В пунктах смены локомотивных бригад качество выполнения ТО-1 контролирует принимающая бригада, выставляя оценку «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» в маршруте машиниста сдающей бригады.
Техническое обслуживание ТО-2 поездные локомотивы проходят в пунктах технического обслуживания (ПТОЛ), где их обслуживают высококвалифицированные слесари под руководством мастера. ТО-2 маневровых, горочных, вывозных, передаточных и толкачей, обслуживаемых прикрепленными локомотивными бригадами, проводится локомотивными бригадами и слесарями в порядке и в местах, определяемых начальником железной дороги.
Продолжительность ТО-2 для пассажирских локомотивов и моторвагонного подвижного состава — 2 ч, душ трехсекционных локомотивов—1,5 ч, для грузовых тепловозов типов ТЭЗ, 2ТЭ10, 2ТЭ116, 2ТЭ121 — 1,2 ч, для грузовых и маневровых локомотивов остальных серий — 1 ч. Периодичность ТО-2—24—48 ч независимо от выполненного пробега. На плановое время выполнения ТО-2 локомотив не исключается из эксплуатируемого парка. В случае превышения этого времени локомотив перечисляют в неэксплуатируемый парк в число неисправных локомотивов (неплановый ремонт).
Объемы работ ТО-2, подлежащих обязательному выполнению, устанавливаются Правилами технического обслуживания и текущего ремонта электровозов, тепловозов. Для анализа надежности узлов локомотивов и контроля качества ремонтных работ при выполнении ТО-2 мастер ПТОЛ должен вести книгу формы ТО-29 и регистрировать в ней дополнительные работы, смененные узлы и детали с указанием причины их замены.
При ТО-2 тепловозов при работающем дизеле проверяют: работу механизмов и агрегатов на- слух (посторонние стуки и шум не допускаются); поступление масла к подшипникам воздуходувки, турбокомпрессоров и редукторов; каплепадение по сальнику водяного насоса и нагрев корпуса сальника; работу редукторов вентиляторов холодильника, включение и выключение муфт, отключение и закрытие жалюзи; плотность трубопроводов (отсутствие утечек) масла, топлива, воды и воздуха в соединениях, секций холодильника, форсунок и топливных насосов; давление топлива,
масла и воздуха; разрежение в картере дизеля по дифманометру; работу регулятора частоты вращения и др.
По электрооборудованию проверяют:
· исправность измерительных приборов, работу регулятора напряжения;
· величину зарядного тока по амперметру (аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена);
· состояние аккумуляторных батарей и уровень электролита;
· исправность реле, контакторов, регуляторов, напряжения, контроллеров и тумблеров;
· четкость и последовательность срабатывания электрических аппаратов с двух постов управления;
· работу устройств автоматической локомотивной сигнализации, автостопов и радиосвязи;
· состояние предохранителей электрических цепей, их соответствие установленному типажу.
Осматривают с обязательным снятием крышек коллекторы тяговых электродвигателей и тяговых генераторов, продувают их, проверяют состояние перемычек, выводных кабелей, крепление щитов, крышек моторно-осевых подшипников.
Затем дизель останавливают. Проворачивают рукоятки пластинчато-щелевых фильтров на 2—3 оборота, проверяют крепление силовых агрегатов и механизмов и их приводов, состояние ремней и карданных головок, состояние топливных насосов и механизмов их отключения, уровень масла в воздушных фильтрах дизеля, состояние воздушных колес вентиляторов холодильника и тяговых электродвигателей, а также легкость вращения валов топливоподкачивающих насосов.
Осматривают колесные пары и ударно-сцепные устройства» проверяют действие тормозов, крепление моторно-осевых подшипников, кожухов зубчатых передач, подшипников щитов тяговых электродвигателей; осматривают рессорное подвешивание, подвески, рычажную систему тормоза, буксы, тормозные колодки ивыход штоков тормозных цилиндров. Смазывают валики рессорного подвешивания и другие узлы тепловоза.
Все обнаруженные неисправности устраняют, после чего проверяют работу узлов и агрегатов тепловоза при работающем дизеле. Особое внимание обращают на детали, узлы и агрегаты, имеющие повышенный износ или неудовлетворительно работавшие в процессе эксплуатации, а также на места, опасные в пожарном отношении.
Кузов и ходовую часть локомотивов очищают на специальною обмывочной установке, входящей в состав экипировочного хозяйства. Причем эта операция предшествует техническому обслуживанию ТО-2.
При проведении ТО-2 электровозов, кроме указанных работ (исключая обслуживание дизеля и его оборудования), проверяют токоприемники, изоляторы высоковольтного оборудования, вили-товые разрядники, крепление люков пусковых и демпферных резисторов и др. Проверяют также работу цепей электровоза от высокого напряжения на первых позициях (вперед, назад) и др.
ОБЪЕМ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ТО-2 ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ80с
Наименование работ
Общие указания
1. Механическое оборудование
1.1. Техническое обслуживание механической части рекомендуется выполнять по приведенной схеме осмотра с таким расчетом, чтобы, обойдя один раз вокруг электровоза и пройдя по канаве, путем осмотра обнаружить и устранить все неисправности (ослабление соединений, износ, некомплектность и другие дефекты) ходовой части электровоза.
Один слесарь проводит внешний осмотр электровоза от точки 1 до точки 30, другой - осмотр из канавы от точки 31 до точки 59.
1.2. Точки 1, 16 - осмотреть путеочиститель.
1.3. Точки 2, 17, 45 - проверить автосцепные устройства.
Проверку производить, руководствуясь Инструкцией по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог РФ N ЦВ-ВНИИЖТ/494.
1.4. Точки 3, 18 - осмотреть привод скоростемера.
1.5. Точки 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 15, 19, 21, 22, 24, 25, 27, 28, 30 - произвести осмотр колесных пар, их букс. При наличии записи машиниста о характерном стуке колесных пар, свидетельствующем о наличии ползунов и выбоин, осмотреть колесные пары по кругу катания с замером ползуна, выбоины.
Проверить нагрев букс. Визуально проверить герметичность корпуса букс, проверить крепление передних крышек букс. Проверить состояние буксовых поводков, их крепление к кронштейнам буксы и рамы тележки.
Осмотреть рамы тележек на предмет отсутствия трещин (особое внимание обратить на места сварных швов).
Осмотреть рессорное подвешивание: рессоры, пружины, стойки. Проверить надежность крепления гаек и шайб.
Осмотреть тормозную рычажную передачу:
· тяги, рычаги, подвески, балансиры, поперечины, тормозные башмаки, колодки, планки, шарниры. Заменить тормозные колодки с предельным износом, трещинами.
Проверить крепление рукавов подсыпки песка, положение их концов по отношению к бандажу и головке рельса.
Осмотр колесных пар производить в соответствии с Инструкцией по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и электросекций N ЦТ-329 и Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава N ЦТ-330.
Толщина тормозной колодки должна быть не менее 15 мм.
1.6. Точки 5, 8, 11, 14, 20, 23, 26, 29- провести осмотр гидравлических амортизаторов (надежность соединения, целостность деталей). Неисправные амортизаторы заменить.
Убедиться в исправности и правильном расположении деталей люлечного подвешивания.
Проверить выход штоков тормозных цилиндров, при необходимости отрегулировать.
1.8. Точки 31, 44, 45, 46, 59 - проверить прилегание поглощающего аппарата к упорной плите и задним упорным угольникам.
Проверить состояние противоразгрузочного устройства.
1.9. Точки 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 57, 58 - проверить состояние кожухов тяговой зубчатой передачи, букс моторно-осевых подшипников, уровень смазки в этих узлах. Проверить нагрев букс моторно-осевых подшипников, надежность крепления их букс, состояние крышек букс.
Проверить крепление задних крышек букс, состояние буксовых поводков, их крепление к кронштейнам буксы и рамы тележки.
Осмотреть рамы тележек на предмет отсутствия трещин (особое внимание обратить на места сварных швов).
При осмотре кожухов, моторно-осевых подшипников убедиться в отсутствии течи смазки. При необходимости добавить смазку.
Полную заправку смазкой всех моторно-осевых подшипников выполнять не реже одного раза в 10 суток.
1.10. Точки 34, 41, 49, 56 – проверить состояние подвесок тяговых двигателей, шаровой связи.
1.11. Проверить состояние всех предохранительных устройств от падения деталей на путь.
2.2. В доступных местах проверить исправность и состояние видимой части якоря, коллектора, кронштейнов, щеткодержателей, пальцев, щеток, перемычек, подводящих кабелей, их крепление. Проверить состояние гибких шунтов, зазоры между корпусом щеткодержателя и коллектором.
Заменить щетки высотой менее 25 мм.
2.3. Очистить при необходимости от пыли конус коллектора. Проверить крепление траверсы. У двигателей, на которых обнаружены щетки с износом, близкого к предельному износу, следы кругового огня и перебросов или произошло срабатывание защиты в пути следования, осмотр произвести через верхние и нижние смотровые коллекторные люки. Устранить следы перебросов электрической дуги по коллектору (на вращающемся якоре).
2.4. Проверить крепление главных и дополнительных полюсов, подшипниковых щитов. Закрыть коллекторные люки и убедиться в плотности прилегания их крышек к остовам, в исправности замков крышек коллекторных люков.
2.5. Проверить состояние воздухопроводов, выхлопных патрубков и их сеток.
2.6. Проверить состояние выводных кабелей, прочность крепления кабелей в клицах.
2.7. В зимнее время проверить состояние снегозащитных устройств, сопротивление изоляции тяговых двигателей.
Сопротивление изоляции двигателей должно быть не менее 1 Мом.
3. Вспомогательные машины
3.1. Произвести внешний осмотр вспомогательных машин, проверить нагрев подшипников, крепление машин к основанию. Проверить крепление кабелей. Ослабленные болтовые соединения закрепить.
3.2. Мотор-насос системы охлаждения трансформатора осмотреть на предмет отсутствия течи масла и целостности трубопроводов.
4. Электрические аппараты и тяговые трансформаторы
4.1. Осмотреть электрическую аппаратуру панелей:
контакторы,
МК,
тепловые реле,
промежуточные,
реле заземления,
боксования,
юза,
дроссели,
трансформаторы,
панели БУРТ-001М и аппаратуру других панелей.
Проверить свободность хода подвижных частей реле и контакторов, состояние и крепление проводов, подходящих к блокировочным контактам, тепловым реле и контакторам. Осмотреть состояние проводов на клеммных рейках.
При необходимости снять дугогасительные камеры и зачистить контакты.
Если контакты сильно повреждены дугой, заменить их.
После установки камер убедиться в отсутствии касания подвижных деталей контактора к стенкам камеры.
4.4. Осмотреть межкузовные и межэлектровозные электрические низковольтные соединения, проверить прочность крепления штепселя с розеткой.
4.5. Осмотреть выпрямительную установку.
4.6. Тяговые трансформаторы осмотреть на предмет отсутствия течи масла. Осмотреть и протереть изоляторы выводов обмоток. Протереть изоляторы вилитовых разрядников. Проверить уровень масла в расширителе.
4.7. Осмотреть блок БРД.
4.8. Осмотреть переходной реактор на предмет выявления трещин в шинах витков и перебросов между ними.
4.9. Осмотреть главный контроллер ЭКГ-8Ж (со снятием дугогасительных камер).
При необходимости зачистить разрывные контакты, блок-контакты блокировочных валов и контакты переключателя обмоток.
Осмотреть муфту сервомотора. Проверить состояние коллектора и щеточного аппарата сервомотора.
Изношенные щетки заменить.
4.10. Проверить исправность действия блокировок высоковольтных камер и крышевых люков.
4.11. Осмотреть пульты машиниста, пульт включения ЭПТ, пульт включения АГС, проверить работу кнопочных выключателей.
Осмотреть регулятор давления, при необходимости зачистить контакты регулятора.
4.12. Осмотреть арматуру и цепи сигнального освещения, проверить действие осветительных цепей прожектора, буферных фонарей. Заменить негодные лампы и предохранители.
4.13. Проверить в зимнее время действие системы кабины машиниста, электрических обогревателей окон, масла компрессора, спускных кранов главных резервуаров.
Осмотреть устройства для электроснабжения вагонов пассажирских вагонов, проверить сопротивление изоляции этих устройств (в отопительный сезон).
Сопротивление изоляции электрических цепей устройств для электроснабжения вагонов пассажирских поездов должно быть не менее 2 Мом.
5. Крышевое оборудование
5.1. Осмотреть токоприемники, убедиться в отсутствии перекоса рам и заедания в шарнирных соединениях.
Проверить состояние оснований, рам, шарнирных соединений, кареток, деталей привода, прочность крепления и целостность шунтов.
Осмотреть и при необходимости заменить полозы с изношенными или поврежденными угольными вставками.
В зимнее время проверить статистическую характеристику токоприемников, в летнее время - при необходимости.
Вставки, высота которых над стальным держателем менее 2 мм, имеющие более трех поперечных трещин, сколы более 50% ширины вставки, а также продольные трещины по боковой поверхности, заменить. Угольные вставки, имеющие пропилы или уступы, запилить под углом не более 20° к горизонтали. При одностороннем износе вставок развернуть полоз на 180°.
5.2. Осмотреть главный выключатель ВОВ-25-4М. Протереть загрязненные изоляторы.
5.3. Проверить состояние изоляторов высоковольтного оборудования, трансформатора тока, воздушных рукавов.
5.5. Проверить состояние уплотнений, крышек песочных бункеров, защелок, состояние сеток, при необходимости заправить песком бункера.
Выполняют экипировщики
5.6. Проверить состояние и крепление резервуаров, холодильника.
5.7. В зимний период проверить снегозащитные уплотнения кузова, всасывающего тракта, очистить от снега.
6. Электронное оборудование
6.1. Произвести внешний осмотр шкафов и панелей выпрямительных установок, блоков управления реостатным торможением.
Проверить плотность посадки кассет в шкафах и их фиксацию.
7. Тормозное и пневматическое оборудование
7.1. Произвести осмотр, проверку состояния и действия тормозного оборудования.
Техническое обслуживание ТО-2 производить согласно Инструкции N ЦТ-533.
7.2. Проверить работу тифонов, свистков, при необходимости отрегулировать.
7.3. Проверить работу стеклоочистителей, клапанов, разобщительных и спускных кранов, пневматических блокировок, наличие пломб на предохранительных клапанах.
7.4. Проверить подачу песка форсунками из обеих кабин, при необходимости отрегулировать форсунки.
При соответствующей записи в журнале формы ТУ-152.
8. Аккумуляторные батареи
8.1. Очистить металлические токоведущие детали от пыли, влаги, масла и солей.
Проверить крепление перемычек и подводящих проводов батареи.
8.2. Проверить выборочно уровень электролита в элементах. При обнаружении недостатка электролита проверить все элементы, добавить дистиллированную воду, довести уровень электролита до нормы.
8.3. Проверить общее напряжение и ток утечки аккумуляторной батареи. При необходимости выполнить регулировку зарядного устройства.
9. АЛСН, КЛУБ и радиосвязь и скоростемеры
9.1. Проверить работу АЛСН, КЛУБ, радиосвязи и скоростемеров.
В журнале формы ТУ-152 поставить штамп о выполненных проверках.
Проверку производить в соответствии с инструкциями МПС России.
10. Приемка электровоза
10.1. После окончания технического обслуживания убедиться, что электровоз в целом (в том числе и электрические машины) очищен от посторонних предметов и технологических материалов, применяющихся при техническом обслуживании.
10.2. Проверить наличие запаса деталей и материалов первой необходимости, наличие инструмента, инвентаря, средств пожаротушения с пополнением недостающего и заменой использованных огнетушителей.
10.3. Закрыть и заблокировать все двери, передвижные щиты высоковольтной камеры и установить электровоз под контактную сеть.
10.4. Проверить из каждой кабины подъем и опускание каждого токоприемника.
10.5. Из кабины машиниста:
поочередно включить каждую вспомогательную машину и проверить четкость работы. Проверить работу регулятора напряжения;
включить компрессоры, накачать воздух и проверить работу регулятора давления;
проверить работу песочниц и звуковых сигналов, сигнальных ламп, тормозов, поездной радиосвязи и АЛСН в соответствии с действующими инструкциями;
проверить работу цепей электровоза от высокого напряжения на первых позициях (вперед, назад), при этом обратить внимание на правильность показания измерительных приборов;
проверить величину выхода штоков тормозных цилиндров.
10.6. Мастеру (бригадиру) сменной бригады провести проверку качества выполненных работ и поставить штамп в журнале формы ТУ-152, в котором указываются место, дата, время ТО-2 и ставится подпись.
10.7. Локомотивные бригады производят приемку электровоза после технического обслуживания ТО-2 в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
Примечание. При проведении ТО-2 следует руководствоваться техническими требованиями и нормами допусков и износов оборудования, узлов и деталей, приведенных в Правилах текущего ремонта и технического обслуживания электровозов переменного тока, Правилах ремонта электрических машин электроподвижного состава, инструкциях МПС России.