Совершенствование структуры управления.
Совершенствование системы управления производством предусматривает разработку и осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих: рациональные формы разделения и кооперации труда; механизацию и автоматизацию труда работников управления: совершенствование системы информации и делопроизводства; улучшение рабочих мест и условий труда; совершенствование методов управления; подготовку и повышение квалификации кадров. Совершенствование отраслевой структуры управления следует вести по таким направлениям: установление рациональных размеров цехов, использование программно-целевого управления, создание единых общехозяйственных служб по обслуживанию основного производства, образование кооперативов и арендных коллективов, вступление в научно-производственные и производственные системы. Для того, чтобы выжить в современных экономических условиях необходимо точно знать какая продукция необходима населению, в каких количествах и по какой цене люди готовы приобретать нашу продукцию. Чтобы знать ответы на эти вопросы я предлагаю ввести в структуру управления хозяйством службу маркетинга и должность заместителя директора по маркетингу, вместо заместителя директора по производству. Я считаю, что для выживания хозяйства в современных экономических условиях работа в области маркетинга просто необходима. Проведение маркетинговых исследований в области рынков сбыта продукции позволит хозяйству более точно определять свою политику организации и развития производства и более быстро и в нужном направлении реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Под системой маркетинговых исследований агропромышленного рынка понимают проведение хозяйствующим субъектом логически последовательных работ для определения потребностей потенциальных покупателей, их вкусов и запросов, выявления каналов реализации продукции, организации рекламы, изучения и прогноза изменения конъюнктуры рынка, а так же своевременного внесения корректив в организацию, управление и непосредственно в технологический процесс производства.
Маркетинговые исследования в АОЗТ «Московское» должны проводиться маркетинговой службой по следующим направлениям: · существует тесная взаимосвязь уровня производства продукции с природно-климатическими условиями, которые могут вызвать как ярко выраженный положительный, так и отрицательный эффект. Исходя из этого, маркетологи должны разрабатывать адекватные программы развития производства; · в агропромышленном комплексе производится жизненно важная продукция, имеющая особое значение для государства. Правительством предусмотрены значительные льготы предпринимателям, занимающимся производством, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции. Маркетинговые исследования должны строится таким образом, чтобы с максимальной отдачей использовать предоставляемые предприятиям льготы; · сельскохозяйственные предприятия в отличие от промышленных имеют постоянный гарантированный спрос на свою продукцию, который контролируется государством с помощью экономических стимулов и рычагов. Это притупляет действие фактора неустойчивости и позволяет маркетологам с меньшим риском разрабатывать долгосрочные программы; · диверсификация производства, неизбежная в условиях рискованного земледелия, предполагает проведение разносторонних маркетинговых исследований по широкому спектру проблем; · технологическая зависимость сопряжённых производств приводит к тому, что изменение ситуации в одном из ведущих звеньев технологического процесса, как правило, вызывает адекватные реакции в других технологически зависимых производствах. Например, фермер, специализирующийся на производстве зерна; занимается так же выращиванием поросят. При таком сочетании фермер не застрахован от значительных убытков, так как в случае засухи и плохого урожая зерна можно предположить и сокращение производства свинины (из-за потерь кормовой базы). Это следует учитывать в маркетинговых исследованиях;
· большой объём скоропортящейся продукции овощеводства предполагает, что на основе маркетинговых исследований будут обеспечены хранилища и перерабатывающие мощности, быстрая реализация, предотвращено затоваривание; · специфической особенностью сельского хозяйства является производство продукции многими производителями, в то время как производство средств производства и переработка в АПК значительно монополизированы. Это обуславливает значительную зависимость хозяйств и фермеров от поведения предприятий-монополистов. В маркетинговых исследованиях должны «проигрываться» различные варианты, отрабатываться программа ответных действий на всевозможные действия предприятий-монополистов - сокращение производства, повышение цен, изменение технологических требований и т. д.; · основные потребители сельскохозяйственной продукции сосредоточены в городах, географическая удалённость производителей от рынков сбыта означает необходимость реализации сельскохозяйственной продукции через посредников, то есть, потерю некоторой доли дохода, так как товаропроизводители вынуждены делиться с посредниками частью прибыли. Задача маркетинговых исследований заключается в том, чтобы найти оптимальное решение, позволяющее получить максимальную прибыль. Проведение системы маркетинговых исследований для АОЗТ «Московское» может быть затруднительно из-за очень широкого круга рассматриваемых вопросов, что требует значительных материальных и трудовых затрат. Тем не менее, анализ основных направлений исследований вполне по силам и не большому хозяйству. К тому же, предприятие может совместно с другими хозяйствами организовать и эксплуатировать центральную службу маркетинга. Кроме того, можно пользоваться на договорной основе помощью экспертов-консультантов.
В состав службы маркетинга я предлагаю включить экономиста и юриста. Помимо маркетинговых исследований рынков сбыта продукции и анализа существующей ситуации и перспектив (чем будет заниматься экономист), необходимо грамотное, с юридической точки зрения, составление договоров, заключение контрактов и других документов, составление которых требует юридической грамотности. Ведь от того, как составлен контракт, может зависеть конечный результат сделки. Во главе службы маркетинга необходимо поставить специалиста в ранге заместителя директора по маркетингу, который обязан хорошо владеть экономическими, финансовыми, плановыми, технико-производственными, исследовательскими и сбытовыми вопросами, он должен заниматься обще координационной деятельностью и нести ответственность за перспективное планирование развития производства. Ещё одно усовершенствование, которое я хочу предложить - это использование в процессе управления информационных технологий (ИТ). С помощью ИТ можно получить любую накопленную информацию для оперативного решения поставленных задач. В условиях развития хозяйственной самостоятельности предприятий, существующих многообразных организационно-экономических форм и прямых связей с партнёрами и банками создание современной информационной структуры просто необходимо. Внедрение ИТ, обеспечивающих преобразование информации в формы, доступные и удобные для немедленного использования потребителем, способствует ликвидации промежуточных звеньев внутри предприятия и между субъектами цепочки продукт-рынок, что увеличивает степень оперативности в принятии управленческих решений ИТ обеспечивают сбор, обработку, хранение, поиск и передачу информации через персональный компьютер (ПК) с соответствующим программным обеспечением, включающим базы данных, базы знании, интеллектуальные системы, системы поддержки решении, экспертные системы. ПК пользователей предприятия, банка и иных структур могут объединяться в локальные информационные системы, которые, в свою очередь, соединяются с глобальными информационными системами города, региона, страны, мира и становятся доступными для потребителя. Главный эффект от использования ИТ - скорость получения любой информации в любое время для принятия необходимого хозяйственного решения, обеспечивающего финансовую стабильность, прибыльность операций и платёжеспособность.
Практика свидетельствует, что применение ИТ оказывает существенное положительное влияние на финансовое состояние всех субъектов хозяйствования, так как позволяет использовать их данные в конъюнктурных исследованиях для определения цен и ценовой стратегии. Использование ИТ приводит к ликвидации промежуточных звеньев. Для того, чтобы служба маркетинга успешно функционировала нужно обеспечить всех её работников необходимой информацией. Информация - это новые сведения, понятые и оцененные как полезные для решения тех или иных задач. Концепция информационной работы - нужная информация, нужному лицу, в нужное время, в нужном формате - позволяет сформировать эффективную информационную систему управления предприятием. Одним из условий успешного функционирования хозяйства является оперативное управление. Задачей оперативного управления является, повседневное, планомерное руководство трудовыми коллективами, участвующими в трудовых процессах. Оперативное управление включает организацию взаимодействия и координацию деятельности руководителей, специалистов и исполнителей. Главным в оперативном управлении является принятие грамотного решения, быстрое его доведение до исполнителей и обеспечение точного его выполнения. Органом централизованного оперативного управления должна быть диспетчерская служба. В АОЗТ «Московское» была диспетчерская служба, но со временем технические средства вышли из строя, а денег на их ремонт и замену новыми не нашлось. Тем не менее, диспетчерская служба играет не последнюю роль в функционировании хозяйства. Диспетчерская служба освобождает руководителей и специалистов от непроизводительной траты времени на решение многих оперативных вопросов, разъезды по объектам производства для сбора сведении, даёт возможность сосредоточить внимание на разработке и осуществлении мероприятий по совершенствованию организации и технологии производства, дисциплинирует работников аппарата управления, повышает культуру их труда. Как показывают исследования, у руководителей и главных специалистов сокращается удельный вес затрат времени в структуре рабочего дня на выполнение работ по оперативному управлению на 20-35%.
Для организации диспетчерской службы необходимо определить объекты диспетчеризации, проанализировать работу имеющихся средств связи, выделить помещение для диспетчерского пункта, составить техническое задание на проектировку и согласовать его с органами министерства связи и другими организациями. В качестве объектов диспетчеризации обычно определяют следующие; все структурные подразделения и службы управления, ремонтные мастерские, нефтебазы, пункты реализации продукции, складское хозяйство, мобильные агрегаты (автозаправщики, автомашины техобслуживания, комбайны, а так же транспорт руководителя хозяйства и главных специалистов). Определяются необходимые средства связи - АТС, радиосвязь, громкоговорящая связь и др. В Положение о диспетчерской службе необходимо включить следующие разделы: 1. назначение и задачи диспетчерской службы в хозяйстве, объекты диспетчерского управления; 2. штаты, должностное положение работников диспетчерской службы; 3. обязанности руководителей, главных специалистов и других работников хозяйства по отношению к диспетчерской службе; 4. организация работы диспетчерской службы, распорядок рабочего дня, графики передачи информации на диспетчерский пункт, порядок проведения диспетчерских совещаний; 5. приложения: формы диспетчерской документации, копия решения правления об утверждении Положения о диспетчерской службе хозяйства. В хозяйстве всю работу на диспетчерском пункте будет выполнять один человек, а в напряжённые периоды ему должны помогать специалисты хозяйства. Функции диспетчеров-информаторов возлагаются на учётчиков или бригадиров. Структура диспетчерской связи представлена на схеме №2
Условные обозначения: телефонная связь громкоговорящая связь радиосвязь
Схема № 2: Схема диспетчерской связи.
Эффективность внедрения диспетчерской службы можно в определённой мере охарактеризовать суммой экономии зарплаты, полученной за счёт высвобождения работников аппарата управления, экономии на транспортных средствах в связи с сокращением переездов руководителей и специалистов как внутри хозяйства, так и за его пределами. Однако большая экономия достигается непосредственно в производстве. Сокращение простоев машин, тракторов и другой техники, сроков выполнения работ, постоянно исправное состояние оборудования на животноводческих фермах способствует росту урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, снижению себестоимости производства продукции. Это даст возможность судить об эффективности внедрения диспетчерской службы, так как она создает определённые условия, необходимые для нормального функционирования производства. Одним из важнейших недостатков существующей в АОЗТ «Московское» системы управления я считаю функционирование планово-экономической службы хозяйства. Несколько лет назад бухгалтерию и экономическую службу объединили в одну - планово-экономическую. Должности экономиста в хозяйстве не стало, а должность работников планово-экономической службы называется бухгалтер-экономист. В этой службе работают 8 человек во главе с начальником планово-экономической службы, выполняющим еще обязанности главного бухгалтера и заместителя директора по производству. За каждым бухгалтером-экономистом закреплён определённый участок производства, по которому он ведёт учёт. В результате работники этого отдела оказываются загруженными работой с текущими документами и очень мало уделяется времени таким важнейшим функциям как организация производства и планирование. Так, например, последняя технологическая карта была составлена в 1992 году. Задерживается составление квартальных и годовых отчётов. Я думаю, что необходимо разделить планово-экономическую службу на бухгалтерию и экономическую службу. Это позволит больше внимания уделять планированию и анализу. Таким образом, мы наметили основные направления совершенствования существующей организационной структуры управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|