Анализ деятельности ООО «ТСК» в области СМК
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Следующим шагом в преддипломной практике будут рассмотрены вопросы касающиеся СМК, внешнего и внутреннего маркетинга в ООО «ТСК», вынесены плюсы и минусы деятельности в области маркетинга и СМК, в следствии этого подведены итоги. Организация маркетинга в подрядной строительной компании имеет ряд особенностей, определяемых спецификой деятельности такого рода предприятий. Являясь, по своей сути, производственной организацией, конечный результат ее производственного процесса – объект завершенного строительства, как товар не рассматривается, он выступает, в основном, в качестве имиджевого, рекламного элемента. В виде товара ООО «Томская Строительная Компания» предлагает покупателю (заказчику) определенный комплекс производственных услуг, выступая на конкретном сегменте строительного рынка в качестве сервисного предприятия. Таким образом, подрядная строительная организация сочетает в себе одновременно характерные черты промышленного предприятия и предприятия сферы обслуживания. Следствием этого является пограничный характер менеджмента качества и маркетинга, что вызывает необходимость комплексного подхода к их организации, и предает специфические черты, не характерные для большинства производственных предприятий. Основная цель службы маркетинга и менеджмента качества в подрядной строительной организации - это создание постоянно действующей системы сбора, обработки и обмена объективной информации между всеми структурными подразделениями фирмы для обеспечения устойчивого, прогнозируемого и управляемого процесса сбыта комплекса строительных услуг. Эффективность маркетингового управления и СМК целиком и полностью зависит от способности управленческого аппарата соединить понимание тенденций экономических процессов во всех подразделениях предприятия.
В соответствии с классической схемой организации маркетинга на предприятии, его целесообразно разделить на внутренний и внешний. Применительно к ООО «Томская Строительная Компания» можно выделить следующие структурные элементы маркетинга и СМК: Внешний маркетинг и СМК: 1. Общий маркетинг внешней среды - проводится с целью выявления факторов, способных оказать влияние на экономическую деятельность предприятия (политическая, экономическая, социальная, правовая обстановка). 2. Маркетинг строительного рынка – выявление приоритетных направлений, динамики, структуры и общих тенденций развития, отбор целевых рынков. 3. Маркетинг строительных проектов – сегментация, анализ реальных и потенциальных потребителей строительных услуг, изучение требований и условий заказчика. 4. Система менеджмента качества строительных технологий, материалов и оборудования (система инноваций) - предполагает изучение, анализ и определение экономической целесообразности освоения, разработки и использования новых строительных технологий и материалов на текущих и перспективных объектах. 5. Маркетинг конкурентов – анализ состояния договорных отношений, ценовой политики, используемых технологий, способов финансирования, методов организации, качества, гарантий и сроков выполнения работ. 6. Маркетинг субподрядных строительных организаций (проводится по тем же показателям, что и анализ конкурентов). 7. Маркетинг поставщиков – анализ ассортимента, цен, качества, сроков и условий поставки строительных материалов и оборудования. 8. Маркетинг рабочей силы изучение, анализ спроса и предложения рабочей силы, мониторинг уровня заработной платы, существующей системы материального стимулирования персонала.
9. Маркетинг информационных коммуникаций – анализ существующих и поиск новых источников получения коммерческой информации, изучение рекламного рынка, получение исходных данных для выработки рекламной стратегии и тактики предприятия. 10. Маркетинг банковских и страховых услуг – анализ условий предоставления банковских кредитов, гарантий, инвестиционной политики банков, условий и порядка страхования строительных рисков. Внутренний маркетинг и СМК: 1. Маркетинг менеджмента – анализ соответствия существующий системы управления, планирования и организационной структуры предприятия уровню решаемых текущих и перспективных задач. 2. Маркетинг сбыта – изучение и анализ процесса организации продаж строительных услуг, эффективности рекламы, количественных и качественных показателей сбыта, хода реализации договоров строительного подряда. 3. Маркетинг производственного процесса – оценка состояния технического и технологического уровня, эффективности организации работ, изучение и анализ взаимодействия структурных подразделений предприятия. 4. Маркетинг персонала – оценка количественных и качественных показателей персонала (образовательного, профессионального уровня, квалификации), психологического климата, уровня заработной платы, системы мотиваций, социальных льгот. 5. Финансовый маркетинг – анализ и выработка ценовой политики, определение уровня рентабельности каждого структурного подразделения и предприятия в целом. 6. Маркетинговый контроль (аудит) – комплексный анализ реализации маркетинговой концепции предприятия, тактических и стратегических планов развития. Четкое структурное построение маркетинга и системы менеджмента качества дает возможность правильно понять и расставить приоритеты в работе, рационально распределить функциональные обязанности между подразделениями предприятия и осуществлять контроль над их выполнением. При организации маркетинговой деятельности подрядного строительного предприятия необходимо учитывать ряд особенностей. Основными из них являются: · несовершенство и нестабильность правовой базы строительного сектора · экономики, в результате чего достаточно вольно трактуются и постоянно меняются государственные и региональные «правила игры»;
· отсутствие достоверной информации о состоянии строительного рынка, так как существующая система налогообложения вынуждает строительные предприятия скрывать истинные объемы производства и реальные финансовые (статистические) показатели; · большая (решающая) роль субъективного фактора в выборе заказчиком подрядной строительной организации, когда определяющим является уровень личных отношений руководителей предприятий, предыдущий опыт совместной работы, рекомендации общих знакомых, материальная заинтересованность лиц, уполномоченных принимать решения о выборе подрядчика; · существующий регламент проведения конкурсов среди подрядных строительных организаций является, в основном, формальным и носит, как правило, вторичный характер, 90% тендеров по отбору подрядных строительных организаций проводятся с целью: а) соблюдения обязательной формальности, когда вопрос о подрядчике решен до объявления торгов; б) получения альтернативных смет, предложений по технологии работ и организации строительства для последующего их использования при разработке технико-экономического обоснования (бизнес-плана) строительного проекта, либо выполнения комплекса работ своими силами; · высокая степень финансовых и имиджевых рисков: при выполнении строительных работ на объекте, сметная стоимость которого сопоставима с годовым оборотом фирмы, с учетом штрафных санкций, предусмотренных договором строительного подряда, любое значительное нарушение сроков, гарантий, либо низкое качество работ, ставит предприятие на грань банкротства и приводит к безвозвратной потере положительного имиджа, как самой фирмой, так и ее руководством; · низкая мобильность строительной организации (подготовка дополнительного вида услуг, как товара, в том числе, виде новых строительных технологий и используемых материалов занимает большой период времени, необходимый для ее изучения, выбора, освоения, обучения персонала и предварительной практической отработке на второстепенных объектах);
· ярко выраженный коллективный характер работы (в подрядной строительной организации невозможно выделить ни одного структурного звена, не влияющего на конечный результат деятельности предприятия); · необходимость дифференцированного, максимально корректного подхода к предприятиям-конкурентам, это вызвано тесной взаимосвязью компаний в рамках строительного рынка, где ваш сегодняшний субподрядчик завтра на другом объекте выступает в качестве генерального подрядчика, и наоборот; Рекомендации
В данной главе будут предложены некоторые рекомендации, подкрепленные практическим опытом по организации маркетинга и системы менеджмента качества подрядной строительной организации ООО «Томская Строительная Компания»: В целях получения наиболее достоверных данных: · при сборе исходной информации для последующего анализа, необходимо пользоваться максимально возможным количеством не связанных между собой источников; · иметь в виду, что официальные статистические данные по строительному сектору, как правило, имеют тенденцию: а) в бюджетной сфере - к завышению; б) в коммерческой сфере – к занижению. Для достижения оперативности в сборе информации и качественной подготовке коммерческого предложения (оферты): Сбор информации о потенциальных строительных объектах целесообразно осуществлять на максимально ранних стадиях реализации проектов. Таковыми являются вынесение решения инвестиционно-тендерной комиссии и выход распоряжения губернатора о проектировании и строительстве (реконструкции) объекта недвижимости. Это позволяет: · заблаговременно оценить возможность и целесообразность участия подрядной строительной организации в реализации проекта; · осуществить личный контакт с заказчиком, либо его представителем, для получения подробной информации о требованиях по технологии, организации, качеству и сроках выполнения работ, объеме и условиях финансирования; · на основании имеющейся проектной (предпроектной) документации, выделить круг проблем в плане организации и технологии выполнения строительных работ, и предложить заказчику экономически обоснованные пути их решения вплоть до внесения изменений в архитектурно-планировочное задание и даже в готовую проектную документацию; · на стадии проектирования подготовить, обосновать и внести предложения по использованию в процессе строительства своих (желательно эксклюзивных) технологий и материалов, что в случае их принятия, гарантирует получение строительного подряда;
Коммерческое предложение (оферта) должно отражать реальные возможности ООО «Томская Строительная Компания», и при этом быть максимально акцентированным на те преимущества, которые получает заказчик, сделав выбор в пользу вашей подрядной организации. Форма предложения предполагаемых к использованию материалов, технологий и комплекса строительных услуг должна носить открытый, сравнительный характер, позволяющий заказчику сделать кажущийся самостоятельным выбор в пользу предложения ООО «ТСК»; (предпочтительным является сравнительная таблица технических, эксплуатационных и стоимостных характеристик используемых ООО «ТСК» и аналогичных по назначению технологий, материалов и услуг из которой явно просматриваются преимущества нашего варианта). Существующее на западе правило - не участвовать в тендере, если нет твердой уверенности в том, что ты его выиграешь, на российской почве не прижилось. Учитывая формальный характер проводимых тендеров, соотношение количества поданных оферт и выигранных конкурсов не является показателем высокой квалификации и надежности подрядной строительной организации. Более того, участие в торгах, где заказчиком выступает серьезная компания, располагающая ни одним потенциальным строительным объектом, независимо от их результата, предоставляет оференту возможность: · приобрести опыт участия в торгах, подготовки конкурсных предложений; · в ходе личного контакта с заказчиком, продемонстрировать и документально подтвердить свою квалификацию, видение и пути решения организационных, технологических и иных проблем по организации строительного процесса в целях создания положительного имиджа с перспективой на дальнейшее сотрудничество; · получить информацию о победителях конкурса, осуществить сравнительный анализ и выделить слабые стороны своего предложения для их последующей корректировки и доработки; · осуществить личный контакт с победителями торгов для рассмотрения возможности своего участия в данном, и иных проектах в качестве субподрядной строительной организации; · получить дополнительную информацию о предприятиях-конкурентах. Объектом рекламы является должностное лицо (топ-менеджер), уполномоченное принимать (готовить) решение о привлечении подрядной строительной организации, из чего следует: · рекламная деятельность должна носить избирательный, максимально выдержанный, ненавязчивый, деловой (более информационный, чем рекламный) характер, декларирующий положительную репутацию, опыт и возможности подрядчика, подтвержденные конкретным, не вызывающим сомнений, либо легко проверяемым фактом или цифрой, (ссылка на интернет-сайт для получения более подробной информации более чем желательна); · форма публикации: рекламный модуль (содержание модуля не должно повторяться дважды, неизменным должен оставаться только фирменный стиль предприятия), либо информационно-рекламная статья (буклет) аналитического характера, обобщающая опыт работы предприятия на строительных объектах, применяемые им технологии, способы организации работ и т.д.; · места публикаций: серьёзные специализированные издания, рассчитанные на руководящий состав предприятий и организаций; · периодичность: один раз в 2-3 месяца; · публикация в специализированных и общегородских справочниках носит необязательный, исключительно имиджевый характер. Одним из основных вопросов кадровой политики подрядной строительной организации ООО «ТСК», помимо профессионального подбора персонала, является обеспечение стабильности кадров, максимальное уменьшение их текучести и частой сменяемости. Причина состоит не только в том, что стабильность кадров является одним из показателей стабильности самого предприятия. Учитывая сугубо коллективный характер работы строительной фирмы и высокую степень информированности его сотрудников, замена любого должностного лица неизбежно приводит к временному сбою в производственном процессе, утечке производственно-коммерческой информации. Кроме того, независимо от причин, побудивших сотрудника к смене места работы, его уход и последующие поиски нового работодателя (как правило, в том же строительном секторе), даже при самой корректной мотивации, прямо или косвенно способствуют распространению негативной информации о предыдущем месте работы. Это лежит в плоскости человеческой психологии. Решение данной проблемы не является исключительной прирегативой кадрового органа. Стабильность обеспечивается всем ходом сложившегося производственного процесса, системы мотивации персонала, состоянием психологического климата коллектива предприятия в целом и его каждого структурного подразделения в частности. Осуществление постоянного анализа, и контроля над состоянием работы с персоналом предприятия, прогнозирование и оперативное принятие решений, выработка предложений и рекомендаций являются базовыми маркетинговыми функциями кадрового органа. Создание штатного маркетингового отдела в подрядной строительной организации не целесообразно. Наиболее рациональным является такой подход, при котором каждое структурное подразделение компании выполняет конкретные маркетинговые функции в части своих прямых функциональных обязанностей. В той или иной степени все подразделения фирмы занимаются маркетингом, порой, не осознавая этого. Объемы, периодичность и формы предоставления информации определяются коммерческим директором (директором по маркетингу, либо штатным маркетологом), в обязанности которого входит сбор, анализ, выработка решений и рекомендаций по вопросам организации и координации производственно-сбытовой деятельности предприятия. Задача руководителя – выработать единую концепцию организации маркетинговой деятельности предприятия и создать условия для ее реализации. Данные рекомендации не претендует на полноту и всесторонне освещение всех вопросов, связанных с организацией маркетинга и СМК в подрядной строительной организации. Как и всякий творческий процесс, маркетинговая деятельность не терпит догм и штампов. Выделив некоторые проблемы, являющиеся общими для подрядных строительных фирм, и предложив свои варианты и рекомендации по их решению, надеюсь, что они будут творчески доработаны и успешно использованы коллегами в практической деятельности. Заключение
В преддипломной практике была исследована организация ООО «Томская Строительная Компания». Как показывает практика, многие российские предприятия, конкурирующие на строительном рынке, еще не готовы к активному ведению конкурентной борьбы. В настоящее время отсутствует единый методический подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий. Основными причинами этого является недостаточная проработка теоретических основ обеспечения конкурентоспособности, отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды предприятия. Таким образом, оценка и анализ деятельности ООО «Томская Строительная Компания» с позиции эффективного управления его конкурентоспособностью является весьма востребованным. На первоначальном этапе в работе была изучена внешняя среда ООО «ТСК». В целом тенденции ее развития благоприятны для деятельности предприятия. К основным угрозам внешней среды следует отнести образование возможного дефицита квалифицированной рабочей силы, ужесточение конкуренции, трудности конкуренции с предприятиями соседних областей, зависимость от одного заказчика. В результате анализа внутренней среды предприятия были выявлены положительные тенденции в его развитии: организация производства на принципах специализации, высокая квалификация кадров, рост производительности труда и его фондооснащенности, прирост стоимости имущества, повышение финансовой устойчивости и платежеспособности, оживление деловой активности. Анализ внутренней среды позволил выявить и негативные аспекты в деятельности предприятия, а именно: несовершенство организационной структуры, неэффективное использование производственной мощности, отсутствие маркетинговой деятельности, системы планирования на предприятии и как следствие - негативные тенденции в сфере формирования финансовых результатов: рост удельных издержек, снижение показателей прибыли и рентабельности. В результате, в качестве основных рекомендаций, направленных на повышение уровня конкурентоспособности ООО «Томская Строительная Компания», были предложены: - совершенствовать организационную структуру, путем создания отдела маркетинга и планово-экономического отдела, а также путем устранения дублирования функций между главным инженером и заместителем директора по производству, что позволит повысить эффективность использования рабочего времени и организации личного труда как директора, так и специалистов, а также производительность труда рабочих; - более тщательно и обоснованно подходить к выбору поставщиков, что позволит снизить материальные затраты и себестоимость строительной продукции в целом. В результате реализации предложенных мероприятий произойдет увеличение рентабельности продукции на 2%, рентабельности затрат на 1,8%, интегрального коэффициента конкурентоспособности с 0,69 до 0,74. Таким образом, достигнутое повышение уровня конкурентоспособности позволит предприятию упрочить свою позицию на рынке, повысить результативность собственной деятельности и инвестиционную привлекательность. Считаю перспективным объединение аудитов по менеджменту и финансам. Большинство руководителей и их сотрудников одобрило бы эти процессы. Известно, что такие проверки отнимают много времени, отвлекая работников от выполнения их основной работы. Несмотря на то, что стандарты ИСО серии 9000 и ситуацию с их применением в России не критикует только ленивый, нельзя не сказать, что предприятия и ООО «ТСК» не исключение, освоившие процесс внедрения СМК, отмечают ряд связанных с этим положительных изменений, главные из них: систематизация документации и разделение ответственности по процессам; рост престижа компании; укрепление позиций на рынке, а в некоторых случаях появление возможности выхода на мировой рынок; снижение уровня дефектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|