всего с его этниче­ским характером, системой духовно-нравственных ценно­стей и образов-идеалов. Народные танцы, их художествен­но-образное содержание и лексика отражают не только на­циональные образы мира, но также трудовые и бытовые традиции народа, особенности природной среды его про­живания.

В народных танцах воплощается особая пластика, свойственная представителям того или иного этноса. В ней содержится многообразная информация о его антропологи­ческих особенностях, преобладающих видах трудовой дея­тельности (землепашество, скотоводство, и т.д.), нормах поведения и взаимодействия между различными половоз­растными и социальными группами.


Народна я художественная культура

На первобытнообщинной стадии развития человек мог выжить, только активно приспосабливаясь к окружающей среде, осваивая еще неподвластную ему природу. Благодаря оощим усилиям соплеменников, только в коллективе людей человек мог создать себе надежную среду выживания Обще­ние между людьми могло происходить с помощью жестов послуживших основой возникновения плясок. Жест выпол­нял определенную роль знака, символа, посредством которо­го первобытные люди регулировали свою трудовую деятель­ность. Именно возникновение совместной трудовой деятель­ности, выполняемой в определенном ритме, повлекло за со-оои появление первобытных плясок. Навыки, приобретенные в трудовых процессах: в рыбной ловле, охоте за диким зве­рем, земледелии и скотоводстве — люди охотно передавали молодым членам общины. Танец, вбирая в себя все многооб­разие трудовых приемов, правил, способствовал закреплению вложенной в него информации и ее передаче от одного поко­ления другому.

В танце тренировалось тело, закалялся боевой дух че­рез танец люди познавали историю своего народа Осваивая танцевальные движения, молодые члены общины за короткий срок достигали уровня зрелости. Посредством танца люди передавали свои чувства, ощущения, мысли. Из этого следу­ет, что основными функциями танца первоначально были ак­тивно-приспособительная, коммуникативная и познаватель­ная. Коммуникативная функция тесно переплеталась с нор­мативно-регулирующей. Ведь чтобы жить в коллективе об­щаться с соплеменниками, человек должен был изучить пра­вила и законы жизни родовой группы. Танец как нельзя луч­ше передавал участнику основные нормы поведения ценно­стные установки, регулировал отношения между членами коллектива.

Народный танец своеобразно раскрывает многовековые традиции последующим поколениям.

Огромное влияние на формирование народной танце­вальной культуры изначально оказывали мифологические


Основные виды и жанры народного художественного творчества

представления об устройстве мира, олицетворение природ­ных стихий, поклонение силам природы.

В древности танцы многих этносов существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря и другими формами на­родной жизни. Часто они выполняли заклинательные функции, когда хотели попросить у высших сил дождя для получения хорошего урожая, удачной охоты и т.д. Напри­мер, у народов Севера до сих пор сохранились танцы мед­ведя, оленя, моржа, имевшие ритуальный смысл и, по древ­ним поверьям, способствовавшие успешной охоте и рыб­ной ловле.

Со временем народные танцы утрачивали свои маги­ческие, обрядово-ритуальные функции и стали превраща­лись в одну из форм проведения досуга, отдыха и развлече­ний. Их начали исполнять и профессиональные коллекти­вы, выступающие на сцене.

Рисунки танцев

Рисунком танца называется
последовательное чередование

различных положений танцую-щих,

траектория их перемещений. Наряду с хореографическим текстом, пластической выразительностью и мимикой, тем­пом и ритмом движения, композицией пространственный рисунок является выразительным средством народного танца и подчинен его идее и образу.

Наиболее древним считается круговой рисунок. Он встречается в танцах первых цивилизаций. Круг олицетворя­ет движение небесных светил, круговорот веществ в приро­де, являясь важным символом практически всех языческих верований. Чаще всего встречаются следующие рисунки: круг, круг в круге, полукруг, несколько кругов, расположен­ных рядом.

Каждый последующий шаг в развитии цивилизации от­ражался в рисунке танца: появление земледелия, развитие воинского искусства, освоение новых ремесел. Кроме круго-


           
   
   
 
 
 

Основные виды и жанры народного художественного творчества

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...