Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Маркетинговая служба в АПК. Становление и функционирование.

Первой должностью на предприятии, имеющей отношение к выполнению маркетин­говых функций, стала должность коммерческого директора. В результате роста конкуренции, расширения товарного ассортимента, колебаний платёжеспособного спроса и других обстоя­тельств возникла необходимость создания отдела, подчиняющегося коммерческому дирек­тору. В функции отдела, как правило, входят:

анализ рынка и наблюдение за конкуренцией, подготовительная работа по планированию;

планирование продаж путём сравнения плана и фактического состояния дел;

оценка объёмов продаж с рекомендациями по выходу на новые рынки сбыта.

Становление службы маркетинга осуществлялось в несколько этапов: отдел сбыта, коммерческий отдел и, наконец, отдел по маркетингу, взявший на себя часть функций отде­лов сбыта и коммерческого и обособившийся в структурное подразделение. На крупных предприятиях появилась должность заместителя директора по маркетингу, на средних - управляющего по маркетингу, была введена система маркетингового управления (управле­ние через маркетинг). [12,25]

Способно ли предприятие перейти от инструментального к стратегическому понима­нию роли маркетинга? Многое зависит от того, какой из подходов к взаимосвязям основных производственно-экономических функций доминирует в управленческой концепции: тради­ционный, ориентированный на производство, или новый, ориентированный на потребление, рынок.

По мере того как маркетинг из инструментальной фазы переходит в фазу общей кон­цепции управления, объединяющей все функции, связанные с выходом предприятия на ры­нок, качественно изменяется ответственность руководителя по маркетингу. Теперь он отве­чает за рыночные цели предприятия и их достижение.

При сбытовой ориентации предприятия им руководят инженеры и специалисты, за­нимающиеся производством продукции и учитывающие, прежде всего, существующие возможности и потребности самого предприятия.

Маркетинговая ориентация требует, чтобы руководство предприятием осуществляли экономно ты, отвечающие за продажу продукции, у которых на первом месте - учёт запросов покупателей. В производственный процесс закладывают максимум гибкости, учитывая кон­курентоспособность товара, продажная цена при этом подчинена «цене потребителя». Науч­ные исследования направлены в первую очередь на анализ рынка, поведение покупателей и конкурентов; в конструировании товаров ведущую роль играют не инженеры и технологи, а дизайнеры. Философия руководства следующая: «Мы управляем не производством, а сбытом продукции, удовлетворяющей потребности покупателей».

В практике хозяйствования в условиях рынка выработались рекомендации по созда­нию и функционированию службы маркетинга. Она, как правило, выполняет следующие функции:

рекомендует наиболее выгодные и перспективные рыночные сегменты;

определяет товарные группы и ассортиментные ряды, обладающие наибольшей вероятно­стью продаж;

прогнозирует объёмы продаж, и тенденции их изменений во времени по всему жизненному циклу продукции вплоть до спада спроса и снятия товара с производства;

рекомендует оптимальные каналы сбыта, методы продажи, включая подчинение продажной цены «цене потребителя»;

вырабатывает имидж предприятия и пути продвижения на рынок;

контролирует финансовые, кадровые, исследовательские, конструкторские и технологические действия предприятия в соответствии со своими рекомендациями и прогнозами. [8,15]

Организация и структура отдела маркетинга существует как бы в четырёх измерениях: функциональная (маркетинговые функции); товары и группы товаров; география сбыта (регионы); сегменты рынка.

Функциональная структура отдела маркетинга позволяет чётко разграничивать дейст­вия подразделений, групп отдела, осуществляющих различные маркетинговые функции: изу­чение рынка, разработку новых продуктов и планирование производства, рекламу и стиму­лирование сбыта, сервис, продажи. Этим обеспечивается функциональная специализация, устраняется дублирование. Но эффективность такой организационной структуры существен­но снижается в условиях широкого ассортимента, отраслевой диверсификации (расширения сфер деятельности), обширной географии рынков сбыта.

Товарная структура применяется, если ассортимент продукции настолько широк, что функциональная структура не способна обеспечить эффективный маркетинг. В этом случае подразделения формируются по отдельным товарам, их группам, обеспечивая практически независимый маркетинг по каждому из товарных направлений. При этом менеджер или группа занимаются только «своим» товаром, реализуя все функции маркетинга. Разумеется, при выполнении одинаковых маркетинговых функций может осуществляться взаимодейст­вие между специалистами по различным товарам, однако в основном это касается обмена опытом, а не выработки единой стратегии.

В рамках товарной структуры в каждой группе отдела может быть возобновлена (на подчинённых началах) функциональная структура. Товарная структура имеет преимущества - профессиональное знание товара, чуткая реакция на изменения ситуации с конкуренцией.

Однако при такой организации возможно дублирование в исследовательской работе, разви­тии каналов и сетей сбыта. С расширением ассортимента товарно-структурированный отдел маркетинга получает основание для почти неограниченного роста штата персонала, поэтому чаше группы формируют лишь по важнейшим товарам.

Структурирование по географии рынков сбыта считается выгодным, если номенкла­тура товаров в каждом регионе неширока. В этом случае приоритет отдают профессиональ­ному знанию местных особенностей, традиций, образа жизни, запросов жителей данного ре­гиона с учётом демографии и культуры. Однако такая структура не гарантирует необходимой компетентности сотрудников в вопросах ассортимента и качества товаров, стратегии конку­рентов по отрасли, в функциональных проблемах маркетинга, поэтому географическая структура чаще выступает как вспомогательная, то есть как подструктура, по отношению к функциональной, товарной.

Структура, ориентированная на определённые сегменты рынка, бывает как отрасле­вой, так и межотраслевой. Отраслевая структура даёт хорошие результаты в подборе по­ставщиков, технологической конкуренции, хорошо увязывается с деятельностью различных специализированных производственных подразделений предприятия. Межотраслевая ры­ночная структура даёт возможность осуществлять комплексную сбытовую политику на осно­ве глубокого знания особенностей данного сегмента рынка, прогноза его динамики. Но и в этом случае могут значительно ослабляться связи персонала при реализации одинаковых маркетинговых функций, становится возможным неоправданное разрастание штата персона­ла, ситуация чревата конфликтами в связи с попытками обеспечить прирост «своего» сегмен­та рынка в производстве в целом.

Понятно, что выбор варианта организационной структуры отдела маркетинга тесно связан с маркетинговой стратегией предприятия, ею определяется и ей служит.

Многое зависит и от структуры самого предприятия, наличия в нём обособленных от­делов и филиалов. Если структура предприятия носит достаточно разветвлённый характер, возможны несколько вариантов маркетинговой деятельности:

формирование самостоятельных отделов маркетинга во всех крупных отделениях и филиа­лах без какого-либо маркетингового подразделения на высшем уровне управления;

организация наряду с отделами маркетинга в филиалах общефирменного отдела маркетинга, выполняющего консультационные функции, содействующего в необходимых случаях объе­динению или хотя бы согласованию усилий;

формирование общефирменного отдела маркетинга, определяющего общую стратегию и программу маркетинга и руководящего работой подразделений в филиалах, отделениях.

Организация маркетингового подразделения, ориентированного только на внешний рынок, то есть экспортного, обычно не практикуется. В условиях, когда внешний рынок ха­рактеризуется другой степенью товарного наполнения и предъявляет качественно иные требования к маркетинговой деятельности, чем внутренний, такое подразделение может быть создано, но на временных основаниях, с перспективой переноса экспортных требований на продукцию для внутреннего рынка. [8,16,24]

Организация взаимоотношений отдела маркетинга с другими подразделениями пред­приятия во многом зависит от того, насколько его структура в целом отвечает принципам маркетинга.

Если предприятие ориентированно на производство, то большинство его отделов, структурных единиц оказываются заинтересованными не в реализации маркетинговых це­лей, а лишь во всемерной минимизации издержек производства. Так, разработчики продук­ции стремятся создавать наиболее экономичные модели часто в ущерб популярности товаров на рынке. Отделы снабжения ориентированны на закупку более дешёвых и далеко не всегда качественных материалов и сырья. Ориентация на снижение трудозатрат, характерная для производственных подразделений, входит в противоречие с необходимостью улучшения по­требительских свойств товаров, В сфере финансирования работники, как правило, ориенти­рованны на сиюминутные прибыли, с трудом допуская вложения дополнительных средств в завоевание авторитета фирмы у покупателей. Предприятие, ориентированное на производст­во, стремится обычно минимизировать и потребительский кредит, ставя весьма жёсткие ус­ловия покупки и оплаты товара. Подобная целевая ориентация неизбежно приводит к кон­фликтам с отделом маркетинга. Реализацию единой стратегии затрудняет и то, что отделы разработки, производства, планирования, сбыта разбросаны, то есть, подчинены разным управляющим, связи между ними сложны и многоступенчаты, а сами эти отделы не отвеча­ют за конечные рыночные цели и результаты продаж.

Эффективность функционирования той или иной маркетинговой структуры во многом зависит и от кадров, которые заняты маркетингом: их профессиональной квалификации, ме­ры ответственности, отношения к действующей на предприятии концепции маркетинга, за­интересованности в успехе.

В соответствии с общими положениями маркетинг направлен на приспособление на­учной, производственной и сбытовой деятельности предприятия к изменяющейся экономи­ческой ситуации (уровню доходов, цен, конъюнктуре) и учёт требований потребителей на внутреннем и внешнем рынках.

Цели службы следующие: обеспечение оборота, продаж, прибыли на внутреннем и внешнем рынках за счёт победы над конкурентами; удовлетворение требований (потребно­стей) потребителей; оптимизация затрат на разработку, производство и продвижение про­дукции на рынки за счёт более полного учёта возможностей предприятия и прогнозирования динамики спроса.

К основным задачам службы маркетинга относят:

сегментацию рынка;

анализ конкурентной ситуации;

прогнозирование состояния рынка, динамики его изменений;

сбор информации о рынке, структуре и динамики спроса, вкусах и желаниях потребителей, об отношениях работников торговли к товару;

разработку долгосрочных, среднесрочных и текущих планов маркетинга по каждому виду продукции;

работу по совершенствованию продукции для удовлетворения меняющихся потребностей покупателей;

формирование спроса и стимулирование сбыта товара.

В функции службы маркетинга входят: комплексное управление научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) и производством; ус­тойчивая реализация товара.

Комплексное изучение рынка включает анализ и прогноз ею развития, требований к качеству и потребительским свойствам товаров, изучение методов сбыта и рекламы, анализ и прогноз конъюнктуры, ёмкости, развития структуры рынка, конкурентов, потребителей, цен.

Анализ требований к качеству и потребительским свойствам товаров включает изуче­ние:

влияния научно-технического прогресса на качество выпускаемой продукции;

возможных изменении технико-технологического уровня;

соответствия показателей качества требованиям отечественных и зарубежных потребителей;

конкурентоспособности товара на различных рынках;

запросов патентной защиты.

Анализ методов сбыта и рекламы предполагает изучение и оценку размещения склад­ских и других помещений, анализ издержек сбыта, эффективности рекламным мероприятий.

Участие службы маркетинга в управлении производством и НИОКР осуществляется путём определения по каждому виду продукции целей и направлений развития производственно-сбытовой деятельности, составления и корректировки планов, направленных на создание благоприятных условий для максимального использования производственных ресурсов и выпуск продукции с заранее заданными экономическими и техническими параметрами. Реа­лизация этой функции осуществляется посредством участия в разработке комплексной про­граммы НИОКР, создании опытных образцов, покупке при необходимости лицензий, «ноу-хау»

Служба маркетинга гарантирует устойчивую реализацию товара посредством форми­рования спроса и стимулирования сбыта. Формирование спроса обеспечивается «вводящей» рекламой товара, создающей его образ и учитывающей особенности различных платёжеспо­собных групп покупателей; уведомлением о способах гарантии и защиты интересов покупа­телей. Мероприятия формирования спроса осуществляются посредством рекламы, выста­вочной и ярмарочной деятельности, публикации научных и научно-популярных статей.

Задачи стимулирования сбыта заключается в побуждении к покупкам уже известного товара, приобретению больших партий товаров, а так же в установлении регулярных ком­мерческих связей. Деятельность по стимулированию сбыта может включать показы новых товаров представителям потенциальных покупателей, экскурсии на предприятия-изготовители, пресс-конференции по случаю введения нового товара, торговля, в кредит и др. [12,16,17]

Служба маркетинга имеет право разрабатывать:

краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития научно-производственной деятельности, планы деятельности на различных рынках;

предложения по составу и порядку проведения мероприятий, необходимых для создания эф­фективной системы взаимодействия планирующих, научно-исследовательских, конструктор­ских, производящих и сбытовых подразделений;

схемы делегирования полномочий и ответственности по вопросам маркетинга в соответст­вии с действующей системой управления предприятием;

предложения по корректировке планов разработки и производства продукции и имеющихся заказов;

предложения о моральном и материальном стимулировании разработчиков, изготовителей, работников служб сбыта и торгового персонала за большой личный вклад в экономические достижения;

предложения по эффективной организации систем товародвижения, оптимизации товарных запасов, складского хозяйства, транспортных средств;

предложения по перестройке организационно-управленческой структуры, вызванные необ­ходимостью изменения стратегии маркетинга.

Целесообразно, чтобы со службой маркетинга согласовывались финансовые и кадро­вые вопросы, связанные с деятельностью отделов, находящихся в ведении этой службы, а так же проекты отчётных документов, касающихся, рыночной деятельности. Служба марке­тинга несёт ответственность за обеспечение руководства и исполнителей необходимой ин­формацией, координацию планов деятельности и обеспечение ресурсами разрабатывающих, производящих и сбытовых подразделений, своевременность корректировки планов произ­водства и сбыта, замены устаревшей продукции новой с заданными техническими и эконо­мическими параметрами, достижение установленных показателей прибыли, обучение со­трудников приёмам рыночной деятельности.

Конкретный вариант организационной структуры службы маркетинга определяется назначением изготавливаемой продукции, масштабами производственной и сбытовой деятельности, числом рынков, на которых действует предприятие. [12,25]

 

Аналитическая часть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...