Bhagavan Sri Ramana Maharshi Center
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Yellowstone Blvd. Forest Hills, New York 11375 Tel: (718) 575-3215 Подписано в печать с оригинала-макета 12.10.95. Отпечатано с оригинал-макета. Формат 60×901/16. Объем 26 п. л. Заказ 1039. ГППП-3. 191104, С.-Петербург, Литейный пр., 55 * См.: Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе. Л., 1991, с. 39 — 115. * См. Sri Maharshi's Words of Grace,Tiruvannamalai, 1978, pp. 1 — 12. ** См. К. Swaminathan Ramana Maharshi,New Delhi, 1975 (серия — «Национальная биография»). Профессор К. Сваминатхан широко известен в Индии не только своими переводами оригинальных работ Шри Бхагавана на английский, но и как главный редактор 90-томного «Собрания работ Махатмы Ганди». * Об истории его создания см. с. 254. ** См. The Collected Works of Ramana Maharshi,Tiruvannamalai, 1979, pp. 103 — 106. * Также и выдающегося философа, автора уже классического труда «Индийская философия», М., 1956, переизданного в 1993 году. ** Таинствах. *** Плотин Энеиды (I, VI, 6). * Здесь и далее речь идет о датах по западноевропейскому христианскому календарю. 1 Этот дом сейчас приобретен Шри Раманашрамом. Он открыт как место паломничества для преданных, где ежедневно совершается пуджа (ритуальное поклонение). * Традиционные атрибуты отрекшегося от мира. 1 Этот дом, в котором Шри Бхагаван достиг Реализации, сейчас приобретен Ашрамом и там установлен его портрет. Дом сохраняется как место паломничества преданных. * Day by Day with Bhagavan, Tiruvannamalai, 1989. ** Холл (для медитаций, «старый») — небольшое (2,2 м ´ ´ 4,6 м) помещение Шри Раманашрама, в котором и ныне медитируют паломники и ученики, ощущая живое Присутствие Учителя. * Аруначала (санскр.) — букв.: «гора Света», существительное мужского рода. * Пробуждения духовности, вызванного чтением Перия пуранам.
1 Монотонность, присутствующая в индийских музыкальных произведениях подобно нити, на которую нанизаны бусы, представляет Атман, пребывающий во всех формах бытия. 1 Эта и другие цитаты из бесед Шри Бхагавана с Полем Брантоном, приведенные в этой книге, основаны на его работе «Поиски в скрытой Индии», опубликованной лондонским издательством Rider & Co., и воспроизведены Шри Раманашрамом с разрешения последнего. * См.: Могилевер О. М. Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе. Л., 1991, с. 80. 1 Большой храм в Мадурае. * Величайший тамильский религиозный поэт II тысячелетия новой эры. Годы его жизни точно не установлены: 1704 — 1742 или 1608 — 1664 (1659). ** Деварам,то есть «Гирлянда Богу» — общее название священных песен трех выдающихся тамильских поэтов-святых VII в. н. э., почитателей Шивы: Аппара, Сундарамурти, Самбандара. 1 Ишвара,Высочайшее Бытие, соответствует западным концепциям личного Бога. 2 Брахман — это Безличная Реальность, лежащая в основе личного Бога, вселенной и человека. 3 Самсара — непрерывная цепь рождений и смертей, конец которой кладет только Освобождение при прямом переживании Атмана, Само-реализации. 1 Слово «медитация» может ввести в заблуждение, так как обычно подразумевает мысль и размышление. Замечание об его использовании Шри Бхагаваном уже сделано выше. Здесь следует добавить, что Махарши применял этот термин для самадхи — санскритского термина, не имеющего точного эквивалента в английском языке, но который означает свободное от мыслей созерцание, или погружение в Дух. Он также обозначал им усилие для достижения самадхи само-исследованием, которое есть не столько мысль, сколько выключение мысли. * То есть «я сам». 1 Мусульманский пандит,или богослов. 1 Ишвара,проявленный как Аруначала. 1 Ортодоксальные индуисты, строго соблюдающие кастовое деление, носят на затылке маленький пучок волос. Его удаление и бритье головы являются знаком отречения.
2 Одежда белого цвета, в которую обертывают тело от талии вниз. * Здесь – один из небольших храмов на территории Великого Храма Аруначалешвары. ** Бог, которого очень любят на тамильской земле; одно из имен младшего сына Шивы. 1 Патала Лингам был отремонтирован как святыня, статус которой он приобрел в качестве места тапаса Шри Бхагавана. Сейчас он хорошо сохранился, освещается электричеством, в нем установлен портрет Шри Бхагавана. *** В 1991 году почти весь огромный Тысячеколонный Зал был перекрыт для посетителей, тогда как в Патала Лингаме брахман выполняет пуджу Бхагавану по заказу всех желающих. * Один из местных святых. * Последний слог «zhi» в английском написании «Tiruchuzhi» произносится на тамили очень сложно. Поэтому его часто упрощают до «li» («ли»). * См. сноску на с. 44. * Евангелие от Луки (2: 49). 1 «Восемь строф Шри Аруначале», вторая строфа. См. также первую строфу на с. 35 и третью строфу на с. 282. * «Местная» пурана,или сказание, об Аруначале – ее происхождении и святости. ** Одно из сказаний об Аруначале. 1 Из письма, написанного Ф. X. Хэмфри своей подруге в Лондон и опубликованного ею в The International Psychic Gazette,London. * Святая Святых (лат.). 1 См.: Golden Jubilee Souvenir,2nd edition, p. 166. * То есть принадлежащая к дну общества. О кастах см. слово «брахманы» в глоссарии. ** На тамили это буквально означает: «Храм зеленой Матери», то есть богини Парвати, супруги Шивы. * Одно из мест паломничества. * До своей смерти в 1992 году Шри Кунжусвами был старейшим членом Шри Раманашрама, его «живой памятью». Он пришел к Бхагавану еще в 1919 году. * Правоверности; строгое выполнение всех требований к последователю той или иной религии, зафиксированных в ее священных текстах. * Под медитацией здесь понимается духовная практика само-исследования, связанная с усилием, относящимся к определенному месту и времени. См. также авторское примечание на с. 46. * Евангелие от Матфея (12: 46 — 50). * День рождения Хусейна Бахаулы — основоположника религии Бахай. * В переживании Просветления. См. с. 37. 1 «Сорок стихов о Реальности», стих 2. * Евангелие Махарши. См.: Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе. Л., 1991, с. 84.
* В 1923 году. Об истории создания различных версий «Кто я?» см. с. 14. * См. с. 291 — 302 настоящего издания. * Когда в 1948 году Шри Бхагаван получил телеграмму о кончине Шивапракашама Пиллая, он заметил: «Шивапракашам шива-пракашаманар»,то есть «Шивапракашам стал светом Шивы». Это означает, что искренний и всем сердцем преданный ученик достиг Цели, которую он так настоятельно искал. См.: Sri Sadhu Om The Path of Sri Ramana,part one, Tiruvannamalai, 1990, p. 148. 1 Причина этого дана в главе 12. * Просодика — часть учения о стихе, касающаяся соотношения слогов (по ударности, долготе или высоте). ** Рамаяна — индийский эпос, посвященный Шри Раме, воплощению Вишну. *** Махабхарата — гигантский индийский эпос, относящийся к первой половине I тысячелетия до н. э. * Тем не менее это блестящее поэтическое произведение, шедевр духовной литературы. Отрывки из Шри Рамана Гиты см. на с. 325 — 330 и 355 — 358. Полное русское издание поэмы будет включать факсимиле почерка самого Шри Бхагавана. * Невмешательства (франц.). 1 Приобретение или отсутствие оккультных сил зависит от прарабдхи,судьбы человека. Они не являются знаками духовного продвижения, а их отсутствие не говорит о недостатке прогресса. * Бхагавад-Гита (II: 47). См. в особенности: Философские тексты «Махабхараты», вып. 1, кн. 1, Бхагавадгита. Ашхабад, 1977. Семенцов В. С. Бхагавадгита в традиции и современной научной критике, М., 1985. 1 Эпитет Шивы. 2 Здесь подразумеваются «сердца». * Ступеньки были специально вырублены для него. См. с. 240. * Talks with Sri Ramana Maharshi,Tiruvannamalai, 1989. «Беседы со Шри Раманой Махарши», т. 1 — 3, охватывают 1935 — 1939 гг. * Сейчас обезьяны снова живут в Ашраме, пользуясь относительно большой свободой. * В Ашраме традиционно используются «тарелки» из пальмового листа или листьев банана. 1 «У меня есть четыре таких знака благосклонности от вождей обезьян», — сказал Шри Бхагаван однажды, указывая на свою ногу. * «В субботу, пятого Ани, в год Сарвадхари, на двенадцатый день ущербной луны, находящейся в созвездии Вишакша, корова Лакшми достигла мукти». * Одноэтажные летние дома с верандой.
1 Формы «ашрам» и «ашрамам» обе правильны, но первая отвечает санскриту, а вторая — тамильскому языку. * Великий князь. * Алан Чадвик был в миру военнослужащим, майором, а потому, по традиции, в знак уважения его звание присоединили к фамилии. Его духовное имя — Садху Аруначала. ** Стремление обращать в какую-то веру, учение и т. п. * Приблизительно 12,2 м × 4,6 м. * Девочке, героине стихотворений для детей. * Апрель, май, июнь. * Согласно традиции, брахманы как высшая каста принимают пищу отдельно от небрахманов. * Бога, мира и человека. * К человеку (лат.). ** Исход (3: 14): «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий...» * См. с. 141. * См.: Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе. Ленинград, 1991, с. 69 — 70. * Полностью подготовленному, зрелому, духовному практику Махарши мог Взглядом дать и Освобождение. Так случилось в начале сороковых годов с X. В. Л. Пунджа (Н. W. L. Poonja), ныне известным среди искателей Истины как Пападжи (Papaji). Несмотря на возраст, 85 лет, Пападжи является активнейшим миссионером Само-исследования. В Лакнау (недалеко от Дели), где он постоянно проживает, вокруг него объединились несколько сотен садхаков со всех уголков планеты, в том числе и из бывших республик Союза, — в рамках регулярного даршана,именуемого Cam-caнг Бхаван (Satsang Bhavan, А 306 Indira Nagar, Lucknow 226016, U. P. India). * Это произведение, состоящее из сорока стихов, является приложением к поэме «Сорок стихов о Реальности». См. с. 257. * См.: Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе. Л., 1991, с. 80. ** См. там же, с. 79. 1 Ср. «Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую» (Екклезиаст, 10: 2). * Хридаям (санскр.) — Духовное Сердце. (Хрит + Аям = Сердце есмь Я). * «Сорок стихов о Реальности», стих 35. * Евангелие от Луки (12: 2). * См.: Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе, с. 59. * См. с. 329 настоящего издания. * Здесь — попытка словами описать внутренний переход к Атма-вичаре:от вибрации в Сердечном центре к мысли о Бхагаване, о Бхагаване в «моем» сердце и, наконец, когда эго, «я», подняло голову, — к вопросу «Кто я?» * «Царство Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки, 17: 21). * См. с. 225. * Маурис Фридман (1894 — 1976) — выдающийся духовный искатель. Он составил и отредактировал «Евангелие Махарши». Был очень близок с Д. Кришнамурти, Махатмой Ганди. Свами Рамдас, известный Учитель, сказал ему, что это воплощение будет для него последним. * Интересно, что по-английски здесь игра слов. Trip переводится и как «путешествие», и как «ложный шаг». * См. с. 307 — 320 настоящего издания. * Текст и комментарий см. на с. 345 — 349 настоящего издания.
* Стихи, выражающие сущность Практики, с комментариями С.С. Когана, близкого ученика Шри Раманы, включены во вторую часть издания. См. с. 331 — 340. * Большое усилие, напряжение (франц. ). ** Говоря об этом произведении в подготовленном им позднее английском «Собрании работ Раманы Махарши», Артур Осборн отмечает, что оно было написано по просьбе Нагаммы (упоминавшейся в предыдущей главе, автора замечательной книги-дневника «Письма из Шри Раманашрама»), чей родной язык был телугу. * Почитатель заснул в Холле. Ему снится, что он путешествует по материкам и океанам, достигает Индии, Шри Раманашрама и входит в Холл. Тут он просыпается и обнаруживает, что спал, не сходя с места. См. также: Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши. СПб, 1994, с. 57. * «Бриллиант в короне Различения». ** «Познание Атмана». * Русский перевод «Божественной Песни» см.: Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе. Л., 1991, с. 135 — 148. Для настоящего издания этот перевод модифицирован и добавлен комментарий проф. К. Сваминатхана. См. с. 303 — 320. * Речь идет об эпизоде знаменитого мифа: «Пахтание океана». Доступное изложение этого мифа см.: Э. Н. Темкин, В. Г. Эрман. Мифы древней Индии, М., 1982, с. 63 — 66. ** Эпитет Шивы (Могучий). * Анри Картье-Брессон (Henri Cartie-Bresson). * То есть в 1954 году. В 1970 году построен и освящен замечательный Зал, или Храм, Шри Бхагавана. Он стоит бок о бок с Храмом Матери, т. е. тянется с запада на восток. Западная часть — великолепно оформленное захоронение Шри Бхагавана, где совершается пуджа и можно выполнять прадакшину,обходя его по часовой стрелке; в торце захоронения — статуя Шри Бхагавана, установленная Индирой Ганди в 1980 году. Восточная, большая часть — зал для присутствия при пудже и медитации, рассчитанный на большое число преданных. * По традиции в честь каждого выдающегося Учителя его почитатели сочиняют гимн «108 имен». Гимн для Махарши называется Рамана Аштотра. ** Сейчас она называется «нирвана-рум», или «комната нирваны». 1 Глаза, уши, нос, язык и кожа с их соответствующими функциями зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. 2 Голосовые связки, артикулирующие речь и производящие звук, руки и ноги, управляющие движениями физического тела, анус, извергающий фекальное вещество, и гениталии, приносящие наслаждение. 3 Они управляют дыханием, пищеварением и усвоением, циркуляцией крови, потением и выделением. 4 Эта аналогия основана на традиционном сюжете: в сумерках человек видит веревку и ошибочно принимает ее за змею, а потому и пугается без причины. 5 Слово хридаям состоит из двух слогов, хрит и аям (центр — это), которые означают «Сердце есть Я». * «Ни изучения, ни знания Писаний не требуется для познания Атмана, так же как человек не нуждается в зеркале, чтобы сознавать себя. Нужно только в конце концов отбросить все знания как не-Атман, а поэтому ни поддержание хозяйства, ни уход за детьми не обязательно будут являться препятствием. Если вы не способны на большее, то по крайней мере мысленно говорите себе: «Я, Я», как это рекомендуется в «Кто я?»... Продолжайте повторять это во время любой работы, независимо от того, сидите вы, стоите или ходите. Я — имя Бога, первая и высочайшая из всех мантр. Даже ОМ — вторая после нее». См. Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши. СПб., 1994, с. 180 — 181. Запись «Я, Я» синонимична записи «Я — Я» и означает «чистое Я», «Я есмь Я», или Я. См. также примечание на с. 325 и комментарий С. С. Когана к стиху 30 из поэмы «Сорок стихов о Реальности» на с. 339. 6 То есть простой и питательной (вегетарианской) пищей, которая поддерживает, но не возбуждает физическое тело. * Согласно Шри Рамане, саттвическая пища — хлеб, фрукты, овощи, молоко. Следует избегать холодной пищи, избытка 7 Чистота сердца, самообладание, спокойный характер, чуткость ко всем существам, сила духа и свобода от желания, ненависти и самонадеянности — типичные достоинства саттвического ума. * Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир — пять великих тонких элементов, лежащих в основе материального мира. ** Имя приводится в качестве иллюстрации. 8 Пять оболочек, скрывающих Атман, истинное Я: 1) физическая; 2) витальная; 3) ментальная; 4) переживание знания; 5) блаженное неведение. 9 Элементы классификации всего диапазона феноменального существования — от тонкого ума до грубой материи. * Объекты. * На санскрите это произведение называется Гита Сара — «Суть Гиты». ** Окончание «джи», добавляемое к имени, — знак глубокого уважения к его носителю. * Партха (сын Притхи) — одно из имен Арджуны, любимца матери. ** Эпитет Шри Кришны как убийцы демона затмения Мадху. *** Эпитет матери Арджуны. * Человек из племени Бхарата; Бхарат — древнее имя Индии. ** И всей Бхагавад-Гиты. См.: Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе, Л., 1991, с. 135. * Эпитет Арджуны — «победитель всех врагов». * То есть Единение с Богом посредством Интеллекта, под которым здесь понимается способность, включающая в себя и духовное Понимание и Интуицию. * Имя Шри Кришны по отцу. ** Махатма (санскр.) — «великая душа». * «Среди многих тысяч имен Бога ни одно так не соответствует Богу, пребывающему в Сердце, лишенному мысли, не является таким точным, подходящим и прекрасным, как Я,или «Я семь». Из всех известных имен Бога имя «Я — Я» одно зазвучит триумфально после уничтожения эго, возникая словно безмолвное высочайшее Слово в пространстве Сердца тех, кто обращен к Атману. Даже если человек непрерывно медитирует на этом имени «Я — Я», внимая чувству «я», то оно погрузится в источник возникновения мысли, уничтожая эго — зародыш, сочлененный с телом». См.: Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши. СПб., 1994, с. 272 — 273. * Основным является Поиск, само-исследование «Кто я?», в процессе которого осуществляется Погружение, а регуляция дыхания — вспомогательное средство сдерживания ума, облегчающее Поиск. См. ниже комментарий к стиху 28 из поэмы «Сорок стихов о Реальности». * См. глоссарий. ** Сначала из Сердечного Центра поднимается «я»-мысль (см. V.3). Затем, попадая в мозг, «я»-мысль творит мир (см. стихи V. 6 — 7, а также «Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши». СПб, 1994, с. 245 — 259). * Взаимные связи должны покоиться на чувстве единства, равенства. «Равенство», по Шри Рамане, — отличительный признак Мудреца. Оно не означает отсутствия различий, но сознавание неотъемлемого единства. «Из равного отношения человека ко всем существам можно сделать вывод о его достижении джняны».Братство — присутствие чувства единства. * «я». * Отрывок из заключительной, восемнадцатой, главы Шри Рамана Гиты. ** Парашара — один из великих ведических мудрецов. Шри Рамана, родившийся с интуитивным сознаванием Аруначалы как Бога, должен, по мнению автора поэмы, принадлежать к его линии. *** Мудрец; см. глоссарий. **** Особый инструмент для сдерживания слона. * Шиву как Дакшинамурти (см. глоссарий). ** Поэт отождествляет себя здесь с Ганапати, старшим сыном Шивы, рассматривая Шри Бхагавана воплощением Субраманьи, младшего сына (по возрасту поэт был чуть старше своего Гуру). *** См. с. 341 — 349. * Мудрец, написавший апологию — восхваление — тамили, родному языку Махарши. ** После Просветления «Я» уже не отождествляется с телом. См. с. 37. * Перевод на русский язык выполнен с английского текста, содержащегося в сборнике MAHARSHI RAMANA His Relevance Today,Delhi, 1980. ** «Духовные упражнения» (лат.), произведение Игнатия Лойолы. * См.: Поучения Шри Рамакришны, СПб, 1995. № 81 и 92 (указаны номера поучений). * Этот материал заимствован из замечательного красочного издания «Бхагаван Шри Рамана. Иллюстрированная биография», подготовленного к столетию со дня рождения Учителя Джоэн Гринблатт и Мэтью Гринблатт (США). См.: Bhagavan Sri Ramana. A Pictorial Biography,Tiruvannamalai, 1981. * «Различение между Атманом и умом». * Арабское слово. * Но высочайшая мантра все-таки «Я, Я» (или „Я —Я”). См. примечание на с. 293. * Слово на языке урду. * Арабское слово. * Литературный перевод с использованием санскритского оригинала. ** «Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши». Имеется русский перевод. См.: Могилевер О. М. (1994). * «Рамана Махарши и Путь Самопознания». См. настоящее издание, часть первая. ** «Евангелие Махарши». Имеется русский перевод. См. Могилевер О. М. (1991). * Подготовить Указатель к набору помог И. И. Лебедев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|